- Вам ли, Михаил Васильевич, деревянные терема строить?! С Вашим-то капиталом в мраморных дворцах жить нужно... Au revoire!
Гости разъезжались, и кто-то из них, прощаясь с хозяином, промышленником Асеевым, бросил такую фразу. Несколько минут - и дорогу экипажам осветил небывалой яркости и величины факел; терем горел, подожженный рукой хозяина, горел на редкость хорошо. А потом на пепелище был выстроен белоснежный каменный дворец, всем в Тамбове известный дом Асеева. Такова легенда.
В начале 20-го века Асеев приступил к строительству нового дома для семьи в губернском центре. На тихой окраине Тамбова была приобретена землями и началось строительство каменного особняка. Спокойная гладь речного разлива и широкие заречные дали определили характер сооружения. Его авторами были московские архитекторы Л. К. Минц и М. Н. Кугушев.
Облик постройки определился вкусами и материальными возможностями состоятельного заказчика. Авторы книги "Тамбов. Памятники архитектуры" Е. Остова и М. Максимов сообщают: "Выполненный на высоком уровне строительного искусства и декоративного мастерства, этот дом является ярко выраженным памятником архитектуры определенного периода". Период этот - развитие в стране капиталистических отношений, и асеевский дом стал своеобразным символом этой эпохи.
Соразмерность и изящество всех элементов дворца сделали его легким и красивым. Каждый из несимметричных фасадов получил собственное декоративное решение. Многочисленные детали фасадов: "башенки, парапеты, арки и разностильные окна (прямоугольные, овальные, полуциркульные, одинарные и сдвоенные на итальянский манер с наличниками разного рисунка) -придавали зданию особую живописность. Она обогащалась разнообразными балконами, террасами и верандами, открытыми навстречу пространству.
К весне 1905 года дом "вчерне" был отстроен, но владелец попросил Городскую Управу внести некоторые изменения в утвержденный проект. По сообщению городского архитектора П. Феодоровского, Управа разрешила Асееву изменить план и фасад существующего дома. Неизвестно, что изменилось в фасаде здания, ибо сведений об этом нет, но первоначальный план дома сохранился. Очевидно, он является одним из первых вариантов, так как значительно отличается от реально существующей постройки. Именно этот план использовался фирмой Шуккерт и К для работ по электрификации тамбовской усадьбы. Внутренняя планировка дворца характеризуется разумной рациональностью. На первом этаже размещались вестибюли, лестничный павильон, кабинет Асеева, белая гостиная, каминная, чайная, кухня и столовая. На втором торжественный колонный зал, домовая церковь и комнаты для многочисленной семьи - у Асеева к этому времени было пять дочерей и два сына.
Художественное оформление каждой комнаты соответствовало ее назначению. Внутренняя отделка помещений, как правило, осуществлялась по эскизам самих архитекторов. Для оформления использовались дорогостоящие способы отделки: рисунки наносились на холст, а он закреплялся на стенах или на потолке. Легкий и нарядный интерьер дворца дополнялся светлым наборным паркетом и светильниками самых неожиданных форм. В их скромных остатках и сегодня видятся оригинальные произведения прикладного искусства.
За последние десятилетия во дворце многое утрачено, но то, что пока еще сохранилось, вызывает невольное восхищение перед талантом мастеров, создавших памятник своему времени. Вестибюль встречает посетителя причудливыми сюжетами настенной живописи, расписанным плафоном и обилием отделочных деталей из ценных пород дерева. Лестничный павильон, освещенный высоким окном, объединяет оба этажа здания. Стены павильона оформлены барельефами на темы античных сюжетов. Плафон расписан приглушенными бледными тонами. Над пролетом парадной мраморной лестницы - геральдический щит с головою богини Флоры, увенчанной цветами.
Большой интерес представляет частично сохранившийся кабинет М. В. Асеева. Это небольшая по размерам комната, облицованная темными деревянными панелями. Пространство кабинета зрительно увеличивает широкое диванное зеркало. Книжные шкафы, выполненные из того же материала, что и панели, отделаны резным декором ювелирной работы; над тонким декором - мастерски выполненные головки славянки, молодого славянина и воинов в русских шлемах. Резной декор плавно перетекал с каркаса шкафов на облицовочные панели стен, дивана и зеркала. Интерьер кабинета завершал плафон, ныне полностью утраченный.
Одно из лучших помещений первого этажа - белая гостиная. До настоящего времени сохранились роскошная лепнина и каскадные хрустальные люстры. По периметру гостиной на двухметровой высоте проходит пояс с ритмически повторяющимся рисунком - поднятым вверх горящим факелом, символом вечной жизни. В комнате, примыкающей к белой гостиной, привлекает внимание плафон, искусно расписанный крупными лилиями. Цветочный венок выполнен в приглушенных голубовато-зеленых тонах. Иногда изящный рисунок лепнины с потолка плавно переходит в рисунок металлического ажурного кружева, оформляющего широкий оконный проем.
В небольшой столовой царствует пластичный и теплый материал - дерево. В едином стиле выполнены облицовочные панели, посудные шкафы вдоль стен и потолочные балки. Между ними - росписи в виде ярких цветочных гирлянд. В центре - люстра изумительной работы в виде изогнутой цветочной ветки. Колонный зал - одно из интереснейших и самых больших помещений в доме Асеева. Строгий классический стиль, сдвоенные колонны по периметру зала, отопительные приборы в виде колонн, расписанных позолотой и завершенных цветочными вазами, придавали залу особую торжественность. Восточная часть его освещалась широким окном, а западная - верхним светом через световой купол, состоявший из небольших стекол определенного размера, закрепленных в металлическом каркасе. Стены зала были оформлены овальными медальонами, предназначенными для портретов и картин.
Собирательство и коллекционирование было распространено в среде рождающейся буржуазии. Асеевские коллекции размещались в парадных комнатах дворца; в легендах упоминались картины Ю. Б. Клевере и А. И. Куинджи.
Следующим этапом благоустройства было создание вокруг дворца парка, который был заложен в 1906-1907 годах. Среди привычных для края пород мелколистной липы, сосен и елей, в парке появились экзотические породы: бальзамический и серебристый тополь, голубая ель и белая акация. При устройстве парка был сохранен уникальный тамбовский долгожитель и свидетель минувших столетий - черешчатый дуб, которому, по мнению специалистов, более четырехсот лет.
В 1908 году на территории усадьбы Асеева находились прачечная, здание электростанции, дом прислуги, каретный сарай, конюшня и примыкавший к ней коровник. С Набережной улицы усадьбу ограждала ажурная металлическая решетка; в кружеве главных ворот легко просматривается вензель владельца. Все, что находилось на территории асеевской усадьбы, было создано руками простых мастеровых на основании разработок инженерного корпуса России. Когда утверждают, что асеевские дворцы созданы итальянскими или иными пришлыми мастерами, становится грустно от такого самоуничижения. Записи расходов в торговых книгах свидетельствуют о том, что паркетные полы Асеев получал от купца О. Я. Быкова, ткани (возможно, обивочные) и парусину для шпалер от Толмачева и Лоршорова, железо от братьев Сазоновых. Мебель для асеевского дома изготавливали тамбовские краснодеревщики по специальным эскизам…
Полную версию интересного рассказа об этой усадьбе, ее дальнейшей судьбе и судьбе ее владельцев вы можете прочитать на сайте http://www.rasskazovo.ru/aseev.shtml, откуда мы и взяли текст для написания этого раздела.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: