Как калмыки Наполеона побеждали [TR/4671]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Традиционный
Класс: Архитектурный
Исторический
Размер: Неизвестно
Сезонные ограничения отсутствуют
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Астраханская обл.
Харабалинский р-н
Ближайший нас.пункт
Речное
Оценки тайника[?]
Доступность: 2
Местность: 3
Рейтинг
4.38Рекомендаций: 1Нашли: 15
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Сначала показалось, что надпись не на русском... но приглядевшись...
Сначала показалось, что надпись не на русском... но приглядевшись...
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: FDKILLER
Создан: 25.09.2008
Опубликован: 25.09.2008
(отредактирован: 23.04.2022)
Компаньоны: VovkaKak

Описание окружающей местности

Описание окружающей местности
«Я видел, как коня степного
На Сену нить водил калмык,
И в Тюльери у часового
Сиял, как дома, русский штык!»
Ф. Глинка

В буддизме есть традиция воздвигать памятники не только в честь трагических событий, но и радостных, созидательных.
Калмыцкий храм-памятник Хошеутовского хурул был воздвигнут в 1814-1818 годах в честь победы русских войск над Наполеоном в Отечественной войне 1812 г.

Храм был воздвигнут вблизи Тюменевки - ставки калмыцкого князя, полковника, героя войны 1812 г Серебджаба Тюменя на месте старого деревянного культового сооружения, куда на хранение было сдано пробитое французскими пулями походное знамя Второго калмыцкого полка.
После победы над Наполеоном князь был приглашен Александром I в Санкт-Петербург для вручения наград - золотого оружия и ордена Святого Георгия за сражение под Лейпцигом и там был поражен величием Казанского собора - одним из центральных мест проведения торжеств, ставшим памятником русской воинской славы. Здесь хранились знамена неприятеля, ключи от французских городов. Его прекрасные дугообразные колоннады напомнили ему родовой знак князей Тюменей - натянутый лук. Атмосфера всеобщего ликования, царившая в Петербурге в те дни, а также гордость за калмыцкий народ, ощущение его причастности к великой победе породили у Батур-Убуши мысль о создании подобного монументального строения в родных степях. Вернувшись в ставку, Серебджаб Тюмень решил возвести в своем улусе своеобразный калмыцкий храм-памятник.

Автором проекта явился его двоюродный брат нойон Батыр Убуши Тюмень - известный исследователь истории калмыков и просветитель. В основу проекта легла композиционная схема Казанского собора, столь полюбившаяся ему. Но это не было слепым заимствованием. Батур-Убуши внес в архитектуру храма заметный восточный колорит. Это удалось ему во многом благодаря сотрудничеству с буддийским монахом Гаван Джимбе, который незадолго до того совершил паломничество в Тибет и Монголию.
Монастырский ансамбль Хошеутовского хурула состоял из главного каменного храма (сюмэ), двух часовен (цаца), выполненных в русском и монголо-тибетском стиле, а также нескольких хозяйственных построек и брусчатой ограды на кирпичных столбах.
Так, идея создания храма, глубоко интернациональная по своей сути, отражающая союз калмыцкого и русского народов, нашла органичное воплощение в облике храма - храма единства калмыцкого и русского народов, симбиоз православно-храмовой и буддийской архитектур..

Будучи человеком военным, Батур-Убуши нe располагал достаточными средствами для столь крупного строительства. Поэтому по возвращении из Петербурга он рассказал о своем замысле брату Серебджабу, который поддержал его и согласился принять на себя часть расходов, а остальные средства были получены от добровольных пожертвований калмыцкого народа.

Так, в начале прошлого века на левом берегу Волги, на месте, связанном со многими событиями в истории взаимоотношений калмыцкого и русского народов, был воздвигнут памятник их дружбы и боевого братства – Хошеутовский хурул.


ВРЕМЕНА МИНУВШИЕ И НАСТОЯЩИЕ

Большие дела притягивают сильных, закаленных в жизненной битве людей. Такой удивительный человек - жительница села Речное Валентина Константиновна Тихонова. Главным делом для нее стала забота о Хошеутовском хуруле, полуразрушенной буддийской святыне калмыцкого народа. Древние мастера знали свое дело, строили основательно, так что за эти годы хурул не смогли разрушить, несмотря на неоднократные попытки, ни при Советской власти, ни при трагическом моменте в истории калмыцкого народа - выселении калмыков в Сибирь, когда на их землю вернули других скитальцев, русских христиан-старообрядцев, гонимых и преследуемых ранее “своим” тираном.

Валентина Константиновна рассказывает:
«В 60-е годы потребовались теплицы для колхоза, и какой-то «светлой» голове пришла мысль использовать для этого кирпич хурула. Сначала стены разбили. Затем трактором пытались глыбы в стороны растащить. Старались от стены куски откалывать. Но так и не смогли на кирпичи разобрать. Похоже, что нельзя их на мирские нужды использовать. Хотя чего только в этом здании за эти годы не было: и школа, и клуб, и склад зерновой.
В начале 90-х нашлись умельцы, стали потихоньку подворовывать. Вот тут уж я не выдержала, написала письмо начальнику УВД. Надо сказать, меры принял - двери сделали, замок повесили».

Не раз угрожали, пытались «убедить»: «не свое же, так чего воюешь?» Но Валентина Константиновна уже много лет ревностно охраняет хурул. Добрая и радушная хозяюшка, она встречает всех, кого влечет и притягивает хурул. Похоже, что, потеряв свое былое величие, он до сих пор не потерял своей значимости: сюда приезжает со всех концов страны и даже из зарубежья самый разнообразный народ. Валентина Константиновна встречает гостей и рассказывает об истории хурула, о тех удивительных встречах, которые подарила ей судьба как хранительнице буддийской святыни: «Кто только здесь не был. Рассказывают, Александр Дюма посещал эти места, В.И. Ленин приезжал с молодой женой навестить землю предков. Приезжала принцесса Китая - прямой потомок князей Тюменей, вот ее шарф прозрачный, белый - оставила в храме. Одно слово по-русски твердила «с-пасибо», плакала, гладила меня по плечу. Потом приезжала делегация из Индии. Доски разобрали, все коврами застелили. Молебен отслужили. Не один калмык не проедет мимо. Обязательно остановит машину, попросит открыть храм. Молодые своих невест сюда привозят, как на поклон к Вечному огню. Из Калмыкии каждый год приезжают священнослужители на автобусах, привозят своих стариков помолиться перед дальней дорогой».

Построенный почти два века назад хурул как символ братства двух народов храм и сейчас несет свою миссию единства. Президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов, недавно посетивший хурул, сказал: «Хошеутовский хурул - это наши корни, которые нельзя забывать. Ведь хурул - не только историческая ценность, но и то, что навсегда связывает нас с Россией». После приезда Илюмжинова в газете «Известия Калмыкии» от 1 ноября 2000 г. появилось: «За личный вклад в сохранение культурно-исторического памятника - Хошеутовского хурула правительство республики Калмыкии награждает правительственной Почетной грамотой гражданку Российской Федерации Тихонову Валентину Константиновну».

После своего открытия в 1818 году и вплоть до 1917 года Хошеутовский хурул являлся одним из основных храмов буддистской общины Астраханского региона. Однако после революции он был закрыт, и на протяжении всего ХХ века по назначению не использовался и не реставрировался.
В августе 2004 года был создан попечительский совет по восстановлению хурула, войти в который, в частности, пожелала депутат Государственной Думы РФ Александра Буратаева. А председатель религиозной организации «Община буддистов села Заволжское» Лузанг лама заявил о намерении отыскать и включить в состав попечительского совета прямых потомков калмыцкого хана Убуша - в том числе калмыцкую принцессу, побывавшую здесь несколько лет назад.
Окончание ремонтных и реставрационных работ было намечено на 2009 год - год 400-летия добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российской империи.
Но, к сожалению, пока … воз и ныне там :(

Описание составлено по материалам сайтов:

http://nsm.rbcmail.ru/
http://www.volga-astrakhan.ru/
http://tyumenevs.narod.ru/

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

IVasi (08.10.2024 11:06:25)
Пока рассматривали Хурул подъехал местный тоже на велосипеде. Рассказал историю храма, что там историческое, что новое. Поговорили про колючки, мужчина поохал про дорогу, что мы собираемся ехать и пожелал нам доброго пути.
Sergio79 (17.05.2023 21:34:27)
Взяли тайник 04.05.2023. Дорога от основной трассы 30 км в одну сторону местами хреновая, но мы потерпели ради такого значимого достоприма. Хурул полностью отреставрированный и выглядит теперь как новенький. Очень хотели попасть внутрь. Но телефон, указанный на двери, был выключен. Хозяйка живет в 5 км и лучше предупреждать заранее о своем визите. Кому надо, номер телефона 8-961-798-92-14 Надежда Бембяшевна.
В тайнике без обмена. Автору спасибо!
Feodor (13.04.2023 09:34:12)
Detroit (21.04.2022 14:37:12)
ttankptz (05.04.2022 15:05:23)
Nefer (10.09.2021 18:51:18)
Chipper (09.01.2020 14:45:32)
Лисенок (09.01.2020 10:34:59)
nnm (14.10.2016 10:45:02)
AleKat (12.05.2014 23:56:28)
zoranz (12.05.2014 13:21:20)
alcocachery (08.07.2013 09:21:23)
MiG_76 (05.02.2013 14:33:11)
Pachita & two (29.10.2012 02:01:48)
КOT (25.09.2012 14:21:24)
gazel (07.11.2011 11:58:14)
latosha и Ванчо (01.09.2011 21:15:34)
опелевод (31.05.2009 19:19:14)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.