Строя планы на закладку тайника во время очередной тусовки крымских геокешеров, по поводу сильно просроченного дня шестилетия игры, было принято предложение RIO побывать в месте, обозначенном на карте как развалины Бойсу, где якобы находятся остатки селения, оставленного жителями еще в средние века и непонятно по какой причине. К тому же это место интенсивно посещалось «черными копателями», что также подогревало интерес. Делать бросок из Геокешевки не решились и подъехали к урочищу Шайтан-Капу(Чертовы ворота). Налюбовавшись тесниной и форсировав Танасу, стали подниматься на левый ее берег. Дорога не сложная, только погода (мелкий дождь), и ребенок в группе вызывали беспокойство. С попавшегося по пути пика (N 44 54,562 E 034 37,434)открывался прекрасный вид на горную дорогу Белогорск-Приветное(в бинокль убедились, что наши машины целы и лесники не спустили колеса), на Караби с островками снега и на красавец Каллистон. Тропа медленно, но верно поднималась вверх.. Родничок на подъеме (N 44 54,619 E 034 37,109) стал приятной достопримечательностью. На перевале испытали легкое разочарование, во-первых, перевала, как такового и не почувствовали, во вторых, лесозаготовки и разбитые грузовиками полноприводами дороги вернули нас к цивилизации. Но когда мы спустились в к руслу речушки Бойсу и поняли, что мы на месте, опять повеяло романтикой и загадками. Почему селение было именно здесь? Речушка не вызывала у нас доверия и мы подозреваем, что летом она пересыхает. Не было больших полян, трудно было представить, что здесь не хутор не заимка , а целое село. Почему, наконец, люди ушли из него? Почему так и не вернулись? Что здесь ищут копатели. Мы пожалели, что идея маршрута родилась спонтанно, что заранее не накопали по этому поводу хотя бы минимума информации, и что делать это, наверняка, придется после возвращения. А фундаменты домов и старинные кладки попадались и тут и там. Некоторые из них, как нам показалось, были довольно профессионально отрыты. Покопавшись в земле, мы нашли несколько старых кованых гвоздей, железяку, идентифицированную нами как воловью подкову и гильзы от патронов времен войны. Загадок меньше не стало. Заложив контейнер и вернувшись в цивилизацию, мы начали искать упоминания об этом таинственном месте. Старожилы форума «Туризм в Крыму» как и ожидалось уже там давно побывали, обговорили и закрыли эту тему, некоторые из них побывав там, отметили живописный каньон Бойсу, струящейся с плато Караби и посоветовали не ходить по его теснинам и валунам, а идти туда именно нашим маршрутом(кстати, продолжая его можно добраться до самого высокогорного крымского села Пчелиное(Куртлук) 660м н.у.м.). Ответа на вопрос о странном оставлении села его жителями, форумчане не знали. См. http://travel.org.ua/forums/viewtopic.php?t=14508&highlight=%E1%EE%E9%F1%F3 Были эти развалины и объектом археологических разведок, в ходе которых даже обнаружилась плита с канавками, напоминающая формы для отливки металлических заготовок. Мы также возле одного из фундаментов обнаружили длинный камень с вмурованными в него двумя короткими металлическими трубками, но посчитали это изделием недалекого прошлого. Журналист «Крымской правды» объяснял интерес копателей к развалинам переводом их названия как Бой-Су «богатая вода». Поиск по ключевым словам «Бойсу» и «Бой Су» то же не дал ничего кроме сообщений о достоинствах истребителей КБ Сухого. И только в небольшой книжке советских времен о достопримечательностях Восточного Крыма было упомянуто о некой греческой деревне Вайсу в 107 дворов(что-то многовато для нашей деревни), жители которой, вместе с другими православными после вступления русской армии в Крым в конце XVIII в переселились под нынешний Мариуполь. Мы слышали о переселении в Приазовье и о большой греческой диаспоре, до сих пор населяющей этот край, но только сейчас задумались над тем, а зачем было христианам срываться с насиженных мест и ехать неизвестно куда, если русские были уже в Крыму? Оказывается, историки до сих спорят по этому поводу. Однако обо всем по порядку. Греки стали заселять Крым примерно в VI в до н.э. и в основном это были жители Милета (ионические греки).Считается. что в поисках лучшей жизни безземельные и малоземельные крестьяне добрались до Крыма, а жители Лесбоса - аж до Тамани. Места оказались очень не плохие, климат хоть и не эгейский, но вполне сносный и колонизация Крыма эллинами успешно продолжалась. Но ведь эти места были лакомым куском и для других народов, которые периодически прокатывались по Крыму далеко не безобидными волнами. Особенно худо православным, да и другим не мусульманам пришлось после вторжения турецких войск в Крым в 1475 г. Часть терпела притеснения, а часть даже приняла ислам. В ходе русско-турецкой войны 1768 - 1774 гг. с новой силой вспыхнули религиозные распри между христианами и мусульманами, участились случаи убийства греческих священников. Так, при занятии русскими войсками Кафы в одной из церквей прямо в алтаре церкви был обнаружен убитый греческий священник. В лесу близ Судака был сожжен на костре служитель Кизил-ташского монастыря (http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=1885). Когда же русские войска вошли в Крым, сообщает В.Х. Кондараки, султан снарядил на южный берег целую морскую экспедицию для высадки десанта. Турки высадились в Алуште и совершили ряд нападений на греческие села, расположенные между Алуштой и Ялтой. В окрестностях Гурзуфа было убито около полутора тысяч греков. А в Ялте зверствовали жена последнего Представителя султанской власти в Крыму Ходжава и ее сын, прозванный за жестокость Дели-балта (по-татарски "бешеный топор"). В один из воскресных дней, когда турки вошли в Ялту, по совету Ходжавы взорвали крупнейший христианский храм, в котором в это время совершали богослужение около 500 человек. Чудом спаслась лишь одна женщина. В это время русский флот подошел к Алуште. Турки направились туда, намереваясь напасть на него со стороны гор. Однако на подходах к Алуште они были встречены русскими сухопутными войсками. У источника Сушу-Су завязался бой, в котором принял участие и молодой русский подполковник Михаил Кутузов. В том бою Кутузов был ранен в висок, в результате чего потерял глаз. Впоследствии здесь устроили фонтан и назвали его Кутузовским.(см. http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=2262) Боясь расправы со стороны турок, многие жители греческих деревень ушли в горы, унося с собой все ценное. Целыми деревнями жили греки в пещерах. Россия не торопилась присоединять Крым, сначала крымскому хану была предоставлена независимость и ближайшие перспективы пока были очень туманны. Вот здесь-то Екатерина и приняла решение о переселение православных в Приазовье. Историки считают, что этим было решено убить «несколько зайцев».Во-первых спасти от расправ и унижений христиан и прежде всего греков и армян. Во-вторых, ослабить ханство, освободив его от талантливых ремесленников, торговцев, и земледельцев, а в третьих, заселить почти пустующий и не развитый юг Российской империи. Операция было подготовлена по всем правилам идеологии, пропаганды и дипломатии. 11 февраля 1778 года в своем указе графу П.А. Румянцеву Екатерина писала:"...предохраняя жительствующих в сим полуострове христиан от угнетения и свирепства, которые они по вере своей и преданности к нам от мятежников и самих турок неминуемо претерпеть могут, надлежит и им дать под защитою войск наших безопасное убежище". Сначала в тайне от хотя и лояльного к России, но еще сильного крымского хана была через греческую церковь проведена агитация на переселение. Организационная часть была поручена славному полководцу генерал-поручику А.В.Суворову. Привыкший побеждать на поле боя и немного прямолинейный в дипломатии, будущий генералиссимус со всей ответственностью взялся за эту то ли полицейскую, то ли гуманитарную операцию. Не все было так просто. Им были составлены списки греческих деревень подлежащих переселению. Трудно было убедить людей сменить место жительства, они требовали гарантий царицы. Вскоре Суворов организует важную встречу с греческим митрополитом Игнатием, а также архимандритом Петром Маргосом, главой армян-грегориан, и пастором Яковом, представлявшим армян-католиков. Суворов ознакомил духовных лидеров армян с условиями, которые за несколько дней до этого были представлены митрополитом Игнатием. Это были по существу предварительные условия, на которых греки соглашались на переход в Россию. Архимандрит и пастор, ознакомившись с ними, согласились. Суворов обещал сделать все возможное, чтобы условия эти были приняты русским правительством. Он мечтал произвести переселение за месяц, "дабы усердие не охладилось и внутренние препоны не возросли", как он писал Потемкину. Содержание же пунктов, о которых шла речь на встрече Суворова с лидерами христиан, сводилось к следующему. 1. Христиане вместе со своим имуществом переезжают в Азовскую губернию на земли между Днепром, Самарой и Орелью. При этом все расходы, связанные с переездом, финансируются из государственной казны. 2. Переселенцам выделяются средства на основание города для промышленников и мастеровых людей. Город этот должен стоять на большой реке, состоять из домов, церквей и лавок, принадлежащих исключительно переселенцам. 3. Вблизи города, "в местах, удобных для хлебопашества, скотоводства, пчел, садов", основываются деревни. 4. Всем российским подданным в местах поселения выходцев из Крыма разрешается заниматься торговлей, промыслами, ловить рыбу в реках и брать из лесов дрова. 5. Все духовные лица во главе с митрополитом Игнатием остаются при своей пастве, митрополит подчиняется Святому Синоду. 6. Все переселенцы освобождаются "на вечные времена" от рекрутской повинности, постоев в их домах и крепостной зависимости. 7. На десять лет переселенцы освобождаются от всех податей, поборов и натуральных повинностей. 8. Размеры налогов, которые переселенцы будут платить по истечении десяти льготных лет, должны быть определены заранее, еще до переселения и закрепления в специальной грамоте царицы. 9. Для сбора налогов, суда и управления переселенцы выбирают сами из своей среды начальников, "которые дают отчет во всем губернии, пребывая под защитой оной от всякого оскорбления их достоинства и особ". Условия эти были доведены до русского правительства. Екатерина обещала их выполнение. Необходимо было обеспечить и безопасный выход большого количества греков с полуострова. Со всем их скарбом и ценностями они представляли собой хорошую приманку для грабителей. Скрывать такую масштабную операцию от хана далее не имело смысла. Однако Суворов никак не желал вступать с ханом в дипломатические переговоры. А здесь еще и инцидент с молодой татаркой, вышедшей замуж на неверного и принявшей христианство. Хан требовал ее выдачи, а Суворов категорически отказал, что привело даже к взаимным угрозам. Однако ради дела пришлось вступить в переговоры и официально сообщить хану Шагин-Гирею о предстоящем переселении. Пришлось и задобрить хана 50 тыс рублей(очень значительной по тем временам суммой) за дальнейшую лояльность. Оказалось, что и часть мусульман подалась в дорогу вместе с греками христианами. Историки подозревают, что это были греки в свое время изменившие христианству. Препятствий им не чинилось. Суворов продолжал обеспечивать безопасность исхода. Его постоянные обращения к Азовскому губернатору о предоставлении подвод и воловьих упряжек, наконец-то, возымели действие. В конце концов, и Петербург подтвердил свои обещания по предоставлению льгот переселенцам. Суворов находился в Перекопе и тщательно фиксировал всех переселенцев. Есть в его ведомостях и строки о переселенцах-греках из деревни Баисы в количестве 107 человек. Всего же Крым покинуло более 31 тыс чел. Опустели крымские поселения, упали доходы от земледелия. Вот как этот период описывает П. Сумароков: «…сей край, присоединенный к ее (России) пространству, предстал в пораженном виде,... деревни претворились в развалины, сады в запущенные леса, ремесла, промышленность - в тунеядство...". То же относится и к селению Бойсы. По указанию местной власти брошенные каменные греческие дома в районе Карасубазара(нынешнего Белогорска) были разобраны на ремонт мечетей, а деревянные – на дрова. А скучающие по Крыму греки остались верны памяти предков. И сегодня можно найти на донетчине поселки и станции со знакомыми названиями Ялта, Урзуф, Ласпи, Карань(http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=3266). Да и сам Мариуполь уж больно созвучен с некогда существовавшим в Крыму Мариамполем. А куда же судьба занесла жителей горной деревушки Бойсы? Может они объединились с земляками и обосновали новый поселок Сартана, так прежде называлась нынешняя крымская Алексеевка, или поселок Янисоль в память о Енисале нынешней Красноселовке? У Суворова и по этому поводу есть запись: Жители сел Чердаклы, Баису и Малой Каракубы объединились для основания села Чердаклы, хотя наиболее многочисленную группу среди них составляли выходцы из Малой Каракубы. Чердаклы также разместилось в очень интересном месте у слияния двух рек: Кзальчихи и знаменитой Калки, вблизи того места, где в 1223 году произошла историческая битва между татаро-монгольскими и русскими воинами. Село Чердаклы, в переводе, в настоящее время именуется Кременевка, что является тайной не меньшей, чем старое историческое название этого села. Но это уже намек для донецких геокешеров. А черным копателям видимо стоит посоветовать зря не тратить силы. Вряд ли жители Бойсу, уходя навсегда, без надежды на возвращение, оставили бы что-то ценное на месте своих жилищ. Многое пришлось пережить переселенцам, но на Суворова они не в обиде. Свои обещания он сдержал. И нет ничего удивительного, в сообщении одного из историков о том, что он в селе Мангуш встретил старика-грека по фамилии Суворов. Тот рассказал, что предок его, вышедший в 1778 году из Крыма, сменил свою фамилию и взял фамилию Суворов в честь знаменитого полководца... Список использованных источников: 1. Лезина И. Н. По горным лесам Восточного Крыма. В верховьях рек Танасу и Кучук-Карасу. Путеводитель. Издательство "Таврия", Симферополь, 1977. 2. Джуха И. Одиссея мариупольских греков.Вологда.1993. 3. Тур В.Г.Археологические разведки в Юго-восточном Крыму 1999-2003. 4. Ткаченко С.Новые напеи./Крымская правда №135, 31 июля 2007 г
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: