Описание окружающей местности
Торговое село Корцово лежит на древней дороге, ведущей из Костромы через Галич в Тотьму. Упоминаемое в документах с 1629 г как владение князей Волконских, особую известность оно получило после избрания в 1647 г. дочери одного из окрестных вотчинников Ильи Даниловича Милославского, Марии Ильиничны в жены царю Алексею Михайловичу. О существовании в Корцово деревянных церквей впервые упоминает дозорная книга г. Солигалича 1614 г.: «Волость Корцево. А в ней погост, а на нем храм во имя Николая Чудотворца вверх, да другой храм Преподобного Макария Унженского да другой храм клецки с трапезою Успения Пресвятой Богородицы». В 17-18 вв. деревянные церкви несколько раз горели, затем перестраивались заново. Известно, что строителем деревянной Никольской церкви в 1737 г. был местный помещик Никифор Андреевич Апушкин. В 1-й пол. 19 в. деревянные церкви были заменены двумя ныне существующими каменными храмами. Большие вклады в храмы делали местные купцы. Один из них, Ефрем Яковлевич Гусев, построил при корцовских храмах богадельню. Крупное село с несколькими порядками домов в 19 — нач. 20 вв. продолжало оставаться центром волости. Большую роль в экономическом развитии села играли проводившиеся здесь ярмарки и еженедельные базары. В 1871 г. в Корцове открылась одна из первых в уезде начальных школ. Организатором ее создания был АЛ. Брюсов, двоюродный дядя поэта В.Я. Брюсова, служивший здесь волостным старостой. В конце 19 в. в селе находились две церковноприходские школы, второклассная женская и одноклассная смешанная, размещенные поблизости от храмов. министерская двухклассная школа и земская больница, вынесенная на западную окраину села. О культурном уровне села свидетельствует факт, что в нач. 20 в. здесь было открыто фотоателье известного фотографа Орлова, а в 1916 г. начал работать кинематограф.
Церкви Троицы и Николая Чудотворца - один из характерных для провинции храмовых комплексов 19 в., основные постройки которого характеризуют разнообразие типологических форм в культовом зодчестве Костромской области своего времени. Комплекс расположен на кладбище в южной части села и играет заметную роль в окружающем ландшафте. Наиболее ранней постройкой комплекса является теплая церковь Троицы, возведенная в южной части территории погоста в 1801-10 гг. В 1836 в нескольких десятках метров к северу от нее была заложена вторая холодная церковь Николая Чудотворца. В 1847 г. во время строительства своды храма с венчавшим их восьмериком рухнули. Причиной аварии признаны плохой фундамент и некачественное выполнение кладки, отступление от проекта и «отсутствие при работе... опытных лиц, знающих строительную часть.». При возобновлении работ во 2-й рол. 1850-х гг. храм был существенно расширен (видимо, именно к этому времени относится сооружение трапeзной), так как по указаниям епископа Костромского и Галичского Филофея церковь «должна быть не менее как на 700 человек, потому что в приходе считается собственно прихожан обоего пола 2138 душ; и как в каждый воскресный день в селе их бывают торги и три раза в год ярмарки, то на богослужение ходит значительное количество и посторонних прихожан». Деньги на строительство сверх имеющейся суммы дал петербургский купец Егор Михайлович Дегтярев. Одновременно с началом строительства Никольской Церкви на восточной границе участка, примерно между храмами, была построена колокольня, ставшая ведущей высотной доминантой комплекса. В сер. 19 в. территорию погоста обнесли кирпичной оградой с воротами, выходившими на восточную сторону, от которой в настоящее время остались лишь три столба в северо-восточном углу участка. В 1901-07 гг. в ходе частичной перестройки оба храма получили западные притворы, а в Никольском была устроена калориферная отопительная система. Все работы по реконструкции церквей производились на средства прихожан под наблюдением гражданского инженера В. Борткевича. Формирование комплекса завершилось строительством в линии ограды в северо-восточном углу участка кирпичного здания, возведенного, вероятно, для читальни-чайной. Инициатором строительства здания в 1902 г. выступило Общество трезвости. Между церквами, в центральной части территории кладбища сохранился кирпичный поклонный столб нач. 20 в., очевидно, отмечающий место престола одной из древний церквей.
Церковь Троицы принадлежит к чрезвычайно редкой в Костромской области разновидности ярусного крещатого в плане храма с пятиглавым завершением, объемная схема которого более характерна к 18 в. И восходит к деревянным прототипам, а крайне сдержанный фасадный декор соответствует эпохе классицизма. Стены здания покрыты снаружи известковой обмазкой и побелены. Двухъярусный приземистый храм состоит из нижнего двусветного четверика со скругленными углами, несущего покрытый пологой кровлей восьмерик, увенчанный тесно сдвинутым пятнглавием с гранеными двухъярусными барабанами глав. С востока, севера и юга к храму примыкают прямоугольные в плане равновеликие апсида и два придела под вальмовыми крышами (северный — Архистратига Михаила, южный — Успения Богоматери), а с запада — небольшая, несколько вытянутая трапезная, крытая на два ската. Сохранившаяся в интерьере живопись выполнена клеевыми красками в нач. 20 в.
Церковь Николая Чудотворца — пример провинциального храма в стиле позднего классицизма, отличающегося монументальными формами и пропорционально соразмерным выразительным силуэтом. При этом строившееся почти тридцать лет здание не свободно от влияния эклектики, проявившемся в отделке фасадов трапезной и отчасти паперти, сооружение которых завершалось во 2-й пол. 19 в. Здание имеет симметричную осевую композицию, в которой доминирует четырехстолпный пятиглавый четверик храма. С востока к нему примыкает более низкая и узкая полукруглая в плане апсида, с запада — двухпридельная (престолы Макария Унженского и Иоанна Предтечи) трапезная, лишь незначительно уступающая четверику по ширине, и небольшая паперть. Главенствующую роль храмового объема в композиции здания подчеркивает его завершение купольной световой ротондой, несущей четырехгранный барабан, увенчанный крестом на золоченом яблоке, и меньшими по объему четырехгранными башнеобразными барабанами с такими же крестами. В храме сохранился иконостас 2-й пол. 19 в. в формах эклектики, на стенах — фрагменты клеевой живописи того же времени, выполненной в академической манере и прописанной в нач. 20 в. маслом.
Четырехъярусная надвратная колокольня, воспроизводящая в своих объемах прототипы 17 столетия характеризует консервативные особенности провинциального зодчества 19 в. Стройный объем с удачно найденным пропорциональным соотношением несущих и завершающих частей обладает стилистически неоднородным фасадным декором, типичным для широкого временного диапазона.
Источник: «Памятники архитектуры Костромской области, выпуск IV: Солигаличский район»
Описание тайника
|
Интернет-блокнот
|