На окраине микрорайона Ложок г. Искитима в удивительно красивом месте течет целебный источник - Святой Ключ. Источник уже много лет является местом паломничества, куда съезжаются люди со всех районов нашего края. Его по праву можно назвать визитной карточкой не только Искитима, но и всей нашей области. Здесь Вы испробуете целительную воду из источника, а при желании можете искупаться в чистой прохладной воде. Рядом недавно был заложен Храм-памятник в честь Новомучеников Российских. Строительство этого Храма по благословению Владыки Тихона объявлено общеепархиальной стройкой. Верующие многих приходов нашей епархии не остались безучастны и вносят свою посильную лепту в строительство и благоустройство этого святого места. Тысячи и тысячи верующих людей устремляются сюда. Пилигримы черпают и с благоговением пьют воду. В отличие от лечебных и лечебно-столовых вод, воды Святого источника можно пить каждый день, без ограничений. По данным лабораторных исследований Томского Института курортологии и физиотерапии – это пресная гидрокарбонатная натриевокальциевая вода с небольшой минерализацией (0,4-0,6 г./куб. дм). Практически полное отсутствие железа (что является редкостью в нашей области), а также отмеченное содержание растворенного углекислого газа CO2 – предает воде запах свежести и превосходный вкус. Но для человека верующего, главным, конечно, является не научные показатели, а та благодатная сила и намоленность этого места, которые подают помощь и исцеления всем с верую приходящим сюда. Святой ключ – это не просто живописное место с чистой и прохладной водой. Святость этого места тесно связана с трагической судьбой нашего народа. Именно в этих местах когда-то действовал один из самых ужасных спецлагерей тоталитарного режима - штрафной лагерь Сиблага. По свидетельству очевидцев, - это был самый жестокий "каторжный лагерь", известный за свою бесчеловечность заключенным всего Советского Союза. По сути дела – лагерь уничтожения: неотвратимый силикоз убивал многих заключенных в течение короткого времени. Вместе с уголовниками и штрафниками, отбывающими большие сроки за особо тяжкие преступления, в особой зоне лагеря помещались политические заключенные. Эти люди были неповинны, и теперь они реабилитированы. Многие из них страдали за веру. Есть свидетельские показания, что среди заключённых в 30–е годы в лагере находились и священнослужители. На территории Западной Сибири первый трудовой лагерь - СИБЛОН появился на свет в 1929 г. СИБЛОН — это «сибирские лагеря особого назначения». В 1935 г. СИБЛОН переименовали просто в Сиблаг. Лагуправление поначалу находилось в Новосибирске, в 1933 г. его перевели в Мариинск, в 1935 г. обратно в Новосибирск, в 1937 г. опять в Мариинск, в 1939 г. обратно в Новосибирск. В 1943 г. управление Сиблага окончательно перевели в Мариинск (ныне Кемеровской области). Подразделения лагеря раскинулись на территории нынешних Новосибирской, Кемеровской, Томской, Омской областей, Красноярского и Алтайского краев. Установлено около 50 крупных лагерей Сиблага 30-х годов на территории Западной Сибири. Искитимский ОЛП (отдельный лагерный пункт) ОЛП-4, позже ОЛП № 5 или ПЯ-53 (почтовый ящик) исправительно-трудового лагеря (КУИТЛиК) был создан в структуре СибЛАГа в 30-е гг. Названия лагерей постоянно менялись, чтобы усложнить поиск своих ближних заключенных оставшимся на свободе родственникам. Лагерь относился к разряду промышленных подразделений, заключенные которого были заняты преимущественно на крайне вредном для здоровья производстве извести и камня (в карьере), а также лесозаготовками и на аэродромном строительстве. Центральный штрафной лагерь в Ложке занимал ключевое положение в составе Искитимского ОЛП. Он был разделен на четыре зоны, куда направлялись заключенные из других сибирских лагерей, колоний и тюрем. По воспоминаниям бывших выживших заключенных и охранников мы имеем следующие представления о ложковском лагере. Зоны были обнесены высоким дощатым забором, с внешними и внутренними запретными зонами, обтянутыми колючей проволокой. Летом эти зоны постоянно боронили, не давая зарастать травой. На сторожевых вышках стояли вооруженные охранники, большинство из них были также заключенные. В одной зоне помещались политические заключенные, в других — уголовники и штрафники, отбывающие большие сроки за особо тяжкие преступления, в особой зоне помещались женщины. Основная работа была в карьере. Обжигали известь и добывали щебень, известь обжигали в «костровых» печах. В карьере не было особой техники, почти все работы выполнялись вручную. В ходу были такие малоизвестные сейчас инструменты, как кайло, кирка, спешня, клинья, лом и кувалда. Большие камни дробили при помощи кувалды и металлических клиньев. Как вспоминает заключенный лагеря Анатолий Литвинкин, работа была невыносимо тяжелая. Очень многие умирали от истощения. Заключенные бурили камень: 1600 ударов по буру — пройден 1 метр. 5 метров — норма в день. Бригада состояла из 2-х человек, необходимо было пройти 10 метров. Ночью вольнонаемные (бывшие уголовники) взрывали камень. Потом уголовники по три человека грузили его в вагоны. Норма на 1 человека 3,5 куб.м. или иначе 5 тонн. На дне карьера температура зимой доходила до минус 43-х градусов мороза. Чем глубже, тем ниже температура. На работу заключенных водили строем в количестве человек 300, под охраной с собаками. Работали в известняковом карьере, глубина которого более 30 метров (сейчас это месте затоплено водой). Транспортировка и отгрузка камня и щебня из забоя производились ручными тачками и вагонетками. С 1947 года постоянно курсировал между карьером и станцией, перевозил готовую щебенку и известь единственной маленький паровозик — «кукушка», «Шкода». Зона карьера и лагеря соединялась между собой специальным проходом — коридором, огороженным колючей проволокой. По этому коридору каждое утро заключенных гнали на работу. С внешней стороны коридора заключенных сопровождал конвой с собаками. Вечером по этому коридору возвращались в зону, еле-еле волоча ноги, уставшие, голодные, измученные непосильным каторжным трудом, оборванные «зэки». За ночь нужно было прийти в себя, набраться хоть немного сил, чтобы завтра снова, стиснув зубы, превозмогая боль и усталость, скоротать еще один неимоверно длинный, бессмысленный день в жизни. А дней таких тягостных и беспросветных было тысячи. Лагерь имел свое подсобное хозяйство и овощехранилище. Женщины штрафники работали в карьере, а женщины из бытовой зоны работали на подсобном хозяйстве (держали лошадей, коров) и на полях (выращивали овощи). Пункты питания не обеспечивали одновременного обслуживания завтраками, поэтому подъем утром начинялся в 4 часа, а развод в 7. Работали до 18.00 и ужин — в 19.00. Едкая пыль, оседавшая в легких, быстро превращала их в кровавые лохмотья. Тех, кто уже не мог махать кайлом, подстерегала голодная смерть - не вышедшим на работу паек не полагался. Поступавший сюда «ослабленный» болезнями контингент «штрафников» давал повышенный в сравнении с другими ОЛП процент смертности, нередко превышавший 6% и более в месяц от общего числа заключенных. Накануне Великой Отечественной войны (май 1941 г.) здесь размещалось 744 заключенных. В годы войны число «штрафников» превышало 900 чел. После войны хлынула масса военнопленных. Основным потребителем произведенной продукции (известь) был Кемеровский азотно-туковый завод, потребности которого в сырье значительно возросли в связи с размещением на его территории трех эвакуированных с Украины профильных заводов. Камень, щебень по сей день востребован на различных стройках. Особенно тяжелым было положение заключенных во время Великой Отечественной войны, заключенные питались очень плохо. Уголовники отбирали у молодых и слабых пайку хлеба, издевались над политическими заключенными, иногда убивали, проигрывали в карты. Единственные известные нам документальные сведения о ложковском лагере относятся к 40-годам ХХ века, это выдержки из протоколов партийного собрания работников лагеря. Протокол 1943 года: «…Политотдел, имея цифры большой смертности, сразу пришел к выводу, что положение в лагере катастрофическое, так, за I квартал смертность составила 17,3% к общему контингенту зз/кк. Причем умирают в большинстве по возрасту, те, которые должны быть работоспособными. За апрель месяц из 64 зз/кк умерли 26 прибывших из других подразделений, а 38 — свои. Плохие бытовые условия, неправильное использование зз/кк, недодача продуктов поставили в тяжелое положение… ..Заслушав информацию нач. ОЛП т. Куликова по вопросу смертности в Искитимском Центральном Штрафном лагере, в котором был проведен анализ причин, побудивших смертность: в январе — 5,4%, феврале — 6,7%, марте — 6%, апреле — 7,1%, мае — 4,8% к списочному составу зз/кк, содержащихся в Центральном лагере, на южном аэродроме (ОЛП № 13) и лесозаготовительной командировке, партийное собрание отмечает, что высокий % смертности и явился же в результате того, что за прошедший период в Искитимский ОЛП поступили из других подразделений большое количество штрафного контингента физически не пригодного к труду, с явными диагнозами пеллагры, дистрофии и других недугов, так за один лишь апрель из прибывших 64-х заключенных — 16 чел. пеллагрозников, 6 туберкулезников и болъных другими болезнями 4 чел., что составляет 40% больных к общему числу прибывших зз/кк…» Часто вспыхивали болезни, такие как дизентерия. Пеллагра была основной причиной смертности заключенных в советских лагерях в течение многих лет. Пеллагра — тяжелый авитаминоз, обусловленный недостатком никотиновой кислоты (витамина РР) и поражающий пищеварительный тракт и нервную систему. Излечивается только с помощью полноценного питания. Только в 1947—1948 годах в лагере перешли на т.н. хозрасчет и тогда стали хорошо кормить заключенных. До этого заключенные могли питаться помоями. М. П. Княжева, служившая во время войны в охране лагеря, вспоминает, что доходяги, еще способные двигаться, сползались к столовой и лизали пропитанный помоями снег. Безнадежность существования разрушала в зеках все человеческое. Это были люди потерявшие рассудок от голода и холода, от страданий. По свидетельству бывшего заключенного И. А. Бухреева, Искитимский лагерь отличался особой жестокостью нравов. "Я видел, как озлобленные люди зверски издевались над слабыми, калечили сами себя и других", - рассказывает он. По воспоминаниям очевидцев формы издевательств над заключенными, или как их именуют зз/кк, подчас принимали изуверский характер. Прибывших в искитимский лагерь в одну из зим содержали в железных кузбасских вагонах из-под угля без крыши, в лютые морозы, одеты они были в том, в чем их арестовали. Кормили их только соленой кетой, которую привозили с Дальнего Востока, не давали ни хлеб, ни воду. Люди выбивали днища бочек и как звери накидывались на соленую рыбу, рвали ее зубами и пили рассол. Вскоре у них начинались болезни живота, и они сотнями умирали. Их выкладывали на мороз, складывали штабелями, замораживали, потом пилили на части двуручной пилой и топили печи на Искитимском кирпичном заводе. В 1956 году лагерь был ликвидирован. Сейчас старые карьеры затоплены. На месте лагеря высится Дворец культуры и школа, протекает мирная жизнь нового населения Ложка. В шестидесятые годы, как доверительно рассказал мне один из бывших искитимских партийных работников, источник хотели завалить строительным мусором и сделать на этом месте свалку, дабы прекратить паломничество верующих. И забыть. Забыть о лагере, о вере. У ложковцев не поднялась рука, но свалка все же была устроена неподалеку. Теперь перенос этой свалки одна из приоритетных наших задач. История Святого ключа как благодатного источника и паломничества к нему начинается с 50-60 годов ХХ столетия с самого закрытия каторжного лагеря. И тесно связано с лагерем. Именно с тех пор существует легендарное устное придание, что на этом месте в годы лихолетья расстреляли группу священников, или даже закопали живьём. Привозили из штрафного лагеря и убивали. Маловероятным такое событие видится в 30-50-е годы ХХ столетия, в период существование трудовых лагерей по многим причинам. Но не исключено, что оно могло произойти в период гражданской войны. Такова история источника на Алтае в с. Сорочий лог, где в 1921 г была убита группа священнослужителей и верующих. Известны их имена. Несмотря на маловероятность массовых расстрелов священников, многие годы верующие молились у источника о упокоении убиенных и пострадавших в годы гонений православных христиан, обращались с молитвой к Новомученикам Российским. И по молитвам Новомучеников, воды источника, который существовал и ранее происходивших здесь столь страшных событий, освящались, здесь стали исцеляться от разных болезней приходящие сюда люди. В окрестностях Ложка бьет Святой Ключ – как нерукотворный памятник всем безвинно пострадавшим. Это вода освящена мучениями людей пострадавших в страшном каторжном лагере. По молитвам страстотерпцев земли Русской забил источник ключевой воды, исцеляющий страждущих. Благоустройство этого святого места столь тесно связанное с трагической историей нашего народа имеет огромное культурно-воспитательное значение. По проекту сам Храм в честь Новомучеников Российских будет памятником, погибшим здесь нашим соотечественникам. Рядом будет установлен Поклонный крест. Также в цокольном помещении храма планируется поместить музей, посвященный Св. Новомученикам и Искитимскому лагерю. Cвященник Игорь Затолокин, настоятель Храма "Живоносный источник" микрорайона Ложок: http://prihodlojok.ru/istoriya/12-svyashhennik-igor-zatolokin-iskitimskij-lager.html
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: