"Нормандия-Неман" - капитан Литтольф [MS/4215]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Замечательные люди
Исторический
Размер: Неизвестно
Автор запретил искать и извлекать контейнер в зимний период
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Орловская обл.
Знаменский р-н
Ближайший нас.пункт
с. Красниково, п. 1-й Егерский, п. 2-й Егерский
Оценки тайника[?]
Доступность: 4
Местность: 3
Рейтинг
4.50Рекомендаций: 1Нашли: 20
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Шаг №1. Слева от нашего главного консультанта искомая табличка.
Шаг №1. Слева от нашего главного консультанта искомая табличка.
Братская могила на территории школы
Братская могила на территории школы
Место падения самолета
Место падения самолета
Без подписи
Без подписи
Автор: Feodor
Создан: 13.06.2008
Опубликован: 04.07.2008
(отредактирован: 25.07.2008)
Компаньоны: Ars-techno

Описание окружающей местности

Капитан Альбер Литтольф (Albert Littolff) заместитель первого боевого командира легендарной эскадрильи «Нормандия», к концу войны ставшей авиаполком «Нормандия-Неман» майора Жана Луи Тюляна. Один из «раяков», собранных в "истребительную группу N 3" на ливийской авиабазе Раяк под командованием майора Жозефа Пуликена. Наряду с Тюляном, самый опытный пилот, имеющий на своем счету к моменту отправки на Восточный фронт 10 сбитых самолетов противника, больше всех из личного состава формирующейся эскадрильи. И погибший в числе первых французов 16 июля 1943 г. под Орлом в районе села Красниково в ходе Орловской наступательной операции «Кутузов».

Он родился 31 октября 1911 года в Корнимо. В 1931 году вступил в ВВС, 31 июля получил квалификацию лётчика, затем прошёл подготовку лётчика - истребителя в Истре и был зачислен в 7-ю эскадрилью в Дижоне. Как выдающегося пилота его включили в состав группы авиационной акробатики, которая совершала показательные полёты по всей Европе. Литтольф летал на самолёте "Моран 225". В 1939 году отношения с Италией обострились и группу GC II / 7, в которой он служил, перевели в Алжир на случай вторжения итальянцев из Ливии в Северный Тунис. После начала войны с Германией Литтольф настаивал, чтобы его отправили на родину. Он получил назначение в GC III/7 в Седане, где летал на "Моране 406". В составе этого подразделения впервые принял участие в боевых действиях в мае 1940 года. Однако, уже в том же месяце, группа была отозвана в тыл для перевооружения самолётами "Девуатин 520". После возобновления боевых действия и заключения перемирия он перелетел на своём самолёте в Англию, где присоединился к движению "Свободная Франция". Там аджюдан Литтольф был направлен в 6-й учебный центр, чтобы освоить английские истребители, а в августе был направлен в Одихам. Через месяц он вместе с группой лётчиков прибыл в Дакар, чтобы принять участие в злополучной операции "Угроза", после чего несколько лётчиков с тремя "Девуатин 520" остались в Даволе (Камерун). Отсюда они были доставлены в Египет, чтобы оказать содействие в формировании истребительного отряда послужившего ядром эскадрильи "Эльзац". Это подразделение, сформированное в декабре 1940 года и укомплектованное самолётами "Моран 406", сначала было придано 80-й эскадрильи Королевских ВВС. Затем их включили в состав 73-й эскадрильи для обороны Тобрука, и там Литтольф, уже в звании младшего лейтенанта, до конца апреля одержал 3 победы, а позднее - ещё одну, прикрывая корабли, на которых эвакуировали английские войска с Крита. В одном из боёв был ранен в руку. 27 августа 1941 г. де Голль подписывает приказ о формировании эскадрильи «Эльзац», командиром которой становится майор Пуликен, а тактическое руководство осуществляет Тюлян. И в этой эскадрилье впервые и до конца жизни сошлись пути Альбера Литтольфа и Жана Луи Тюляна.

Мы не будем повторяться, и пересказывать дальнейшую историю эскадрильи «Нормандия» в которой эти два пилота стали ключевыми фигурами. Читаем описание Эскадрилья «Нормандия-Неман», а самое главное посещаем д. Хатенки Калужской области, около которой находился полевой аэродром, на котором базировалась легендарная эскадрилья в летнюю компанию 1943 года. И которая принимала участие в одной из самых масштабных битв Второй мировой войны – Орловской стратегической наступательной операции «Кутузов». Целью, которой была ликвидация Орловского плацдарма противника, вклинивающегося в нашу оборону и «демонтаж» которого снимал угрозу для Москвы с юго-западного направления. «Нормандия» оказалась на главном направлении прорыва войск Западного фронта ( Крах Цитадели (Курская битва ... под Калугой?!) ), 11-я гвардейская армия (генерал-лейтенант И.Х.Баграмян) которого перешли в наступление в ночь с 11 на 12 июля 1943 года.

К началу дня 15 июля наши части продвинулись в направлении Хотынца до 50 км. Войска 61-й армии Брянского фронта обходили Болхов с востока. Нависла угроза окружения болховской группировки противника. Гитлер срочно проводит в своей ставке совещание и объединяет руководство своих войск на Орловском плацдарме под началом «льва» обороны, ярого нациста и своего личного друга командующего 9-й армией генерал-полковника Моделя. Ему были даны неограниченные права и приказано любой ценой спасти оказавшиеся в критическом положении войска. Фон Модель издает жесткие приказы, расстреливает офицеров, допустивших слабость, требует стоять на смерть, до последнего человека, а резервам продвигаться с предельной скоростью, не считаясь со временем суток. Все дороги переполнены. Не хватало регулировщиков, на перекрестках были поставлены штабные офицеры. На северо-восточный участок фронта, в район Болхова перебрасываются 12-я и 18-я танковые дивизии, подтягивается 2-я танковая и 36-я моторизированная дивизии. Наши войска, перегруппировавшись и направив удар чуть левее, пошли в наступление. Они подошли к населенным пунктам Красниково и Каменка. Оставался один переход до Хотынца, чтобы перерезать шоссейную и железную дороги, единственные магистрали, питавшие боеприпасами, горючим и резервами огромную группировку врага. Сопротивление усиливалась с каждым часом. Особенно это чувствовалось в воздухе. Сюда была переброшена немецкая эскадра JG-52. Ее асы обладали колоссальным опытом. Воздушная обстановка накалилась до предела.
16 июля самолеты поднимал в воздух командир эскадрильи майор Тюлян. В 14 часов во второй раз Тюлян поднял восемь «яков» и повел их к месту боя у села Красниково, где наши войска танковым и пехотным клином прогрызли оборону противника. Подлетая к месту наземной битвы, они заметили 15 «юнкерсов», готовых к бомбометанию и сопровождаемые только двумя «Фоке Вульфами-190». Тюлян приказал Литтольфу атаковать «лаптежников», а сам вместе с Альбером занялся истребителями. Пока Тюлян расправлялся с одним из истребителей развалившимся в воздухе, к месту схватки подошла еще группа «фоккеров». Тюляна атакуют сразу четыре «боша», но он успевает легким маневром увернуться. После скоротечного боя, в котором были сбиты еще два истребителя, собрав самолеты на высоте, Тюлян повел их за собой. Но возвращалось только пять машин. Не было Литтольфа, Бернавона и Кастелена.

На следующий день погибает и сам командир эскадрильи майор Тюлян. Довольно долго их судьба была неизвестна. Только в 1960 году колхозный механизатор Андрей Голубков из Знаменского района свидетель того воздушного боя, помог найти место падения самолета Литтольфа. По найденным документам удалось однозначно идентифицировать останки погибшего летчика. Прах Литтольфа был передан родственникам для перезахоронения во Франции. Тюлян же, как мы знаем, до сих пор официально считается неизвестным французским летчиком, павшим смертью храбрых на Западном фронте ("Нормандия-Неман" - майор Тюлян ).

Источники:
Е.Е.Щекотихин.«Нормандия» в битве за Орел.Издатель Александр Воробьев.Орел. 2002 г.
Музей авиаполка «Нормандия-Неман», г. Орел, ул. Фомина, д.8.
Виртуальная авиационная энциклопедия «Уголок неба»


Так же хотелось поблагодарить Аrs-techno за компанию и обеспечение вне дорожной части нашей поездки.

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Fess.kl (23.04.2023 23:51:43)
Были сегодня, 23.04.2023. Первым делом заехали к школе в Красниково. Остатки колокольни всё ещё радуют глаз своей ветхой стариной, а вот искомую табличку заменили на мраморную, гораздо больших размеров, и текст там несколько другой. Но мы решили не заморачиваться с расчётами, так как по фото и так всё примерно ясно, а интернета там совсем нема, по крайней мере от мтс. Мемориал вот в порядок приводят к 9 мая, видимо, отсыпали щебёночкой, ограду поменяли.
Далее помчали к месту падения. Дорога очень плохая, Дастер периодически цеплял защитой, но хоть сухо более менее, без огромных луж. В итоге до Егерского I не доехали, там дорога совсем портится, появляются огромные колеи, решили не драть машину. Развернулись с трудом, жене пришлось поштурманить немножко). Оставили авто у переезда через Бобрик по пути в Егерский II, на полянке. Дальше пешком.
Клещей по пути невероятное количество, но мы к ним уже привыкли за эти выходные. С отработанной одежды они отваливаются в течении 30 секунд примерно. Но расслабляться нельзя, мало ли что... Так и дошли до памятника, постоянно осматривая друг друга.
Вокруг памятника никакого сухостоя, лишь зелёная травка, видимо косят периодически. Но клещей это не пугает, сидят даже на ограде!!!
Почтив память минутой молчания, оставили дочку на лавке отдыхать, а сами пошли за тайником. Как и предполагалось, проблем не возникло. Дуб был определён сразу, а опыт помог с первого раза копнуть в нужном месте - тайник был найден. Пакет в клочья, но контейнер на защёлках выдержал испытание водой и временем, внутри ни капли. Записались, поменяли пакет, прикопали обрато - ура, очередной тайник взят!
На обратном пути развлекались: срывали соломинки по 5-7 клещей и высаживали их друг на друга, наблюдая как они отваливаются, в общем с ума сходить начали))).
Очень много следов на ещё не просохшей до конца почве. Кабаны там огромные, жирные и тяжёлые - это точно! Сама местность какая-то не очень фотогеничная, или просто зелени ещё мало. Но эти бесконечные соломенные поля с клещами на фоне заброшенных домов выглядят как-то печальненько. Правда нас в эти дни ничего не могло расстроить, прогулялись отлично!
Спасибо авторам за повод побывать в этих безлюдных местах.
Zlodey (24.07.2021 13:20:13)
Оставил машину не доезжая Красниково и двинулся к цели.
Поход сопровождался экстремальным количеством летающих кровососущих насекомых (в основном - здоровенных слепней), которые тучей вились надо мною на протяжении всего пути.
На повороте к памятному знаку какой либо заметной тропинки не было - и последние метров сто пробирался по азимуту.
И вот я у цели - на месте гибели героического француза. Его самолёт упал 16 июля 1943, а я добрался сюда 18 июля - почти ровно 78 лет спустя.
Общее расстояние похода от асфальта до тайника и обратно составило 12 километров.
Автору - спасибо!
zepr (06.07.2020 11:46:02)
zepr (10.06.2020 10:09:43)
norik (22.09.2018 19:34:24)
михаил57 (13.09.2014 23:58:05)
rozalski (15.06.2014 13:27:03)
Shavini (26.05.2013 11:57:49)
Alex666 (21.05.2012 14:50:31)
Aleslav (26.09.2010 20:52:04)
Dionis57 (22.08.2010 18:06:55)
Инструктор (12.05.2010 22:37:13)
nord_tramper (14.09.2009 02:28:13)
DisaV (13.11.2008 00:25:40)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.