Волгоградский городок Петров Вал расположен на берегу реки Иловля, впадающей в Дон и близ него же берёт своё начало речка Камышинка, впадающая в Волгу. Такое их расположение не один раз вызывало стремление соединить здесь каналом Волгу с Доном для сближения бассейнов Черного и Каспийского морей. Еще в древние времена греки знали этот путь и пользовались им для своих торговых сношений с народами, обитавшими на Волге и на побережьях Каспия. Знали этот путь и наши первые князья. Так Игорь, возвращаясь с первого неудачного похода в Грецию, поднялся из Азовского моря по Дону и Иловле, перешел волоком в Камышинку и отсюда на Волгу и далее в Каспийское море, где навел страх на побережные магометанские народы. В позднейшие времена путь этот служил для других целей. Пользовались им, главным образом, шайки разбойников, переходивших с Дона на Волгу и обратно. По этому пути шли мятежные сподвижники Разина и Пугачева, здесь находили приют бесчисленные шайки других, менее известных, разбойничьих предводителей. Первая попытка постройки в этом месте канала была сделана турецким султаном Селимом в 1569 году. Стремясь отвоевать у России Астрахань, он распорядился соединить Дон с Волгой каналом, дабы иметь возможность провести свой флот по этому каналу и направить его к Астрахани. Вторая попытка была сделана Петром Великим еще до первого азовского похода. Петр I в 1694 г. послал князя Б. А. Куракина с заданием: определить места и выяснить возможность устройства «шлюзного дела» для соединения Дона с Волгой и сооружения на Переволоке сторожевой укрепленной линии. А после занятия Азова началось строительство канала. Руководил работами английский инженер Бреккель. Он же составил проект «Новая и правдивая карта о Перекопе, чтоб из Дону, или Танаиса, кораблям Иловлею рекою до Камышенки и Камышенкою рекою в Волгу, или Астраханскую реку, в Каспийское море ходить». Неудача с сооружением в 1697 г. первого шлюза испугала Бреккеля, и он тайно бежал из России, убоявшись ответственности. Строительство канала продолжилось в 1699 г. под руководством другого английского инженера — Джона Перри. Однако через год оно было остановлено в связи с начавшейся Северной войной между Россией и Швецией. Джон Перри, в оставленной им книге говорит, что работами по сооружению канала он занимался три года сряду в течение летних месяцев и что "некоторые шлюзы были почти окончены и канал в половину прокопан". В царствование Екатерины II приступили к возобновлению работ по сооружению канала. Для топографической съемки послан был профессор Ловиц и адвокат Иноходцев. П.С. Паллас застал их "приготовляющихся измерять наклонение страны, чрез которую сей канал должен проведен быть". Обозрев местность, Паллас нашел "к произведению в действо сего великого дела основательную надежду". Но Пугачевский бунт помешал Ловицу окончить свои работы. Ловиц попал в руки Пугачева и был повешен. Несмотря на массу затраченного труда, сооружение канала должно было окончиться неудачей, так как по нивелировке, произведенной в более позднее время, выяснились значительные просчёты в ранее произведённых расчетах. Следы этого канала остались до нашего времени. Петровский канал имел глубину около 10 метров и ширину по дну порядка 9 метров. Сохранились также и следы канала султана Селима в пятистах метрах севернее Петровского канала. Канал имел глубину около 3 метров и ширину по дну порядка 13 метров. Описание составлено по материалам сайтов: http://www.ruzgd.ru/ http://region34.nm.ru/
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: