13 января 1990 года Ту-134 Волгоградского авиаотряда совершал рейс Тюмень - Уфа - Волгоград. На середине пути, вблизи Свердловска, через 22 минуты после взлета из Тюмени, на высоте 10 600 м сработала сигнализация "дым в заднем багажном отсеке". Экипаж запросил вынужденную посадку в свердловском аэропорту «Кольцово», доложил о пожаре в ВСУ и начал экстренное снижение. Горючее сливали над пригородом Первоуральска, поселком Талица, через полгода местные жители даже объясняли плохой урожай именно этим обстоятельством.
На высоте 1 800 м экипаж доложил о пожаре в обоих двигателях. Затем отказали оба авиагоризонта и курсовая система. Не зная своего местоположения, экипаж предпринял вынужденную посадку на заснеженное поле с выпущенными шасси в 49 км от аэропорта "Кольцово". Перед посадкой правый двигатель был выключен. После касания самолет проехал по полю 148 м и взмыл в воздух. Шасси при этом начали разрушаться. Второе касание обоими стойками шасси и левым крылом произошло через 104 м. Через 44 м пробега Ту-134 снова взлетел и коснулся в третий раз через 180 м. При этом самолет столкнулся с трубой оросительной системы и потерял правое крыло и правую стойку шасси. Перевернувшись, он проскользил через лесополосу и остановился в 1 028 м от точки первого касания. Фюзеляж разрушился. Задымление произошло из-за короткого замыкания проводов под полом багажного отсека (нарушение изоляции). Горение прекратилось сразу после полного обесточивания самолета, произошедшего непосредственно перед первым касанием земли.
23 из 65 пассажиров, командир, второй пилот, механик, стюардесса погибли. Из экипажа остался в живых бортмеханик из Волгограда Александр Лукьянов его и еще 42 человека, переживших второе рождение, доставили в местную больницу.
До спасительной посадочной полосы оставалось 40 километров. Бортмеханик Александр Лукьянов находился в это время в кабине самолета.
«- Снизились мы всего за восемь минут. В тот день подморозило, поземка мела, снег сыпал - тихий такой, медленный. Шли мы прямо над городом, дома хорошо видно было, завод, как люди по улицам ходят. Потом местные жители говорили, что мы чуть-чуть заводскую трубу не задели. Но экипаж все-таки смог вывести авиалайнер за пределы жилой застройки. Садиться решили на поле совхоза "Первоуральский", номинально расположенного в черте города. На пустом заснеженном поле у самолета был шанс нормально приземлиться на брюхо, избежать человеческих жертв. Но когда он уже несся по целине, зацепил правым крылом поливочный гидрант. Крыло оторвало, лайнер закрутило, и он врезался прямо в вековую березу, которая стояла посреди поля. Кабину буквально сплющило. Через разбившийся фонарь Лукьянова выбросило из кабины на замерзшую пашню.
- Куртка меня спасла, - говорит он. - Я ее надел, когда начали снижаться, поэтому и выжил...»
По тревоге сразу же подняли милицию, пожарных, "скорую", КГБ и бульдозеристов - растаскивать обломки. Поле плотно оцепили, частных лиц за оцепление не пускали. В то время широко информировать об авиакатастрофах было не принято. Ни одна из местных газет, ни радио, ни телевидение о крушении самолета не сообщили, только поместили объявления: "Требуется донорская кровь". Фотографий той катастрофы не сохранилось - разве что в архивах транспортной прокуратуры.
В годовщину авиакатастрофы на совхозном поле установили памятник - пирамиду из стальных труб, залитых в бетон (самое крупное предприятие Первоуральска - Новотрубный завод), с плитой, на которой написаны все имена погибших. На открытие монумента съехались их друзья и родственники, говорили о "вечной памяти". Но "вечность" для местных жителей оказалась совсем короткой - всего-то десять лет. Сначала вандалы открутили бронзовую табличку. Потом выкорчевали и сами трубы. Скорее всего, они понадобились какому-нибудь механизированному варвару, без помощи техники так осквернить монумент не удалось бы.
В настоящее время монумент восстановлен. На краю поля установлена каменная глыба с памятной доской. 13 января почти каждый год сюда приезжают участники катастрофы, очевидцы, спасатели.
Информация с сайтов www.airdisaster.ru и by.trud.ru – статья «Новая жизнь бортмеханика Лукьянова».
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: