В Брянской области довольно много памятников церковной архитектуры периода 18-20 вв. К сожалению, многие сохранившиеся до наших дней храмы находятся в плачевном состоянии и требуют восстановления. Наша экскурсия предполагает посещение пяти церквей расположенных относительно компактно, из них одна действующая и одна на реставрации.
Госома. Церковь Бориса и Глеба Точных сведений об образовании прихода села Госома не имеется. В церковных материалах 1610-х гг. есть сведения, что существовавшая в селе Успенская церковь была сожжена литовскими людьми, а затем на ее месте была сооружена часовня. Кроме того, в селе находился еще один деревянный храм во имя Бориса и Глеба, уцелевший в годы «смуты». По имени этого храма село в XVII —XVIII веках порой называли Борисоглебским. Впрочем, и Борисо-Глебская церковь, вероятно, вскоре обветшала, и поэтому в писцовых книгах 1653 году она уже не упоминается, зато названа «церковь Покрова Богородицы в селе Госаме, у той церкви двор попов, двор дьячков, двор Пономарев...» На следующий год Покровская церковь названа вместе с приделом Святых Бориса и Глеба. В 1808 — 1812 гг. помещица Екатерина Фаддевна Тютчева построила вместо обветшавшего деревянного храма каменный. Неизвестно, были ли допущены какие-то просчеты архитектором и мастерами, то ли сама обстановка 1812 года не способствовала нормальному завершению работ, но позже на здании храма стали появляться трещины, и в 1895 году его пришлось разобрать из-за опасности обвала. Когда в 1895 году была из-за ветхости разобрана старая каменная церковь, то сразу же начались работы по строительству нового каменного храма за счет средств церкви и прихожан. Работы велись вплоть до 1900 года, когда Борисо-Глебский храм в Госоме был освящен. Внутри здания сохранились фрагменты масляной живописи конца XIX века. Время закрытия храма достоверно не известно. В 1992 году здесь была возрождена приходская община. Восстановительные работы ведутся силами и на средства местного сельхозпредприятия. На сегодняшний день восстановительные работы продолжаются, доступ внутрь закрыт.
Страшевичи. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских Поставлена на холме у дороги, в центре древнего села. Деревянная церковь Петра и Павла известна здесь с нач. 17 в.; в 1736 г. она заменена церковью Афанасия и Кирилла, которая была полностью перестроена в 1812 г. на средства генерал-майора М.П. Бахтина. Нынешний храм возведен в 1901-05 гг. на деньги прихожан брянскими и почепскими мастерами. Стены кирпичные с расшивкой швов и использованием в деталях лекального и тесаного кирпича; шатры деревянные. Характерный образец культового зодчества данного периода в русском стиле. Окна и двери в церковь были заколочены, проникнуть внутрь можно было только в четырёхярусную колокольню.
Творищичи. Церковь преображения В селе Творищичи сохранился один из самых оригинальных образцов церковной архитектуры. Спасо-Преображенская церковь была построена в 1818 (по другим, устаревшим данным в 1850-58 гг.) по заказу тетки Тютчева помещицы В.Н.Безобразовой. Внешне архитектура храма кажется несуразной - растянутое, лишенное привычного купола сооружение более походит на жилой дом. Только более поздняя колокольня указывает на храмовый характер постройки. На фасадах, правда есть интересные детали - гипсовые барельефы апостолов и Христа. В стилистике необычного здания формы классицизма соединились с чертами "готики", проявленной в форме оконных проемов. Вся оригинальность храма и его главная ценность в интерьере - там создан удивительный архитектурный театр, имитирующий гору Фавор из каменных глыб. Наверх, к иконостасу восходят две полукруглые лестницы, а по периметру всего овального помещения протянут балкон, поддерживаемый деревянными колоннами. Внизу, под фантастической горой, как бы в пещере, устроен Георгиевский придел. В целом интерьер церкви восходит к аналогичному решению в храме Спасо-Вифанской пустыни близ Троице-Сергиевой лавры. Он был построен по замыслу митрополита Платона и в зримых формах воплощал пейзаж Святой Земли, где по преданию совершилось Преображение. Храм в Вифании был разрушен в советское время, и потому Преображенская церковь в Творищичах сегодня уникальна. Надо отметить также иконостасы, созданные местными мастерами в период немецкой оккупации. Украшения собраны из фрагментов резных оконных наличников, а сами иконы отличаются оригинальностью. Церковь действующая.
Княвичи. Церковь рождества богородицы Посл. треть 18 в. Расположена на возвышении в центре древнего села над р. Дубрашевка. Построена в 1784-87 гг. для помещика М.Е. Безобразова, возведена из кирпича на месте прежней деревянной, известной с нач. 17 в. На средства помещика П.П. Небольсина в 1830-х гг. деревянная кровля заменена железной, а в 1840-х гг. сооружена каменная ограда. В 1863 г. на деньги прихожан обновлен главный иконостас, в 1864 г. упразднен придел Ильи Пророка, а второй придел - Архангела Михаила — освящен заново; в 1892 г. стены снаружи оштукатурены, в 1894 г. перестроена ограда. К настоящему времени кровли, колокольня и ограда утрачены. Один из немногих сохранившихся на Брянщине храмов в стиле, переходном от барокко к классицизму. Церковь имеет значительные повреждения.
Барышье. Церковь Козьмы и Демьяна Находится на берегу р. Судость в центре древнего села, является его архитектурной доминантой. Возведена в 1829-34 гг. по заказу помещика М.П. Бахтина вместо прежней, деревянной (известна с нач. 17 в., когда она была разграблена "литовскими людьми"). К настоящему времени утрачены глава церкви и четырехколонные портики боковых входов на южном и северном фасадах. Храм в стиле ампир отличается простотой композиционного построения и монументальностью форм. Рядом с церковью находится могила полковника Бахтина. Михаил Петрович Бахтин (1763-1838) участвовал в Отечественной войне 1812 г. В 1835 г., находясь в отставке, пожертвовал 1,5 млн. рублей ассигнациями и имения с 2700 крепостными крестьянами на создание Орловского кадетского корпуса. За это царь произвел его в генерал-майоры с зачислением на службу, пожаловал орден св. Владимира 2-й степени и повелел назвать корпус именем Бахтина. В честь него была изготовлена золотая медаль, хранившаяся в корпусе. На лицевой ее стороне изображение Бахтина и надпись: "Михаил Петрович Бахтин", на оборотной надпись: "За благотворение юношеству. 1836 г.". Впоследствии Бахтин внес еще 140 тыс. рублей, родовое имение продал в казну, а вырученные средства также передал корпусу. Это одно из самых крупных единовременных пожертвований в дореволюционное время. В сер. 19 в. на могиле был установлен бронзовый бюст Бахтина (не сохр.).
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: