Храм Сурб-Амбурцума (Святого Амбарцума) находится в селе Чалтырь Мясниковского района Ростовской области. Данная армянская церковь равнозначна русской православной церкви Вознесения Господня.
Амбарцум. Вознесение Господне Вознесение Господне как праздник утвердилось в IV-V вв. и отмечается на сороковой день после Воскресения Господня. В его основе лежит евангелистское о том, как воскресший Христос призвал апостолов на Елеонскую гору и благословил их на всемирную проповедь: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Духа Святого, уча их соблюдать все, что Я повел вам; и вот, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». С этими словами он стал отдаляться, вознесся и скрылся в облаке и «воссел одесную Бога». Пока потрясенные апостолы взирали на небеса, им явились два ангела и торжественно поведали о вознесении Господа, который в свое время явится вновь для суда над человечеством и утверждения царства небесного: Он «придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». О знамениях, которые будут предшествовать этому явлению, Иисус предупреждал апостолов: «…Солнце померкнет, и Луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачут все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою… О дне же и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один». Источник: подпись-текстовка под иконой в храме
Построена она в период 1860-1867 годов по типовому проекту таганрогского архитектора Н. Муратова, который с 1846 по 1847 годы выполнил 5 проектов типовых храмов Нахичеванской городской округи. Церковь расположена в центре села, на ул. 8-я линия, вблизи сельской Администрации, памятника В.И. Ленину, сельского парка и мемориала Воинской славы, возведенного в память о павших воинах Красной Армии – односельчанах и защитниках села в годы ВОВ. Исследователь армянской архитектуры, доктор архитектуры О.Х. Халпахчьян, сопоставив типовые проекты Муратова из фондов Центрального Государственного исторического архива в Санкт-Петербурге с планом и архитектурным обликом здания церкви, определил непосредственное участие Муратова в разработке проекта церкви. Церковь Амбарцума выделяется своими стройными пропорциями и наличием характерных для культовых зданий Нахичевани архитектурных элементов, придающих ей индивидуальный характер. Она принадлежит к типу четко выраженных снаружи и внутри крестово-купольных сооружений. Это подчеркнуто отсутствием приделов по сторонам выступающей на восточном фасаде алтарной апсиды, имеющей одинаковую с основным объемом церкви высоту. Венчающий средокрестие купол восьмигранен и более пропорционален. Он также прорезан высокими парными окнами, которые, однако, разделены между собой не пилястрами, а расположенными на гранях барабана колоннами. Несколько укороченные поперечные ветви креста с входными порталами имеют четырехколонные, стройных пропорций портики с большими фронтонами, подобно соборному храму Григора Лусаворича (разрушен, Ростов-на-Дону), а также церквям Аствацацин и монастыря Сурб-Хач в Нахичевани и Карапета в с. Несвитай. Свои отличительные черты имеет и одновременная церкви высокая четырехъярусная колокольня. Хотя план ее первого этажа аналогичен плану колокольни церкви Карапета в с. Несвитай, однако боковые помещения по сторонам ведущего в молитвенный зал коридора не прямоугольные, а выполнены в виде небольших комнат с экседрами на коротких сторонах, что определило винтовую форму ведущей на ярус звона лестницы. Верхние два яруса колокольни по своим деталям очень близки аналогичным частям колокольни соборного храма в Нахичевани, однако переход от прямоугольного плана нижнего этажа к кругу верхних ярусов осуществлен не непосредственно, а через восьмигранник второго яруса, который придает внешнему облику сооружения большую стройность. На сегодняшний день здание находится в состоянии ремонта – оштукатурена вся наружная поверхность и большая часть внутренней части храма; восстанавливается роспись на стенах – священник церкви также является ее художником; обновлена кровля и купола, укреплен фундамент. Идут также внутренние отделочные работы – оштукатуривание стен, укладка двухцветного гранита на пол храма, восстановление фресок на стенах. Два года назад изготовлен новый алтарь из белого мрамора с рукописным изображением Богоматери с младенцем Иисусом на руках. В храме еженедельно проводятся богослужения и божественные литургии, играет музыка и поет хор. Источник: наблюдения автора и книга О.Х. Халпахчьяна «Архитектура Нахичевани-на-Дону»
Село Чалтырь Название Чалтырь происходит от армянских слов «чал», «чалка» - причал, причаливать. Самое большое из пяти (позже из шести) армянских поселений Нахичеванской округи, основанное в 1779 году армянами - выходцами из Крыма. Легенда гласит, что первые постройки Чалтыря выросли на склоне балки Чалтырьской у родника, именуемого Мец-Чорвах (Большой источник). А поскольку армяне почитают культ воды, данный родник, как и еще три в селе, оборудован каптажным сооружением, и постоянно используется местными жителями как источник пресной питьевой воды. Координаты родника Мец-Чорвах – N 47,17,018 E 39,30,007. Селение занимает около 12 кв.км., примерно 4000 дворов, около 150 улиц и 15 000 жителей. Имеет свою сложившуюся инфраструктуру: несколько памятников: воинам-защитника, В.И. Ленину, сельчанам - ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС и памятник матерям погибших воинов на сельском кладбище. Также в селе имеется оборудованная больница с пунктом Скорой помощи, Дом культуры, сельский парк с детскими аттракционами, четыре средние школы, большая сельская библиотека и Историко-этнографический музей. В западной части села, на ул. Красноармейской, возведено множество ресторанов и кафе, пользующихся спросом как у местных жителей, так и приезжих гостей из Ростова, Таганрога и прочих крупных населенных пунктов.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: