На самом берегу Москвы-реки, у обвитого колючей проволокой забора Летно-Исследовательского института им. М. Громова, стоит скромный одинокий обелиск.
На нем фотография уже не молодого мужчины в летной куртке и защитном шлеме. У подножия обелиска свежие цветы...
Здесь 29 мая 1995 года оборвалась жизнь заслуженного летчика-испытателя СССР Эдуарда Николаевича Чельцова.
Э.Н. Чельцов родился в подмосковном Красногорском районе. В 1955 году он окончил Черниговское военно-авиационное училище летчиков и получил квалификацию пилота-техника. До 1960 года прослужил старшим летчиком в частях ПВО в Даугавпилсе и Таллине.
В 1963 году Чельцов переходит на летно-испытательную работу на Иркутский авиационный завод, где становится летчиком 1 класса. За время своей работы он участвовал в испытаниях Ан-12, Ан-24Т, Як-28Б, МиГ-23УБ. Чельцов побывал с самолетами своего завода во многих странах Азии, в Африке и в 1979 году на Кубе. Очень точно, как пилота, его отражает характеристика, данная ему Иркутским авиазаводом: «Летает с большим желанием, в полетах вынослив, летает в простых и сложных метеоусловиях. В сложной обстановке действует грамотно и уверенно».
В начале 80-х годов Чельцов переходит на работу в ЭМЗ имени В.М.Мясищева, где становится старшим летчиком-испытателем. Он был одним и тех, кто первым проводил испытательные полеты самолета М-17 - отечественного аналога американского самолета-шпиона "Локхид" У-2. Именно Чельцов 26 мая1982 года первым поднял в воздух этот самолет.
С началом разработок проекта "Буран" Чельцов, как опытнейший пилот, не раз привлекался для выполнения различных испытайний, таких, как например, транспортировка космического челнока "на спине" у " воздушного грузовика" ВМ-Т "Атлант". 23 марта 1988 года во время одного из таких полетов Чельцову, совместно с командиром корабля летчиком-испытателем Анатолием Кучеренко, удалось спасти и благополучно посадить многотонную машину, после того как в результате течи топливного трубопровода в одном из двигателей "Атланта" возник пожар.
Эдуард Николаевич был пилотом высочайшего класса, который более 4500 часов провел в небе. Он был способен поднять в воздух все то, что хоть как-то может летать. Недаром в его летной книжке значатся 39 типов воздушных судов от Як-18 и вертолетов Ми-1 и Ми-4 до ВМ-Т «Атланта», М-17 и М-55. И для Чельцова это был далеко не предел. Но судьба распорядилась иначе. 29 мая 1995 года, во время испытательного полета на М-55, Эдуард Николаевич Чельцов погиб. И если ему не удалось и в этот раз спасти стремительно несущуюся к земле машину, значит выхода из сложившейся ситуации просто не было.
(Использованы материалы сайтов www.testpilot.ru и www.buran.ru)
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: