На самой окраине Павловска, у автобусной остановки «Фабрика «Динамо» стоят развалины Графской Славянки, усадьбы графини Юлии Самойловой.
Юлия с детства отличалась красотой, страстным, пылким характером и своеволием. Она была фрейлиной, потом ее выдали замуж за флигель-адъютанта графа Самойлова. Но брак не удался, супруги разъехались, и Юлия удалилась в доставшееся ей от бабушки имение Графская Славянка близ Павловска. Здесь в 1831 году молодой архитектор Александр Брюллов перестроил для нее старый дом Скавронских. Это была его первая работа после возвращения из-за границы. Наверное, Юлия Самойлова обратилась именно к нему, потому что была хорошо знакома с его братом, замечательным художником Карлом Брюлловым. Бурный роман графини и художника (а люди они были темпераментные, далекие от условностей и своих отношений не скрывали) скандализировал тогдашнее общество, вызвал неудовольствие самого императора Николая I.
Впрочем у Николая Павловича были и другие поводы для недовольства строптивой графиней: в дни, когда в Графской Славянке давались приемы, соседние Павловск и Царское Село пустели. Императрица Александра Федоровна жаловалась, что не с кем танцевать, – цвет петербургских кавалеров предпочитал балы графини Самойловой.
Николай I наконец решил купить Славянку. Говорят, что Юлия Самойлова, продавая имение, дерзко заявила императору, что, дескать, ездили не в Славянку, а к ней, графине Самойловой, и где будет она, туда и поедут. Согласно легенде, Юлия, сопровождаемая поклонниками, приехала на Стрелку безлюдного тогда Елагина острова и заявила, что сюда-то и будут приезжать к графине Самойловой. Действительно, после этого среди петербургского общества стало модным ездить на Стрелку любоваться закатом.
Юлия уехала в Италию, поклявшись, что ноги ее больше не будет в России. В ее доме под Миланом собирались известнейшие музыканты, художники и писатели. Графскую Славянку новые владельцы переименовали в Царскую, а после революции всю эту местность стали называть Красной Славянкой.
Дворец, перестроенный Александром Брюлловым, стоит на берегу реки. Может быть, его еще можно спасти, но, судя по всему, никаких реставрационных работ в здании не ведется.
Рядом с усадьбой расположена церковь во имя Святой Великомученицы Екатерины и Рождества Пресвятой Богородицы. Храм был построен в 1743-1747 годах графом Мартыном Карловичем Скавронским. Церковь каменная, в два этажа, сначала построенная в стиле Людовика XIV, а затем, при возобновлении ее в 1822-1829 годах графиней Юлией Павловной Самойловой, была во многом изменена по проекту С. Адамини. В 1871 году она была снова восстановлена в прежнем стиле архитектором Александром Ивановичем Резановым.
Нижняя церковь посвящена Святой Великомученице Екатерине, а верхняя, во втором этаже - Рождеству Пресвятой Богородицы. Иконостасы были устроены по рисункам архитектора А.П. Брюллова на средства графини Самойловой. В нижнем храме иконостас был резной из ясеня, в верхнем - сосновый. Из икон были замечательны две: Тихвинской Божьей Матери и Спасителя, Сидящего в Славе.
Храм как бы парит над округой, расположенный на высокой возвышенности с раскинувшейся перед ним равниной с долиной реки Славянки. Когда-то издалека можно было увидеть изящную высокую колокольню. В 1941 году, чтобы не допустить использования церкви в качестве наблюдательного пункта врага, колокольню снесли. Храм был закрыт в 1938 году, в нем были устроены клуб и кинозал. С 1943 года возобновились службы в нижней церкви. С 1954 года действует и верхняя церковь, стены и потолок которой были заново расписаны А. В. Трескиным.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: