Село Старая Кашира расположено на месте бывшего посадского города-крепости Кошира, впервые упоминавшегося в 1355-м году. По версии академика С .Б. Веселовского городище Кошира, возможно было основано ордынцами на дороге из Орды на Север. В духовном завещании Великого Князя Ивана Ивановича Красного от 1355-56-го годов уже встречается название поселения Кошира, в устье реки Коширки, которое он завещал сыну своему Дмитрию, а так же в 1355-м году упоминается Епископ Коломенский, который уже тогда титуловался и как Коширский.
Своё путешествие по Старой Кашире мы начнём с церкви иконы Божией Матери "Знамение". N 54° 53.070' E 38° 11.740'
В 1816-м году владельцами села дворянами Ильиными, был построен храм иконы Божьей Матери «Знамение», по инициативе и активном участии в строительстве Елизаветы Фёдоровны Ильиной. Надгробный памятник устроительницы храма, сохранился до нашего времени – скромное надгробье из белого камня, на одной из граней, высечена хорошо различимая надпись – «Создательница Храма сего Елизавета Фёдоровна Ильина. Скончалась 25 августа 1849 года». Конкретно место ее погребения неизвестно, но в соответствии с православными традициями, место это, вероятнее всего, у стен алтаря...
С апреля по декабрь1937-го года в Знаменской церкви совершал служение священник Феодор Грудаков. Священник Фёдор Васильевич Грудаков родился 13 февраля 1889-го года в деревне Песья Подольского уезда Московской губернии в семье крестьянина Василия Грудакова. После окончания в 1905-м году Перервинского духовного училища Фёдор поступил в Московскую Духовную Семинарию. В 1911-м году, после окончания семинарии Фёдор Грудаков был рукоположен во священника к Тихвинскому храму в село Богородское-Ватутинки Подольского уезда. 15 августа 1930-го года по ложному доносу Федор Грудаков был арестован по обвинению в антисоветской деятельности, благодаря лжесвидетельским показаниям священников Сергея Горского и Владимира Беляева (добытых пытками, угрозами и силой). А 5 сентября 1930-го года «тройка» ОГПУ приговорила священника Ф. Грудакова к пяти годам заключения, которые он отбывал на строительстве Беломорканала. В апреле 1934-го года отец Фёдор был освобождён.
В апреле 1937-го года Ф. Грудаков получил назначение в Знаменскую церковь села Старая Кашира Каширского района Московской области. В декабре 1937-го года председатель колхоза в селе Старая Кашира написал донос в каширское отделение НКВД, в котором требовал срочно арестовать отца Фёдора за то, что тот сорвал очень важное партийное мероприятие, собрав в храме всех колхозников, оправдывая это праздничным богослужением Введения Богородицы во Храм... 4 декабря 1937-го года священник Фёдор Грудаков был арестован Каширским отделением НКВД. В тот же день отца Фёдора перевели в Таганскую тюрьму в Москве, а уже 7 декабря «тройка» НКВД приговорила отца Фёдора к 10-ти годам заключения. 27 декабря 1937-го года с этапом заключённых отец Фёдор прибыл в Самарлаг НКВД, где и умер от непосильного труда и голода 26-го ноября 1940-го года и был погребён в общей безвестной могиле.
Городище N 54° 53.000' E 38° 13.065'
При святом благоверном князе Димитрии Донском, Кошира стала городом. В конце XV начале XVI вв. Кошира была пожалована в «кормление» бывшим казанским царям Магмет-Амину (1496 - 1502), Абдул-Лятифу (1512 – 1516) и Шигалею (1532). А в 1531-м году была построена новая Каширская крепость. Вот как описывает древнюю Коширу писцовая книга от 1578-го года: «...место городовое... в длину 80 сажен, а поперёк 60 сажен, а у города были двое ворота: большие да меньшие, водяные, на реку на Коширу. На городе было 8 башен да 180 городен, да у городовой стены колодезь, от него был выведен тайник к реке к Кошире..., а в нём была соборная церковь Успения Пречистой, древяна»... Высокие крепостные валы, заросшие бурьяном, сохранились до нашего времени у села Городище.
Из восьми крепостных башен две были проездные. В городе было пять слобод (Плотничья, Белая, где находились осадные дворы местного дворянства, Черная, где жили ремесленники, не находившиеся на государственной службе и поэтому не освобожденные от несения посадского налога – «тягла», Ямская, Рыболовная) и 14 деревянных храмов.
В XVI в. город около двадцати раз опустошался набегами татар. После последнего набега хана Давлет-Гирея в 1571-м году Кошира была разграблена и сожжена... Но восстанавливать Коширу не стали и в начале XVII-го века перенесли Каширу на правый берег Оки: «Для перенесения на новое место Каширы за реку была поменяна земля с Ильиными. Ильины стали владеть старой Каширой, а один стал воеводой в Новой Кашире». В 1620-м году Якову Ильину была дана Государева ввозная, которую он предъявил писцам в1627-м году, и в которой Государевым указом определялось, что поместье, что за речкой, за старой Каширкой, именуемая Рождественская слободка, принадлежит ему Якову Ильину. А так как городище Старая Кашира располагалось на противоположном берегу от слободки, то и Рождественская слободка в дальнейшем стала именоваться – Заречной. Только лишь к концу XIX-го века Заречная слободка стала именоваться – Старая Кашира, а место где расположены заросшие остатки городища Кошира, стало называться просто – Городище.
Кременье N 54° 52.430' E 38° 16.236'
В 1578 г. Туровского стана «погост Кременской с церковью Введения Богородицы» и там же упоминается современная форма - Кременье. Так до самого XX в. это и был погост с церковью. Кременье - населенный пункт древний, с XVI века числится в анналах российской истории. Название, возможно, дано из-за камней, которых здесь валялось много. Из них в годы войны солдаты мастерили зажигалки. Разноцветные отщепы из кремня - так называемая «стружка каменного века» - отходы производства при изготовлении орудий труда древним человеком. А само орудие — наконечник дротика из желтовато-бурого кремня, обработанный «струйчатой ретушью». Археологические находки уводят в далекое прошлое, скрытое от нас темной завесой минувших тысячелетий. В 1989 году впервые было обследовано поселение домонгольского времени (X-XII вв.) у деревни Кременье. Это селище обрадовало археологов рядом замечательных находок. В числе которых два грузика из веретена из красного шифера, происходящих с Волыни, откуда они распространились по всей Древней Руси, бубенчик медный с косой прорезью и язычком. И большое количество лепной и раннегончарной керамики как с классическим древнерусским орнаментом, так и без него. Керамика сделана из глины с примесью дресвы (толченого камня), песка и шамота (измельченной битой посуды).
В начале XIX века селение близ погоста принадлежало Ярославовой Т. В. Она же освободила крестьян этого селения от крепостной зависимости и они перешли в разряд государственных. В селе Кременье была церковь Введения Богородицы, которая после очередной переделки поменяла название и стала называться Рождеством Богородицы. В первой половине XX века деревянная церковь была разрушена и место, где она стояла, не сохранилось в памяти местных жителей. Теперь церкви нет, но есть желание ее восстановить. В 2005 г. был заложен фундамент. Видится храм сельчанам и старосте деревянным, резным и очень красивым.
Рядом с селом находится курганный могильник, 11-13 век. N 54° 52.623' E 38° 15.700'
Первоначально насчитывал 30 насыпей. Сохранились 22 кургана высотой до 1,5 м, диаметром 7-8 метров, с ровиками вокруг некоторых из них, располагающиеся на высоте 20-22 метра над уровнем реки. Все насыпи нарушены в результате раскопок «колодцем» или испорчены ямами. Более 20 курганов раскопаны в 1925 году местными школьниками. Два мужских погребения не сопровождались вещами. Среди находок в других мужских погребениях — гончарный древнерусский горшок с линейным орнаментом и остатки железного ножа у пояса, в женских — семилопастные височные кольца, бронзовая витая гривна, пластинчатые браслеты, ажурные и пластинчатые перстни, бусы сердоликовые бипирамидальные, хрустальные сферические, стеклянные желтые, остатки шерстяной ткани от головной повязки.
(при подготовке описания первых двух частей маршрута использованы исторические этюды Евгения Родионова).
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: