Данный тайник продолжает серию тайников «Донские храмы»
В концеXVIII века, переселившиеся из Крыма армяне вместе с домами начали строить и церкви, вначале деревянные, а затем и каменные. В селе были сооружены две церкви: Сурб Саркис и Аменапркич.
Церковь Аменапркич (Христа Спасителя), возведённая в конце XIX - начале XX веков, неповторима по своему архитектурному стилю. Отреставрированная в 1996 году колхозом имени Лукашина, она ныне действует, здесь проходят литургии, поёт церковный хор. Храм Аменапркич в селе Крым по архитектуре значительно отличается от прочих храмов армянских селений на Дону. Ведь практически вплоть до конца XIX века армянам-переселенцам в России запрещалось возводить церкви в своём национальном стиле. По мнению историка Е. А. Шахазиза, она построена в формах армянского зодчества, что не совсем правильно. Композиционно церковь принадлежит к типу купольных базилик Армении, в которых центрально-купольный компонент преобладает над базиликальным. Это подчеркнуто не только компактными пропорциями здания, но и сечением купольных устоев, ориентированных по рисунку плана в подкупольную часть. В отличие от армянских памятников, алтарная апсида заменена частично выдвинутым на восточном фасаде прямоугольным, освещённым тремя окнами отделением с немного приподнятым полом. Аналогичный выступ имеется и в западной половине, где позднее были устроены хоры, сообщавшиеся со вторым этажом колокольни. Выступы на поперечной оси на южной и северной сторонах здания сделаны менее глубокими, чем подчёркнута базиликальная протяжённость сооружения. Освещённость церкви хорошая, равномерная во всех частях интерьера, что достигнуто разумным расположением высоких окон - тройных в алтаре и угловых помещениях западной стороны и двойных в восточной части. Три широкие двери обеспечивали свободный выход верующих из огромного, площадью около 300 м2, молитвенного зала. Перекрывающие угловые отделения ползучие своды расположены несколько ниже полуциркульных покрытий продольного и поперечного нефов, что придало завершению основного нижнего объёма здания характерную для крестовокупольных базилик крестовую форму. В интерьере церкви, как и в купольных базиликах Армении, выдержано нарастание внутреннего пространства от периметральных частей к центральной, подкупольной, подчеркивающей вертикальную ось здания. Это отразилось и на увеличении высоты внутри круглого, внешне 16-гранного барабана купола. Примерно такую же высоту имеет и пристроенная вскоре колокольня, закрывшая большую часть западного фасада молитвенного зала. В плане она квадратная, по ширине значительно меньше среднего нефа, что придало ей подчинённое значение во внешнем облике здания. Примыкающие в колокольне боковые помещения, в том числе северное с деревянной лестницей на ярус звона и на хоры в западной части молитвенного зала, имеют высоту на уровне угловых отделений церкви, что подчёркивает высотность колокольни.
Внешнее убранство церкви и её колокольни богаче, чем в интерьере. Оно состоит из крупно профилированных архивольтов на полуколоннах, образующих оригинальную аркатуру, с забранными железными решётками оконными и закрывающимися металлическими полотнами дверными проёмами и глухими простенками. Выступающие на южном и северном фасадах торцы поперечных нефов акцентированы высокими полуколоннами, завершёнными тремя архивольтами: в центре — большим с круглым окном, обрамлённым мелкими арочками, а по краям – малыми. Выразительна нижняя часть западного фасада колокольни с перспективно расположенными профилями мощного полуциркульного архивольта на спаренных колоннах входного портала. Выше помещены, как своеобразное продолжение аркатуры боковых фасадов, три арочки с крестом и кругами внутри. Более крупными рельефными крестами заполнены средние пролеты аркатуры продольных южного и северного фасадов боковых пристроек колокольни. В зависимости от основного нижнего объёма находится оформление купола церкви и колокольни. Они поставлены на квадратные в плане возвышения, приподнявшие их над скатами примыкающих к ним кровельных покрытий. Барабаны куполов украшены арками на таких же, как и внизу, колоннах, образующих аркатуру с чередующимися окнами и заложенными проёмами. Выше - несложного профиля карниз с крупным полувалом и углублённые в толщу фриза кресты, составленные кирпичной кладкой. Какими были покрытия над полусферами — следов не сохранилось, но по сведению старожилов они были такие же, как и в русских церквах.
Село Крым В 1779 году в низовья Дона из Крыма переселились тысячи армян. В селе, которое назвали Крым (или Топти) поселились выходцы из города Старый Крым и села Топлы. Название было взято как памятное, происходящее от прежнего места проживания. Это второе по величине из пяти (позже из шести) армянских поселений Нахичеванской округи. Как и село Чалтырь начало своё получило на склоне балки у родника Мец-Чорвах. 22 июня 1941 года мирную жизнь сельчан нарушила война. 812 крымчан было призвано и мобилизовано в армию и на трудовой фронт, 372 не вернулись с полей сражений. Дважды село было занято немцами. Первая оккупация продлилась недолго: с 21 по 28 ноября 1941 года, вторая - семь месяцев: с 25 июля 1942 года по 16 февраля 1943 года.
В селе есть уникальный Пантеон Славы с фотографиями и полным перечнем погибших в Великой Отечественной войне крымчан. За время существования (открытие состоялось 9 мая 1970 года) его посетили множество делегаций со всех концов мира.
Красив и величественен Парк 60-летия Победы, открытый в 2005 году. Это - память о погибших за освобождение села воинах. Их имена на памятнике, к которому ведёт красивая аллея из цветов, а вокруг шумят березы ... по числу погибших воинов.
Также здесь есть Народный Музей Села Крым, где можно познакомится с историей и бытом Анийской ветви армянского народа, одного из древнейших народов планеты. Работает с 9.00 до 17.00; перерыв с 12.00 до 13.00; выходные - среда, суббота, воскресенье. Телефон 8(86349)25988.
Селение занимает около 8 км2, примерно 1500 дворов, около 30 улиц и 3500 жителей. В селе имеется больница, Дом культуры, сельский парк с детскими аттракционами, средняя школа, сельская библиотека и множество магазинов с сельским рынком.
Источники: наблюдения автора и Книга О. Х. Халпахчьяна «Архитектура Нахичевани-на-Дону», буклет А. Л. Поповян «Село Крым», сайт А. Л. Поповян.
Благодарим за содействие Алвард Лусегеновну Поповян и Байдериных за уточнение координат.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: