Приехать сюда мы думали еще в том году, после посещения тайника «Черенцы» автор gobich, настолько нам понравилось архитектурное творчество Н.А. Львова.
Николай Александрович Львов был очень талантливым человеком, его бешеная работоспособность и острый ум создавали поразительные вещи. Ушлые историки подсчитали, что за 23 года архитектурной деятельности Львов спроектировал 87 построек, то есть по 3-4 здания за год!!!
Колокольня в селе Арпачёво привлекает к себе издалека, своей необычностью. Еще издали увидав ее, возникает вопрос: «Колокольня ничего не напоминает, а?». Маяк или минарет?! Между прочим, слово минарет происходит от арабского «ман-ара» - маяк. Колокольню села Арпачёво, многие сравнивают с Пизанской башней. Особенности здешнего ландшафта таковы, что издали она кажется даже слегка наклоненной, но это впечатление обманчиво.
Вот как описывают архитектуру этой колокольни сами архитекторы: «Колокольня, поставленная отдельно на западной оси храма, это серия цилиндрических объемов, поставленных на квадратное в плане основание с приставленными с востока и запада экседрами, завершенными полукуполами. Поверхность стен основания обработана крупным рустом, имитирующим кладку из квадров, в завершении средней части основания выделяются пологие треугольные фронтоны. С этой подчеркнуто «античной» частью контрастируют гладкие поверхности двух цилиндров и завершающего восьмигранного фонарика. По своей тонкой и тщательно разработанной отделке и по пропорциональному строю Арпачёвская колокольня - одна из лучших усадебных колоколен конца XVIII в. Истоки такой необычной композиции следует, вероятно, искать не в надгробных памятниках римлян и не в эллинистических мавзолеях (хотя эти образцы и были использованы при проектировании колоколен, но в случае с квадратными ярусами, завершенными восьмигранным «храмиком»), а в маяках античного Средиземноморья (и прежде всего - Фаросском маяке в Александрии, в котором видим ту же композицию). В обширном «ассортименте» колоколен неоклассицизма винкельмановского толка подобные «маяки христианства» вполне объяснимы как с точки зрения переноса смысла (маяк - свет - колокольня несущего свет храма), так и с точки зрения значимости античного образца. К этому же типу можно отнести колокольни усадебных храмов в Никольском-Гагарине и Поджигородове.Проект очень похожей колокольни видел А. Бенуа в собрании чертежей в итальянской Швейцарии. Из сходства колокольни на чертеже, приписываемом Томазо Адамини, и колокольни в Арпачёве родилась гипотеза о заимствовании Адамини проекта Львова. Со своей стороны мы предлагаем общий источник и для чертежа Адамини, и для колокольни Львова: пока не выявленные колокольни Италии, ориентированные на античные маяки как на образцы, или, возможно, какой-то рисунок-реконструкцию античного маяка».
Почему выбрана такая форма: маяк - версий может быть много, например, чтобы «освещать дорогу в родные края»?! Причал у Родины?! Во время постройки Н.А. Львов собирает народные песни, а здесь вместо лампады маяка (света) как раз звук (колокол).
Колокольня пока не реставрировалась. В советское время в ней был склад.
С высокой колокольни вид на много вёрст кругом. Зимой пустынная заснеженная равнина и простор, простор, простор. Летом - буйство красок и бескрайние поля и перелески.
Есть еще одна, почти копия такой колокольни и в Липецкой области: тайник "Да будет свет!" автор Gek Finn.
Казанская церковь в усадьбе Арпачёво построена по проекту Николая Александровича Львова для его дяди в 1795 голу. Из этого родового имения Львовых происходит автор гимна «Боже, Царя храни» - А.Ф. Львов. Н.А.Львов - создал классический палладианский храм.
О классической церкви в Арпачёве и её месте в ряду построек Н.А. Львова было опубликовано много заметок. Можно лишь описывать то ощущение и писать о том впечатлении, которое производит этот палладианский храм, с его портиками и роскошным круглым залом внутри, среди пейзажа среднерусской равнины. Пустынно и внутреннее пространство храма - круглый колонный зал, залитый светом сверху сквозь полукруглые окна восьмигранного барабана; как-то не вериться здесь в присутствии толпы людей. Чуть суховаты линии иконостаса, переделанного из прежнего, оригинально и необычно подражавшего пальмовому лесу. Ещё сохранились здесь, иконы работы Боровиковского, в частности почти, наверное, исполненные его рукой архангелы на створках северной и южной двери.
Церковь восстановлена и реставрирована снаружи и частично внутри, стараниями московского актера Георгия Шапошникова. Именно он отыскал у местных крестьян иконы кисти Боровиковского из этой церкви.
Когда мы искали материал по колокольне и церкви в Арпачёво, то наткнулись на интересную заметку в газете и просто не могли её не отметить. Ниже приводим вырезку из этой статьи.
Из материалов СМИ: "Храм погубит земельный вопрос. Уникальной церкви XVIII века грозит исчезновение"....«.....В 1986 году Георгий Федорович Шапошников, москвич, актер по профессии, купил в Арпачево избу прямо напротив храма Казанской иконы Божией Матери. И вот уже восемнадцать лет он занимается восстановлением этой церкви. В 1989 году при храме был зарегистрирован православный приход. С его образованием появилась юридическая основа для начала восстановительных работ.
В 2005 году внешний облик храма был восстановлен профессиональными реставраторами за счет частных пожертвований и средств епархии, но внутренний интерьер еще требовал серьезной работы. Еще в начале восстановления храма, когда Георгий Федорович сам покрыл купол кровельным железом, внутри проступили фрески, написанные Владимиром Боровиковским. Выдающийся русский художник был другом Львова и расписал его храм.В 2005 году Шапошников решил посадить вокруг церкви парк в честь 60-летия Победы. Была достигнута договоренность с районными организациями о безвозмездной помощи. Нашлась техника, лесничеством было выделено необходимое количество саженцев, студенты торжокских колледжей готовы были приступить к работе, обещали помочь предприниматели, районная администрация поддержала инициативу, приход получил соответствующие документы.
Но тут вмешался нынешний хозяин Арпачево, бывший председатель колхоза имени 1 Мая Юрий Лавягин. Он категорически запретил сажать деревья, мотивируя это тем, что на месте предполагаемого парка (25 соток в центре села) у него выпас скота. Вопреки принятому решению из районной администрации поступил окрик, останавливающий работы. Вот тут и выяснилось, что церковь не имеет своей земли.
Тогда же Шапошников узнал, что несколько лет назад все церковные приходы Тверской епархии прошли перерегистрацию. Но, по словам Шапошникова, епархия не сочла нужным поставить в известность приход в Арпачево о проведении новой регистрации. В итоге полтора года понадобилось для того, чтобы оформить все документы, подтверждающие право на жизнь храма Казанской иконы Божией Матери. В процессе оформления, как рассказал Шапошников в интервью "Газете", в чиновничьих кабинетах терялись документы, совершались описки и опечатки, требующие переоформления бумаг.
Наконец в феврале 2006 года было принято решение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом о предоставлении земельного участка под храм. Просьба об этом уже полгода лежит в районной администрации. Второй год не ведется реставрация храма и колокольни. На паперти храма и на кладбище XVII века пасется скот.
- Почему не решается вопрос с землей? - Возможно, эти земли уже скуплены. Вы ведь знаете, что скупаются колхозные паи. Мне торжокская администрация прислала письмо - чисто, как я считаю, чиновничий ход, - что "для оформления права безвозмездного пользования на земельный участок, вам необходимо представить договор безвозмездного пользования на объект культурного наследия федерального значения и кадастровый план земельного участка под объектом... а также необходимо представить пакет учредительных документов на православный приход церкви Казанской иконы Божией Матери". Но кадастровый план в советское время на церковь не делали! Она была недействующей, разрушенной. А теперь я слышу: план представишь, тогда будем разбираться. Я этого сделать не могу. И, стало быть, разговор окончен. Куда бы я ни обращался, мне говорят: судитесь! - Вы должны судиться как частное лицо? - Да, получается, что я частное лицо, хотя в свое время, начиная восстановление храма, я зарегистрировал приход. - А батюшка есть? - Пока нет. Если бы был священник в приходе, были бы другие разговоры. По крайней мере, эта церковь была бы нужна епархии. - Расскажите подробнее о парке, с которого и начался конфликт с местным руководством. - Как вы понимаете, раньше рядом с церковью был парк, там сейчас только кусты; была усадьба, полностью разрушенная. Когда местные власти запретили разбивать парк вокруг храма, я неожиданно получил записку с предложением приобрести землю. Я созвонился с этим товарищем, встретился. Он мне говорит открытым текстом: " Четыре тысячи долларов за гектар - и через неделю земля будет ваша". Записка написана на бланке главы районной администрации. А нынешний хозяин села Арпачево господин Юрий Лавягин мне откровенно говорит: " - Ты объясни, зачем тебе это нужно. Скажешь, может быть, я тебе и разрешу".
Я объясняю ему, что в этом году посадил несколько яблонь. Яблочек с них я не попробую, мне уже восьмой десяток. Вот для чего я сажал? И храм я для чего восстанавливаю? Я не собираюсь его приватизировать, рукополагаться там не собираюсь. Это надо сохранить! Я же под парк просил всего-то две полоски в 25 метров! А вся зелень рядом с церковью - это кладбище, ему более трех веков. Это не просто кладбище, здесь хоронили только помещиков. Уникальные надгробия. Мы с супругой их повалили в свое время и присыпали землей. Потому что приезжали на машинах, вывозили гранитные и мраморные монументы. Вот я их и спрятал. А позади церкви, где алтарная часть, могилы духовных лиц. У меня есть старая церковная книга, с XVIII века сохранилась. Там исторические имена. Дарья Пожарская, например. Помните, у Пушкина о пожарских котлетах? Все это нужно сохранить и объединить в единый комплекс. Но нет! А теперь здесь пасут скотину. - Может, с давних пор пасли? - Конечно, нет. Это чистая провокация, ожидают, что я сорвусь. А пока вокруг храма все поросло бурьяном. Татьяна НЕВСКАЯ "Газета" 28 июля 2006 г
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: