Капитан Альбер Литтольф (Albert Littolff) заместитель первого боевого командира легендарной эскадрильи «Нормандия», к концу войны ставшей авиаполком «Нормандия-Неман» майора Жана Луи Тюляна. Один из «раяков», собранных в "истребительную группу N 3" на ливийской авиабазе Раяк под командованием майора Жозефа Пуликена. Наряду с Тюляном, самый опытный пилот, имеющий на своем счету к моменту отправки на Восточный фронт 10 сбитых самолетов противника, больше всех из личного состава формирующейся эскадрильи. И погибший в числе первых французов 16 июля 1943 г. под Орлом в районе села Красниково в ходе Орловской наступательной операции «Кутузов».
Он родился 31 октября 1911 года в Корнимо. В 1931 году вступил в ВВС, 31 июля получил квалификацию лётчика, затем прошёл подготовку лётчика - истребителя в Истре и был зачислен в 7-ю эскадрилью в Дижоне. Как выдающегося пилота его включили в состав группы авиационной акробатики, которая совершала показательные полёты по всей Европе. Литтольф летал на самолёте "Моран 225". В 1939 году отношения с Италией обострились и группу GC II / 7, в которой он служил, перевели в Алжир на случай вторжения итальянцев из Ливии в Северный Тунис. После начала войны с Германией Литтольф настаивал, чтобы его отправили на родину. Он получил назначение в GC III/7 в Седане, где летал на "Моране 406". В составе этого подразделения впервые принял участие в боевых действиях в мае 1940 года. Однако, уже в том же месяце, группа была отозвана в тыл для перевооружения самолётами "Девуатин 520". После возобновления боевых действия и заключения перемирия он перелетел на своём самолёте в Англию, где присоединился к движению "Свободная Франция". Там аджюдан Литтольф был направлен в 6-й учебный центр, чтобы освоить английские истребители, а в августе был направлен в Одихам. Через месяц он вместе с группой лётчиков прибыл в Дакар, чтобы принять участие в злополучной операции "Угроза", после чего несколько лётчиков с тремя "Девуатин 520" остались в Даволе (Камерун). Отсюда они были доставлены в Египет, чтобы оказать содействие в формировании истребительного отряда послужившего ядром эскадрильи "Эльзац". Это подразделение, сформированное в декабре 1940 года и укомплектованное самолётами "Моран 406", сначала было придано 80-й эскадрильи Королевских ВВС. Затем их включили в состав 73-й эскадрильи для обороны Тобрука, и там Литтольф, уже в звании младшего лейтенанта, до конца апреля одержал 3 победы, а позднее - ещё одну, прикрывая корабли, на которых эвакуировали английские войска с Крита. В одном из боёв был ранен в руку. 27 августа 1941 г. де Голль подписывает приказ о формировании эскадрильи «Эльзац», командиром которой становится майор Пуликен, а тактическое руководство осуществляет Тюлян. И в этой эскадрилье впервые и до конца жизни сошлись пути Альбера Литтольфа и Жана Луи Тюляна.
Мы не будем повторяться, и пересказывать дальнейшую историю эскадрильи «Нормандия» в которой эти два пилота стали ключевыми фигурами. Читаем описание Эскадрилья «Нормандия-Неман», а самое главное посещаем д. Хатенки Калужской области, около которой находился полевой аэродром, на котором базировалась легендарная эскадрилья в летнюю компанию 1943 года. И которая принимала участие в одной из самых масштабных битв Второй мировой войны – Орловской стратегической наступательной операции «Кутузов». Целью, которой была ликвидация Орловского плацдарма противника, вклинивающегося в нашу оборону и «демонтаж» которого снимал угрозу для Москвы с юго-западного направления. «Нормандия» оказалась на главном направлении прорыва войск Западного фронта ( Крах Цитадели (Курская битва ... под Калугой?!) ), 11-я гвардейская армия (генерал-лейтенант И.Х.Баграмян) которого перешли в наступление в ночь с 11 на 12 июля 1943 года.
К началу дня 15 июля наши части продвинулись в направлении Хотынца до 50 км. Войска 61-й армии Брянского фронта обходили Болхов с востока. Нависла угроза окружения болховской группировки противника. Гитлер срочно проводит в своей ставке совещание и объединяет руководство своих войск на Орловском плацдарме под началом «льва» обороны, ярого нациста и своего личного друга командующего 9-й армией генерал-полковника Моделя. Ему были даны неограниченные права и приказано любой ценой спасти оказавшиеся в критическом положении войска. Фон Модель издает жесткие приказы, расстреливает офицеров, допустивших слабость, требует стоять на смерть, до последнего человека, а резервам продвигаться с предельной скоростью, не считаясь со временем суток. Все дороги переполнены. Не хватало регулировщиков, на перекрестках были поставлены штабные офицеры. На северо-восточный участок фронта, в район Болхова перебрасываются 12-я и 18-я танковые дивизии, подтягивается 2-я танковая и 36-я моторизированная дивизии. Наши войска, перегруппировавшись и направив удар чуть левее, пошли в наступление. Они подошли к населенным пунктам Красниково и Каменка. Оставался один переход до Хотынца, чтобы перерезать шоссейную и железную дороги, единственные магистрали, питавшие боеприпасами, горючим и резервами огромную группировку врага. Сопротивление усиливалась с каждым часом. Особенно это чувствовалось в воздухе. Сюда была переброшена немецкая эскадра JG-52. Ее асы обладали колоссальным опытом. Воздушная обстановка накалилась до предела.
16 июля самолеты поднимал в воздух командир эскадрильи майор Тюлян. В 14 часов во второй раз Тюлян поднял восемь «яков» и повел их к месту боя у села Красниково, где наши войска танковым и пехотным клином прогрызли оборону противника. Подлетая к месту наземной битвы, они заметили 15 «юнкерсов», готовых к бомбометанию и сопровождаемые только двумя «Фоке Вульфами-190». Тюлян приказал Литтольфу атаковать «лаптежников», а сам вместе с Альбером занялся истребителями. Пока Тюлян расправлялся с одним из истребителей развалившимся в воздухе, к месту схватки подошла еще группа «фоккеров». Тюляна атакуют сразу четыре «боша», но он успевает легким маневром увернуться. После скоротечного боя, в котором были сбиты еще два истребителя, собрав самолеты на высоте, Тюлян повел их за собой. Но возвращалось только пять машин. Не было Литтольфа, Бернавона и Кастелена.
На следующий день погибает и сам командир эскадрильи майор Тюлян. Довольно долго их судьба была неизвестна. Только в 1960 году колхозный механизатор Андрей Голубков из Знаменского района свидетель того воздушного боя, помог найти место падения самолета Литтольфа. По найденным документам удалось однозначно идентифицировать останки погибшего летчика. Прах Литтольфа был передан родственникам для перезахоронения во Франции. Тюлян же, как мы знаем, до сих пор официально считается неизвестным французским летчиком, павшим смертью храбрых на Западном фронте ("Нормандия-Неман" - майор Тюлян ).
Источники:
Е.Е.Щекотихин.«Нормандия» в битве за Орел.Издатель Александр Воробьев.Орел. 2002 г.
Музей авиаполка «Нормандия-Неман», г. Орел, ул. Фомина, д.8.
Виртуальная авиационная энциклопедия «Уголок неба»
Так же хотелось поблагодарить Аrs-techno за компанию и обеспечение вне дорожной части нашей поездки.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: