Мужской монастырь в честь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова находится на правом берегу реки Оки, в селе Пощупово Рыбновского района Рязанской области в 25 километрах от города Рязани.
Монастырское предание относит возникновение обители к концу XII или началу ХIII столетия. Считается, что она была основана греческими монахами - миссионерами, которые пришли на эти земли по приглашению великого князя Рязанского для просвещения местных язычников светом Христовой веры. Они принесли в дар великому князю от константинопольского патриарха чудотворную икону апостола Иоанна Богослова. Сама эта икона, по преданию, помещенному в славянском Прологе под 26 сентября, была написана чудесным образом в Византии мальчиком - сиротой в VI столетии по Р.Х.
Предание об этом вы можете прочесть здесь http://www.rus-inok.ru/pages/history11.htm
Первоначально деревянный монастырь возник несколько южнее нынешнего, на склоне большого холма, возвышающегося над поймой реки Оки. Место это, столь живописное ныне, в те далекие времена имело вид мрачный и суровый. На монастырском холме и соседних с ним холмах возвышался крупный дубовый лес. Низменное пространство к югу до самой Оки было покрыто непроходимыми топями и трясинами.
Шло время. Монастырь рос. Наступил страшный для Руси 1237 год. 16 декабря полчища хана Батыя, разбив перед этим в кровопролитной битве объединенные силы рязанских князей, осадили старую Рязань. Пять дней горожане отчаянно сопротивлялись. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город - одни с огнями, другие с пороками, а третьи с бесчисленными лестницами - и взяли град Рязань месяца, декабря в двадцать первый день".
Враги сожгли город, перебили его жителей. Как стая саранчи, сметая все на своем пути, стотысячное татаро-монгольское войско по льду замерзшей Оки двинулось на Коломну. На пути Батыя стоял Иоанно-Богословский монастырь. Сам апостол и евангелист Иоанн Богослов встал на защиту избранного Матерью Божией и им святого места. Монастырское предание рассказывает, что хан Батый со своими воинами был приведен в ужас грозным явлением Иоанна Богослова. Отказавшись от мысли разорить обитель, он с несколькими приближенными приехал в монастырь и привесил к чудотворной иконе свою золотую печать, которая впоследствии сохранялась на ней 416 лет. В 1653 году при архиепископе Рязанском Мисаиле, когда чудотворный образ временно находился в старом Успенском соборе Рязанского кремля, печать была снята на позлащение большой водосвятной чаши.
В XVI- первой пол. XVII в.в. монастырь неоднократно терпел разорения со стороны крымских татар, но неизменно возрождался / источники упоминают, в частности, разорения 1534 и 1572 годов /. Предание рассказывает, что после одного из таких разорений была сделана попытка перенести монастырь в более безопасное место, в с. Высокое Михайловского уезда. Однако святому апостолу Иоанну Богослову не угодно было оставаться там. Чудотворная икона апостола скрылась из храма и была обретена вновь в Пощупово, но не на старом месте, а несколько севернее, в монастырском лесу на огромном дубе, где ныне стоит собор во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Настоятель с братией вернулись на прежнее место, а дуб же этот, до самого построения собора оставался постоянно зеленеющим деревом. При расчистке площадки для храма дуб спилили, а доску, сделанную из него положили на верх главного престола. Впоследствии эта доска была перенесена в новый Успенский собор монастыря.
Хотя монастырь и владел обширными вотчинами, но неоднократные разорения не давали долгое время возможности в должной мере благоустроить обитель. Вплоть до середины XVII века все постройки в монастыре были деревянными.
10 февраля 1684 года обитель подверглась нападению шайки разбойников. Они насильственно взяли 1500 рублей ассигнациями, сто золотых червонных, одиннадцать больших ковшов серебряных, кружку, кубок, братчину, две чарки серебряные, соболью шубу, оловянную посуду, восемь лошадей и проч. Разбойники, жестоко избив архимандрита Иосафа и ранив ему голову бердышем, оставили его едва живым. Также был жестоко избит и казначей монастыря. Начавшееся следствие не дало никаких результатов и бандиты найдены не были.
При архимандрите Сергии Ремизове, не позднее 1652 года, вместо деревянного шатрового храма "каменных дел подмастерьем" Юрием Корнильевым строится каменный двухэтажный Иоанно-Богословский собор, где внизу был устроен престол во имя святителя Николая Чудотворца, а наверху - апостола Иоанна Богослова. Этот же мастер пожертвовал во вновь построенную церковь напрестольное Евангелие и затем - сребро-позлащенные сосуды. При игумене Авраамии в 50-е годы этого же XVII столетия строятся каменные ограда и святые ворота по проекту зодчего Юрия Яршова. Ворота, сохранившиеся до наших дней, но оказавшиеся в силу позднейших перестроек внутри монастырской ограды, представляют собой куб с прорезанным арочным проемом и одной главой.
При архимандрите Антонии в 1689 году ярославские мастера Афанасий Матвеев и Кирилл Остафьев с рабочими строят в монастыре второй каменный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Из других каменных построек XVII века, сохранившихся до наших дней, назовем настоятельский корпус и малую шатровую колокольню.
Однако в 18 веке, после указа Екатерины II о конфискации всех церковных земель в пользу государства монастырь пришел в упадок В промежуток времени с 1764 по 1865 год дело иногда доходило до того, что и богослужение совершать было негде.
Так, самый главный храм, во имя святого апостола и евангелиста Иоанна-Богослова, устроенный на втором этаже Иоанно-Богословского собора, куда вела каменная лестница, был в последствии упразднен, так что с 1826 г. по 1862 год, ровно 36 лет, не было в нем богослужения, потому что не было ни иконостаса, ни пола, - все сгнило и выбрано было совсем. Под храмом Богословским внизу на первом этаже был храм небольшой, темный и сырой, во имя святителя Николая Чудотворца, в котором старинный иконостас, крашенный синей краской, до того был ветх, что иногда случалось, падала резьба с верху иконостаса во время службы.
Успенский храм, в последнее время, тоже был опасен для служения: в нем как иконостас был ветх, так и пол с перерубами совершенно сгнил, - и богослужение совершалось только один раз в год в храмовый праздник, и то с великой опасностью. Монастырь дошел до того, что на церквах тесовая крыша сгнила, на ограде и на всех монастырских строениях также сгнила, колокольня, крытая черепицами, ввалилась. Поддержать монастырь и вывести его из развалин не было никакой возможности: у обители средств было недостаточно даже для своего существования, не только для поддержки здания. Хотя правительство в начале XIX столетия выделило ей до 106 десятин пахотной и до 6 десятин огородной земли, но так как монастырь в это время был уже в упадке, в развалинах и таким бедным, что в нем братии было от 5 до 7-ми человек глубокой старости, скота, необходимого как для обработки земли, так и для удобрения, не было, а без удобрения земля близ монастыря, - глинистая и песчаная, - непроизводительна, то участки эти остались необработанными. Пощуповские крестьяне с течением времени всю эту землю запахали, чем лишили монастырь последних средств к существованию.
В 1837 году, настоятелем в Иоанно-Богословский монастырь был назначен строитель Раненбургской Петропавловской пустыни иеромонах Иннокентий, с производством его в сан игумена (1837-1853 г.г.). Епархиальное начальство предписало ему принять должные меры к поддержанию обители от совершенного упадка и разрушения. Игумен начал сбор пожертвований, но собрано было немного. На эти деньги в трапезной при Успенской церкви были устроены два придела с "малым украшением" резьбой и позолотой, устроена небольшая гостиница из четырех комнат для приезжающих в монастырь богомольцев, исправлен монастырский скотный двор, к настоятельскому корпусу пристроено крыльцо.
Все остальное оставалось в прежнем состоянии. Богомольцев в обители было мало, даже в Рязани немногие знали об этом монастыре. Малочисленная братия жила в полуразвалившихся келиях, в двухэтажном братском корпусе, в котором первый этаж был каменный, а второй деревянный - весь гнилой с истлевшей тесовой крышей. Внутренняя площадь монастыря покрывалась в летнее время густою травой, которой накашивали каждый год несколько копен. Одна только узкая тропа от братских келий к церкви показывала, что здесь еще есть живые люди. В таком виде монастырь застал 1860 год. В конце 1859 г. недалеко от монастыря, в селе Медведево, купил себе дачу почетный потомственный гражданин, московский купец первой гильдии (впоследствии - статский советник) Давид Иванович Хлудов. При приезде своем туда из Москвы летом следующего, 1860 года, он в первый же праздник был в монастыре за литургией. Состояние обители поразило Давида Ивановича: таких бедных монастырей еще не приходилось ему видеть. Иоанно-Богословский собор со своим запустелым верхним храмом и ветхим нижним, первым обратил на себя внимание. Давид Иванович Хлудов на свои средства реконструировал собор, сделав его одноэтажным. В соборе устанавливается новый иконостас, иконы для которого были написаны известным рязанским художником Николаем Васильевичем Шумовым. Храм был освящен во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова 5 октября 1862 г. архиепископом Смарагдом (Крыжановским).
В 1868 году по ветхости был разобран старый Успенский храм, (впоследствии на этом месте была устроена памятная часовня). В этом же году, на средства Д.И. Хлудова, начато, а через два года окончено, строительство нового Успенского храма, расположенного несколько восточнее прежнего. Храм был освящен 23 и 30 августа 1870 г. архиепископом Алексием (Ржаницыным). Фасад храма сделан в древнем византийском стиле и имеет вид четырехгранного креста с четырьмя парапетами в верхней части стен. В 1868 - 1878 г.г. строится новый трехэтажный братский корпус на 45 келий. В нем оборудуются сапожная, швейная мастерские, где обученные ремеслу иноки шили одежду и обувь для братии, хлебопекарня, квасоварня, рухлядная. Для входа в корпус были сделаны два парадных крыльца. Снаружи здание было обелено известью.
В 1875 году к внешней стороне южной стены монастыря был пристроен большой двухэтажный корпус, до наших дней не сохранившийся. На втором его этаже была устроена братская трапезная и 6 келий для трапезников; внизу - братская кухня, столовая для рабочих и странноприимный дом для паломников. За короткий срок были также построены новый каменный ледник, каменная баня и трехэтажная житница с подвалом. В 1866 году был выкопан глубокий колодец со специальным подъемным устройством (ранее воду приходилось возить на лошадях в бочках снизу из-под холма).
Каменная ограда с четырьмя башнями, существовавшая вокруг монастыря, была частью перестроена, частью поправлена и покрыта вновь железом. На двухэтажных башнях были устроены шпили из белого железа, а на них, вместо флюгеров, живописные по железу изображения ангелов. В юго-восточной башне неусыпаемо читалась Псалтирь, в других размещались слесарня, кузница и кладовая. Во всех башнях также размещались жилые келии.
На святом источнике, расположенном вблизи монастыря и издавна известного своими целебными свойствами была в 1874 году построена пятиглавая каменная часовня. В нее был перенесен один из предельных иконостасов старого Успенского храма. Посреди часовни был устроен каменный водоем, за часовней - две деревянные купальни - мужская и женская.
В 1867 году построено училище для крестьянских детей села Пощупово. Монашествующие обители ежегодно обучали в нем более 70 мальчиков. Все необходимые учебные принадлежности также предоставлялись за счет монастыря.
Вне монастырской стены, к юго-востоку, напротив въездных ворот в том же 1867 году был построен большой двухэтажный каменный гостиный двор для богомольцев на 16 номеров. В 1871 году рядом строится еще одна гостиница - деревянная, летняя - на 17 номеров, до наших дней не сохранившаяся. Большое монастырское хозяйство включало в себя: кирпичный завод, хутор близ деревни Раменки в 8 верстах от обители, при нем 140 дес. земли, пожертвованной Д.И. Хлудовым, мукомольную мельницу в 50 верстах от монастыря в с. Высоком Михайловского уезда, фруктовые сады (до 2000 деревьев), пасеку на 125 ульев, участки пахотной, луговой земли и леса в разных местах, озеро за р. Окой, скотный двор , пруд-садок, где помещалась пойманная рыба. Уже после смерти Давида Ивановича Хлудова, но на его средства, в 1901 году по проекту рязанского архитектора И.С. Цеханского строится 80-метровая колокольня, самый большой колокол на которой весил 545 пудов. В колокольне размещалась большая библиотека, в которой хранились старинные книги XVII-XVIII веков.
С 1892 года на Борисоглебской улице в Рязани монастырь имел свое подворье, состоящее из деревянного дома, пожертвованного мещанином Александром Михайловичем Москалевым.
Сейчас монастырь - одна из крупнейших и самых почитаемых обителей в Рязанской области. Нам он показался также одним из самых богатых. Свежеотреставрированные или заново отсроенные постройки очень напоминают глиняные игрушки, которые продают у входа.
Если вы не очень трепетно относитесь к Церкви, то это место заслуживает, того что бы сделать крюк по дороге в Рязань или обратно.
Ну а если вы ревнитель православия, то наверное там уже побывали.
Кстати, у монастыря есть собственная пасека и у входа продают очень вкусный мед.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: