ВЫСОЦК (до 1948 года – Уурас, Uuras) – небольшой город в Выборгском районе Ленинградской области, в 20 километрах к юго-западу от Выборга. Расположен на острове Высоцкий, входящего в архипелаг островов Выборгского залива. По сведениям многочисленных источников населенный пункт был основан Петром I в начале XVIII века. Первое же письменное упоминание о поселении в этих местах относится к 1532 году (этот же год указан на табличке, установленной на набережной). Тем не менее, впервые идея расположить здесь защитные сооружения возникла в 1710 году. Петр I заложил здесь крепость, призванную прикрывать подступы к Выборгу и названную им Тронгзунд по шведскому названию омывающего ее пролива (швед. trang, «узкий» и sund, «пролив»: в самом узком месте пролива его ширина составляет всего около 180 метров). С 1918-го по 1940 год Тронгзунд, как и Выборг, входил в состав независимой Финляндии (в финляндскую автономию при Российской империи он входил с момента ее образования Александром I в 1811 году). Финны называли остров Уурассаари, то есть Деятельный. Бурную экономическую деятельность прерывали войны: советско-финляндская и Великая Отечественная. Всего на один год в город приходит советская власть, но уже в 1941 году остров оккупируют финские и немецко-фашистские войска. Освобождают его в июне 1944 года войска Ленинградского фронта в ходе Выборгско-Петрозаводской операции. В 1948 году, в честь Героя Советского Союза пулеметчика Кузьмы Высоцкого (1911-1940), погибшего здесь во время советско-финляндской войны, архипелаг и остров переименовали в Высоцкий, а сам город – в Высоцк. Тогда же начали восстанавливать так называемый «внешний порт Выборга» – порт на острове Высоцкий. До 1983 года порт бездействует. Затем его начинают использовать для погрузки угля, но серьезные грузообороты порт Высоцк набирает только с середины девяностых. А в 2002-2005 гг. компания «Лукойл» построила на острове нефтяной терминал и распределительно-перевалочный комплекс. По переписи населения 1998 года в городе проживало 1,2 тыс. жителей, что дало повод некоторым источникам называть Высоцк «самым маленьким городом России».
Наибольший интерес в городе Высоцк представляют остатки крепости постройки конца XIX века, расположенные на мысе Отрадный. На отрезке пролива между современными мысом Южный острова Высоцкий и мысом Северный острова Крепыш в 1710 году русскими войсками были возведены первые береговые батареи против возможного подхода шведского флота на помощь осажденному Выборгу – именно о них говорится в донесении Ф.М. Апраксина Петру I от 21 марта 1710 года: «Место, где быть шанцам для неприятельского приходу морем, нашли зело крепкое и узкое». 8 марта обе батареи салютовали русскому флоту ведомому Петром I из Кронштадта, а 16 мая преградили путь шведскому флоту. К сожалению, от тех первых батарей в наше время и следа в буквальном смысле слова не осталось – можно только предполагать, где конкретно они размещались. В связи с началом очередной шведско-русской войны в середине XVII века в районе Транзунда планировалось «построить сильную крепостцу», однако проект не был реализован – основные строительные работы переместились на Пильский и Ниемильский проливы. И во время Крымской войны Транзундский пролив оборонялся полевыми батареями, установленными не на острове Уурассаари (Высоцкий), а на его северном берегу – на острове Равансаари (Малый Высоцкий), поскольку Уурассаари считался неподходящим местом для возведения укреплений из-за их уязвимости при атаке с суши и, кроме того, тамошняя батарея «по свойству местности не могла бы продольно обстреливать Транзунд». При очередном пересмотре тактики обороны Выборга и перепланировки морских позиций Выборгской крепости, про мыс на острове Уурассаари вновь вспомнили – в начале 1860-х годов здесь и был организован один из важных узлов обороны пролива, получивший название Транзундский редут. Строительные работы начались в 1864 году на высоком скальном холме, где вдоль берега вытянулись складские строения лесной биржи, которые было решено перенести. Схема укрепления в плане представляла неправильный пятиугольник с земляными валами и рвами, облицованными гранитными блоками, по четырем его сторонам и открытой тыльной частью. Основой вооружений редута стали три артиллерийские батареи, расположенные по четырем сторонам пятиугольника – Верхняя, Нижняя – для защиты с воды, и Уступчатый фас – для защиты с суши. Кроме этого в крепости (прямо в скале) были сооружены и вспомогательные помещения – казармы, сводчатые пороховые погреба, провиантские склады, ворота, а также и ряд деревянных строений вне ее стен (у пристани) – артиллерийские склады, караульный, офицерский и телеграфный дома. Основное строительство завершилось в 1867 году, а в 1868 году Транзундский редут был вооружен тридцатью самыми современными на тот момент орудиями – дальнобойными нарезными, береговыми, морскими, бомбовыми и пр. В 1870 году были проведены работы по устройству внутренней дороги, начинавшейся от пристани на самой оконечности мыса и соединявшей все части укрепления, а сам редут подвергался перестройке/достройке вплоть до конца 1870-х годов. Тогда же огневую мощь крепости усилили новыми изобретениями – дальнобойными орудиями образца 1877 года и двухорудийными мортирными батареями. Кроме этого выход из пролива рядом с редутом частично был перегорожен ряжевыми заграждениями, а в военное время перекрывался полностью металлическими цепями. В 1880-х годах в ходе выработки новой концепции обороны Балтийского побережья Транзудские укрепления (имеются в виду все крепости и редуты, защищавшие Транзундский пролив) вновь оценивались как малоэффективные ввиду их большой растянутости и плохой тыловой защиты. В результате было принято решение об их упразднении и разоружении. Однако Транзундский редут сохранял свое боевое значение в 1900-1910-х годах, в том числе и в ходе Первой мировой войны, но в боевых сражениях за всю историю своего существования так и не участвовал… Может быть поэтому, а скорее потому, что не всякий турист сюда доберется (а в советское время прилегающая акватория вообще имела особый приграничный статус), а местные жители уже давно все излазили и им теперь не очень интересно, крепость эта сохранилась весьма неплохо и, к тому же, не сильно замусорена. Пушки и порох, разумеется, убрали, зато все кирпичные казематы и гранитные валы-рвы стоят по-прежнему. Можно даже забраться внутрь этих самых казематов, что бы убедиться, что их кирпичная кладка 150 лет простояла и еще запросто столько же простоит – так прекрасно она сохранилась (только смотрите под ноги – деревянные настилы полов тем не менее сгнили, образовав ямы, кое-где присыпанные мусором). Если же вы вооружитесь фонариком, то бродить вам под скалой по кирпичным коридорам крепости – не перебродить… Некоторые места, конечно, обвалоопасны, поскольку кирпич от сырости разрушается, поэтому необходимо проявлять осторожность при исследовании подземных помещений. Крепость довольно большая, но осмотреть ее стоит. Особенно рекомендуем подняться на самую высокую точку: с западного склона туда ведет неплохая лестница. В настоящее время часть редута со стороны города неплохо обжита (например, в одном из бывших погребов устроили гараж), а укрепления со стороны Транзундского пролива (как и сам пролив с видом на противоположный «финский» остров) часто используются в качестве натуры стайками начинающих художников.
Источники Немного информации о городе Высоцк нашлось в Википедии. Интересный рассказ бывшего жителя Высоцка можно почитать здесь. Информация о Высоцкой крепости встретилась на форуме сайта Автопутешествия по России. И совсем мало написано в Большой Советской Энциклопедии.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: