Автор: RaFaeL
Создан: 05.10.2008
Опубликован: 06.10.2008
(отредактирован: 30.07.2018)
Компаньоны: runaway
Описание окружающей местности
Как известно из истории, время заселения территории междуречья Оки, Волги, Суры и Мокши относится к концу неолита и началу ранней бронзы (примерно 5 тыс. лет назад). В I тыс. н. э. на территории современной Нижегородской области жили мордовские племена, в Поветлужье — марийские; небольшую территорию по Оке занимала мурома. Славяне впервые появились в устье Оки в XII в, а в 1221 году, на месте булгарского города был основан Нижний Новгород. Мордовские князья присягают на верность суздальскому княжнеству, и с этого времени начинается постепенное растворение и ассимиляция мордвы среди русского населения. Следует сказать, что термин «мордва» объединяет в себе две родственных, но при этом все-таки разных этнических группы – «эрзя» и «мокша», каждая из которых имеет свой язык. В Нижегородской области проживает в основном эрзя, а часть эрзи, проживающая на территории Дальнеконстантиновского района зовется терюханами – от названия населенного пункта Большое Терюшево. Несмотря на то, что контакты с русским населением данный этникон имел в течение достаточно продолжительного времени, крещен он был лишь в середине XVIII века, причем, сохраняя намного дольше обычаи и обряды. Главными культовыми объектами у терюхан были так называемые священные рощи – почитаемые участки леса, в которых устраивались мольбища. Интересно, что православные церковные власти во многих случаях старались строить церкви и часовни вблизи культовых языческих мест, таким образом, постепенно приучая население к новой вере. Например, весьма распространенным было мнение, что верховный бог эрзи и Иисус Христос – это одно и то же. Тем не менее, священные рощи всегда оставались почитаемые и оставались таким даже в XX веке, когда терюхане окончательно влились в русский этнос: в эпоху запрета церквей моления устраивались именно в древних священных рощах.
В начале XIX века в Терюшевской волости происходят события, о которых до сих пор предания и легенды. Житель деревни Макраша Кузьма Алексеев с помощью хитроумных приемов называет себя пророком мордовского народа и заставляет верить в свою божественную силу. Например, возвращая украденную у местного жителя корову (предварительно украденную одним из его помощников), объясняет это содействием богов. Богослужения состояли из смеси православия, старообрядства и древнемордовских верований. За год действий «Кузьки-бога», как называли его жители окрестных деревень, население практически перестало ходить в православные церкви (а, значит, приносить доход). Постепенно в среде терюхан начинаются волнения уже социального характера. В конце концов правительство области для решения проблемы посылает вооруженный отряд, который захватывает лжепророка. Большинство его сторонников были казнены, а сам он отправлен в ссылку в Сибирь (ходят легенды, что не просто так остался он в живых, а спасло его накопленное золото).
Кузькины Караваи – так называется священное урочище, где жил Кузька-бог. Но история этого места на самом деле еще более интересна. В 1992 году в окрестности села Кривая Грань (выселок деревни Макраша, появившийся в 1920-хх годах) приехала экспедиция по поиску окаменелостей – в оврагах близ деревни не раз находили «чертовы пальцы» - белемнитов. Местные жители не только показали места с окаменелостями, но и рассказали о «караваях» - священной роще. В ходе археологического исследования оказалось, что это место есть не что иное, как древнемордовское городище VII века (т.е. времен, когда в этом краю еще не было русских)! На стрелке двух оврагов, защищенная с двух других сторон высоким валом и глубоким рвом стояла крепость – «твердь», в которую во время военной опасности пряталась мордва из окрестных деревень. Грандиозное сооружение имеет валы до 5 метров высотой (большой вал с южной стороны и поменьше – с северной)! А еще здесь же был обнаружен лунник оживающий – реликтовое растение, встречающееся на территории Нижегородской области крайне редко. «Лунник» – так как созревшие стручки с семенами напоминают по форме и окраске серп луны, а «оживающим» он называется потому, что растение опыляется ночными бабочками и вечером как бы «оживает»…
Вот такое интересное место спряталось в лесах Дальнеконстантиновского района. Не ищите каких-то особых красот, просто прогуляйтесь по городищу и подумайте, что много веков назад стояла здесь крепость, и жил здесь народ - эрзя. А сейчас все это спрятал лес, и не так то просто добраться сюда – местность изобилует глубокими оврагами. И этот памятник один из немногих, что рассказывает нам об истории Нижегородского края I тысячелетия н.э. К сожалению, грандиозность места совсем не передают фотографии, и лучше увидеть городище своими глазами.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: