В 1927 году пароход «Тобол» вел вверх по Енисею караван лодок, груженых рыбой. К югу от устья Курейки Енисей на протяжении многих километров течет практически ровно с юга на север, и накладывающийся на течение северный ветер поднимает здесь особенно высокую и крутую волну. Большими волнами лодки сильно трепало, существовала угроза кораблекрушения. Капитан Очеретько принял решение укрыться за ближайшим мысом, который заслонил бы караван от ветра и волн. Зайдя за мыс, что напротив игарского зимовья, капитан увидел широкую протоку со спокойной водой, в которую раньше енисейские речники не заходили – просто не было в том надобности, а посадить судно в протоке на мель никому не хотелось. Заманчивым было ввести караван в эту протоку – там он оказался бы надежно защищен от любых ветров. «Тобол» был гидрографическим судном, обычно промеряющим судовой ход и переставляющим бакены и створы. Для капитана Очеретько промерить глубины в Игарской протоке не составляло особого труда. Опущенный с посланной лодки десятиметровый лот практически нигде не коснулся дна. Лишь на входе в протоку была обнаружена глубина 8 метров. Караван переждал в протоке непогоду и отправился дальше, а отчет капитана попал сначала в Енисейское речное пароходство, а затем – и в Москву. Игарская протока оказалась практически идеальным местом для сооружения большого порта, переваливающего лесные грузы с Ангары и Нижней Тунгуски на суда морского типа, которые по Енисею легко могли подняться до этого места. Уже через год на правом берегу Енисея закипела работа – сооружался порт, дома, лесные склады. Старое же игарское зимовье, стоявшее на противоположном левом берегу Енисея, было забыто, и в настоящее время это урочище обозначается даже не на всех картах.
Вся история Игарки - ее рождение, расцвет и упадок, связаны с портом. Поначалу все шло хорошо – морские суда загружались в игарской протоке сначала с плотов, а после ввода в стой ЛПК – с его береговых складов. Был построен город со всей инфраструктурой, грандиозным каменным Домом культуры на высоком холме. Новое дыхание Игарка получила в 1949 году, когда высшим руководством страны было принято решение соорудить здесь торговый порт и военную базу для обслуживания Севморпути – Мурманск и Архангельск находились слишком близко к западной границе страны, и в случае гипотетических военных действий могли бы быть парализованы противником. После изыскательских работ строительство порта в Обской губе было признано нецелесообразным, и порт решено было делать в Игарке. Началось сооружение Полярной магистрали – знаменитого строительства №501 и 503 ГУЛЖДС НКВД СССР по трассе Салехард-Игарка, более известной сейчас как «Мертвая дорога». В Игарке размещалось управление стройки №503, работавшей на восточной половине магистрали – от Енисея до р.Пур. Размещение инженерного и управленческого штата дало толчок к росту города, для прибывшей рабочей силы было сооружено три лагеря (их остатки и сейчас можно увидеть недалеко от Игарки). Впоследствии управление строительством было перевезено в Ермаково, где железная дорога должна была пересекать Енисей. К весне 1953 года строителям удалось уложить рельсы от Игарки до берега Енисея напротив Ермаково, а также от Ермаково до Янова Стана. Затем И.В.Сталин умер, а громадное строительство, работы на котором были завершены на 60-70%, было сначала законсервировано, а потом и попросту брошено. С этого момента начался медленный упадок города. В конце 1970-х годов была построена железная дорога от Ачинска на север практически до Енисейска. Там был построен новый город и порт Лесосибирск. Перевалка лесных грузов постепенно смещалась туда. Кризис 1990-х годов окончательно добил экономику Игарки - был закрыт лесоперевалочный комплекс (ЛПК), влачит жалкое существование порт (в последние годы в Игарку приходило по 1-2 морских судна в год). Жители старой части города, застроенной старыми деревянными домами необычной архитектуры (сталинское барокко в дереве), были отселены в новый микрорайон, а сами дома разобраны на дрова.
Сейчас Игарка переживает далеко не лучшие времена. Но умирающем городе за Полярным кругом существует музей, аналогов которому нет ни в России, ни в мире. Это Музей вечной мерзлоты, созданный на основе Игарской мерзлотной станции, с 1930-х годов изучающей вечную мерзлоту и ее свойства. На окраине старого города, в окружении мертвых домов и развалин, стоит небольшое здание, стены которого украшают резные фигурки мамонтов. В этом доме находится небольшая экспозиция, а самое главное – вход в подземелье. Работниками мерзлотной станции и музея в толще вечно мерзлоты была выбита настоящая шахта с подземными залами и многометровыми коридорами. Туда, в глубину вечномерзлой толщи, экскурсоводы водят немногочисленных посетителей музея. Самая глубокая точка шахты находится на глубине 14 метров от поверхности - здесь прослойки сегрегационных льдов достигают уже довольно значительной толщины. В нескольких залах представлены замороженные в ледяные пластины образцы растений, лежат куски льда с Енисея и Ледяной горы – местопроявления погребенного льда возрастом около 50000 лет. В одном из штреков из стены торчат стволы деревьев – 70 тысяч лет назад они были погребены под слоем песка и глины и оказались законсервированы мерзлотой.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: