Майор Жан Луи Тюлян (Jean Louis Tulasne) первый настоящий или скорее первый боевой командир легендарной эскадрильи «Нормандия», к концу войны ставшей авиаполком «Нормандия-Неман». Один из «раяков», собранных в "истребительную группу N 3" на ливийской авиабазе Раяк под командованием майора Жозефа Пуликена. И погибший в числе первых французов 17 июля 1943 г. под Орлом в ходе Орловской наступательной операции «Кутузов».
Тюлян был потомственным авиатором, отец и два его дяди били летчиками и отличились еще в Первой Мировой. Да и родился он 27 ноября 1912 г. в военном гарнизоне, дислоцирующемся в Нансе. Гибель отца, пропавшего без вести при выполнении боевого задания, не смогла ничего изменить для 17-ти летнего Жана. После получения предварительного офицерского образования в Стратине де ля Флеш, Тюлян поступает в престижную летную школу Сен-Сира. Выпуск, которой в 1931 г. дал трех прославленных пилотов, трех первых командиров «Нормандии»: Жана Луи Тюляна, Пьера Пуйяда и Луи Дельфино. После двух лет обучения Тюлян получил назначение в 15-ю воздушную эскадру бомбардировщиков Авора. В апреле 1937 г. командование переводит чересчур темпераментного летчика, делавшего на своем двухмоторном бомбардировщике «мертвые петли», в 3-ю истребительную эскадру. После освоения курса подготовки летчика-истребителя, Тюляна направляют инструктором высшего пилотажа в недавно организованную школу летчиков в Салон-де-Прованс. Но инструкторская работа его не устраивает, и его через некоторое время переводят в северную Африку в группу ночных летчиков региональной истребительной эскадрильи 574, базировавшейся в Тунис-эль-Авиньоне. При этом во Франции остается беременная жена и сын Франсуа.
Летом 1940 г. большая часть территории Франции была оккупирована, а в свободной зоне в результате государственного переворота 10 июля устанавливается авторитарный режим Виши, взявший курс на тесное сотрудничество с Германией. 18 июня французский генерал Шарль де Голль, бежавший в Лондон, призывает французов создать Сопротивление, и возглавляет организацию «Свободная (с 1942 г. Сражающаяся) Франция». С самого начала боевых действий во Франции Тюлян пишет рапорты об отправке его на фронт. В ответ на призыв де Голля 23 июня трое летчиков из эскадрильи Тюляна покинули базу «в неизвестном направлении». Тюлян чудом избежал крупных неприятностей, ибо согласно договору о перемирии французскими и немецкими войсками командир, допустивший переход подчиненных на сторону противника, предавался немецкому трибуналу. Однако его на долгое время отстранили от полетов. Но 5 декабря 1940 г. под строгим контролем другого летчика ему приказывают патрулировать побережье. Сымитировав в полете, неисправность кислородного аппарата, нырнув в облако, на бреющем полете Тюлян уходит к Хайфе на авиабазу Луда, где базировалась эскадрилья британских истребителей. Тем временем в одном из соборов Бейрута прозвучал торжественный реквием, газеты напечатали портрет капитана с некрологом, а в море на месте предполагаемого падения самолета были спущены венки из живых цветов.
9 декабря 1940 капитан Тюлян перелетает в Египет, где присоединяется к ВВС «Свободной Франции». После двух недель проведенных на аэродроме неподалеку от г. Исмаилия, освоив, английский истребитель «харрикейн» и получив звание «Пилот высшего класса», Тюлян попадает в 274-ю эскадрилью, ведущую боевые действия против итальянцев на африканском побережье в районе Тобрука. В первом же боевом вылете он заставляет транспортный самолет «савойя» с 5 итальянскими генералами приземлиться на пляж. Его портрет в летной форме печатают английские и американские газеты, а также подпольные французские издания. В конце февраля 1941 г. Тюляну присваивается звание майора, а генерал де Голль назначает его начальником штаба объединенных французских и английских ВВС на Среднем Востоке. После того как де Голль решает создать самостоятельные французские военные силы на всех фронтах, Тюлян принимает участие в организации истребительного соединения под флагом ВВС «Свободной Франции» на Среднем Востоке. И с 27 августа 1941 г. осуществляет тактическое руководство созданной эскадрильи «Эльзас» под командованием м-ра Пуликена. И вплоть до 1 сентября 1942 г. считающегося днем рождения эскадрильи получившей в последствии название «Нормандия-Неман», он обучает пилотов, сам принимает участие в боевых операциях, его награждают орденом «Военный крест» и присваивают звание «Пилот-истребитель высшего класса».
Вновь сформированное подразделение «Нормандия» состояло только из добровольцев, и было создано для ведения боевых действий на советско-германском фронте. После обучения при 6-й запасной авиационной бригаде на аэродроме Иваново в апреле 1943 г. эскадрилью под командованием м-ра Тюляна перебросили на Западный фронт, включив в состав 1-й воздушной армии. В апреле 1943 г. практически на всем фронте было затишье, командование противоборствующих сторон разрабатывало стратегию на весенне-летнюю компанию. К этому моменту в центральной части и южном крыле советско-германского фронта образовалась череда выступов. Войска групп армий «Центр» и «Юг» удерживали два плацдарма – орловский и белгородско-харьковский соответственно. А между ними находился выступ, занимаемый войсками Центрального и Воронежского фронтов, получивший в последствии название Курская дуга. Именно здесь проходили главные события лета 1943 г., после чего, как считается, стратегическая инициатива окончательно перешла к Красной Армии. 5 июля немцы начинают проводить операцию «Цитадель», целью которой был «демонтаж» Курского выступа. В свою очередь советские войска перешли в наступление 12 июля. Это произошло сразу в трех местах Орловского выступа. Эта операция получила название - Орловская наступательная операция «Кутузов». Войска Западного фронта в ней были представлены 50-й и 11 гвардейской армиями, которые наносили удар с территории современной Калужской области в направлении на Болхов и Хотынец, подрезая Орловский выступ. Через три дня с юга им на встречу выступили войска Центрального фронта.
«Нормандия» оказалась на главном направлении прорыва войск Западного фронта. В этот период она базировалась на полевом аэродроме возле д. Хатенки близ Козельска (Эскадрилья «Нормандия-Неман»). При наступлении французы обеспечивали безопасность наземных частей от ударов с воздуха и прикрывали наши бомбардировщики и штурмовики во время полетов. Как отмечают многие военные историки, бои в ходе этой операции были, чуть ли не самыми интенсивными за весь период ВОВ. Как на земле, некоторые нп переходили из рук в руки до 22–х раз. Так и в воздухе, на Орловском плацдарме базировались четыре истребительные эскадры JG-51, JG-52, JG-54, JG “Molders” на долю которых приходится более двух третей наших самолетов сбитых во время войны. В этих эскадрах воевали самые профессиональные немецкие летчики: Вальтер Новотны, Максимилиан Штотц, Эдмунд Россман, Гюнтер Шеель, Герхард Хомут и многие другие. На личном счету некоторых из них было более сотни сбитых самолетов.
С 13 по 17 июля включительно «Нормандия» сбила 17 самолетов из них – 9 «Мессершмитов-110», 6 «Фоке Вульфов-190», 1 «Фоке Вульф-189», 1 «Юнкерс-87» и 1 «здорово подбитый» «Мессершмит-109». Однако и потери эскадрильи состоящей из 15-ти французских летчиков были не маленькие. 14 июля в районе Ягодного был сбит Жан де Тедеско. 16-го в районе Красниково погибли зам. командира Альбер Литольф, Ноэль Кастелен и Адриен Бернавон. 17-го в районе Знаменского погибли командир Жан Тюлян и Фирмен Вермей.
Следующим образом описывает события 17 июля 1943 г «Боевое донесение № 87 штаба АЭ «Нормандия» к 22-00 17.7.43 г., д. Хатенки, карта 500000», подписанное начальником штаба 18 ГИАП гв. подполковником Вышинским и зам. нач. штаба по о/р части гв. капитаном Шураховым.
«…5.12-6.20 10 Як-9 и Як-1, ведущий группы майор Тюлян, производили сопровождение Пе-2 на бомбометание ж.д. станции Белые Берега. Задача выполнена. Бомбометание Пе-2 отличное. Идя на цель в р-не Рессета на Н-2200-2400 м. группа майора Тюлян встретила 15 Ме-110, майор Тюлян произвел одну атаку сзади в хвост, атака безрезультатна. В р-не севернее Белые Берега были обстреляны огнем зенитной артиллерии.
8.40-9.32 10 Як-9 и Як-1, ведущий группы майор Тюлян, производили уничтожение авиации пр-ка в р-не Ягодная, Красниково, Знаменское, Гнездилово. Задание выполнено. Придя в р-н цели на Н-3000 м. заметили 10 ФВ-190 со стороны солнца. Группа майора Тюлян пыталась к ним подняться, но самолеты пр-ка начали набирать высоту. В это же время на Н-3800 м. были и самолеты Ла-5, с которыми и выполняли вместе задачу. Во время нахождения его пары сзади своей группы ФВ-190 пытались атаковать майора Тюлян. В момент атаки сверху спереди под ракурсом ¾ самолет пр-ка заметил ведомого майора Тюлян л-та Альбер, атаку прекратил и вошел в вираж с набором высоты, подставил свой живот и был атакован Альбером снизу по сидению летчика. Огонь вел с дистанции 350-75 м. Самолет пр-ка задымился и резко перевалился и пошел к земле. Результатов не наблюдал, но считает, что с-т был сбит и упал в р-не Ленинский.
13.04-14.27 10 Як-9 и Як-1, ведущий группы майор Тюлян, производили уничтожение авиации пр-ка в р-не Ягодная, Красниково, Знаменское, Гнездилово. Задача выполнена, встреч с самолетами пр-ка не было.
17.10-18.17 9 Як-9 и Як-1, ведущий группы майор Тюлян, производили сопровождение Ил-2 в р-не Знаменское, Хотынец. Ил-2 вернулись все. Бомбы сбросили по дороге Болотово-Орел, где движется большое кол-во автомашин и людей, от Орла на Селихово-Знаменское большое движение войск. В р-не цели л-т Леон на Н-1000 м. был атакован двумя ФВ-190 сверху. Это заметил капитан Прециози и лейтенант Альбер, которые и атаковали 1-го ФВ-190 сзади в хвост. Огонь открывали с дистанции 200 м. У с-та пр-ка посыпались куски, самолет сорвался с виража и боком пошел в низ. Мл. л-т Бон в том же р-не атаковал 1 ФВ-190 на Н-1000 м, атака безрезультатна. В р-не Алешек зенитная артиллерия противника вела огонь. В момент, когда появились самолеты пр-ка, майор Тюлян пошел с набором высоты на перехват, где его больше никто не видел. По докладам летчиков в этом р-не находилось до 30 ФВ-190. С боевого задания не вернулось 3 экипажа: майор Тюлян, ст. л-т Беген, л-т Вермейль.
Эскадрилья с рассветом способна выполнять боевую задачу в составе 10 самолетов.
Примечание: Опрос летного состава после последнего вылета производился через офицера связи ст. л-та Кунина».
Стоит отметить, что Беген на следующий день вернулся на аэродром Хатенки на самолете связи. Он был подбит, сумел дотянуть до линии фронта и посадить самолет на «брюхо».
Пьер Пуйяд, который стал командиром эскадрильи после гибели Тюляна и видел его во время боя последним, так вспоминает о своем друге: «Когда я встретил его в Хатенках, он был все тем же человеком полным благородства, и прирожденным истребителем. Его нельзя было представить в другой роли. Он умел заражать боевым духом всю нашу маленькую группу. Свою репутацию мы завоевали во многом благодаря ему. Он жил на самом аэродроме в двадцати метрах от своего «яка», а не в Хатенках. Когда нас в три часа привозили к самолетам, мы находили его свежим, отдохнувшим, с небольшим насморком, но по-прежнему неутомимым, не знающим ни физического, ни нервного утомления. Он прилетал - улыбающийся, отдохнувший и вроде бы снова готов был лететь. Когда наступление было в разгаре, он завидовал тем, кто в нем участвовал, и казался несчастным, когда бои утихали. У него снова поднималось настроение, когда приходилось летать по три-четыре раза в день. Он даже просил перевести его на участки, где шли бои, когда у нас было затишье. Он опасался, что это затишье – надолго. Можно ли удивляться тому, что он погиб? У него была репутация безрассудно смелого, удачливого летчика. Это не могло продолжаться вечно. Его звезда – такая яркая – не могла гореть долго. 17 июля под Орлом его ангел-хранитель покинул его. Но он успел испытать удовольствие, увидев, как треснул фронт. Я видел его последним, в последний раз после того, как он сообщил, что на него кинулось много «фоке-вульфов-190». Между нами – почти в чистом небе – прошло небольшое облачко, пропитанное солнцем, которое скрыло его навсегда».
Неудачи, постигшие эскадрилью, обеспокоили руководство дивизии. Кроме того, заволновалась и французская военная миссия. В Москву к ее главе генералу Пети для доклада был вызван Пуйяд. Вместе они посетили начальника Импортного управления ВВС генерал-майора Левандовича, который выразил сожаление по поводу гибели французских летчиков. На вопрос, чем объяснить гибель Тюляна, Пуйяд ответил: "Последнее время нам чертовски не везло. К тому же некоторые из наших летчиков были несколько самоуверенны и слишком пылки". По-видимому, главной причиной произошедшего оказались издержки тактики французских летчиков-истребителей, делавшей основной упор на индивидуальное мастерство и отводившей второстепенную роль взаимодействию в группе. Из-за больших потерь в конце июля "Нормандию" временно вывели из боев. Тюлян и Литольф были посмертно награждены орденами Отечественной войны I степени.
Довольно долго судьба Тюляна была неизвестна, и прояснилось все в какой-то степени случайно. Главная заслуга в этом принадлежит Галине Владиславовне Малюченко сотруднику Орловской детской экскурсионно-туристской станции. Она изучала с детьми геологию Орловской области и в 1960 г. вместе со своими подопечными пошла на только что вышедший в прокат совместный фильм «Нормандия-Неман» режиссера Жана Древиля, одним из сценаристов которого был Константин Симонов. В фильме вскользь был упомянут Орел. Будучи москвичкой, она припомнила встречу на балетном спектакле в Москве с нормандскими летчиками, которые проводили здесь четырехдневный отпуск после завершения обучения в Иваново и отправкой на фронт. Эта тема ее заинтересовала, но было мало информации. К тому времени большинство мемуаров еще не было написано, а архивы по понятным причинам были не всегда доступны. На письма с вопросами к создателям фильма пришли отличные, но бессодержательные ответы. Потом было письмо в Комитет ветеранов войны Алексею Мересьеву, который тоже участвовал в Орловской наступательной операции «Кутузов» и встреча его с фронтовым корреспондентом Борисом Полевым, выполняющего редакционное задание, на полевом аэродроме под Мценском в хорошем смысле «прозвездила» обоих. Тот передал его Сергею Давыдовичу Агавельяну, бывшему старшему инженеру полка «Нормандия-Неман», который прояснил многие факты лета 1943 г. Но поддержка в изысканиях пришла «с низу». Один из учеников Геннадий Мельников вспомнил, что «…так у нас же в деревне бабушка моя с соседками французского летчика схоронила. Он неудачно приземлился, его самолет кувырнулся в яме, а летчик сильно ударился и разбился…». Вооружившись недавно вышедшей из печати книгой Франсуа де Жоффра «Нормандия-Неман», где были фотографии личного состава эскадрильи, Малюченко вместе с учениками отправилась в деревню Каменка, стоящей по берегам одноименной речки, которая через пару километров впадает в «самую русскую реку» Оку.
В результате выяснилось следующее. Во второй половине дня 17 июля 1943 г. в окрестностях деревни развернулся воздушный бой. Со стороны Разинкино, деревня выше по течению Каменки, наш «ястребок» строча из пулемета, гнался за двумя немецкими. При их возвращении обратно со стороны Оки, картина поменялась на обратную, два немца обстреливают нашего, который летел волнообразно, а от него белой струйкой исходит дым. Подбитый самолет пытается сесть на поле возле Каменки, но попадает в ложбину, верхушку «Чертова рва», его подбрасывает вверх, а летчика выбрасывает из кабины. Когда подбежали местные жители, летчик был еще жив, только один глаз был залит кровью. Подоспевшие два «фрица», которые стояли в деревне, всех отогнали от самолета, и стали осматривать тело уже мертвого пилота. После проверки документов, часто повторяли - француз! Местные бабы выпросили тело погибшего и на следующий день похоронили его на краю деревенского кладбища. Все люди, которые принимали участие в похоронах, на фотоснимках в книге однозначно показывают на Тюляна, притом, что он был только на групповых фото.
В 1964 г. останки летчика перевезли на Введенское (Немецкое) кладбище в Москве. При вскрытии могилы присутствовал Дмитрий Кузьмин, механик самолета Тюляна. Он сильно переживал гибель командира и до последнего верил, что тот жив и попал, например, в плен или к партизанам. Была проведена судебно-медицинская экспертиза. Замерили хорошо сохранившиеся кости и по специальной таблице установили рост неизвестного французского летчика: он не превышал 158-160 см. Тут сомнения все отпали. Ведь Тюлян был самым маленьким в эскадрилье и его рост был примерно таким же. На перезахоронение собралось большое количество народу: пресса, кино, официальные лица. На надгробии выбили на русском и французском языках: «Неизвестному французскому летчику эскадрильи «Нормандия», павшему смертью храбрых в бою против немецко-фашистских захватчиков. Июль 1943 г. Западный фронт». Данные судебно-медицинской экспертизы и показания местных жителей во внимание приняты не были. Документы забрали немцы, самолет растащили по частям местные жители, а его двигатель после войны отправили на переплавку. В первом же походе правда нашли номерной агрегат шасси П616156, но в журнале технической части регистрируется только номер мотора самолета, закрепленного за летчиком. После запросов выяснилось только то, что шасси с этим номером пошло на сборку Як-1 и эта партия досталась французам.
В последствии прах Тюляна и еще пятерых захороненных рядом французских летчиков был передан родственникам во Францию для перезахоронения.
Вот так закончилась короткая, но яркая жизнь известного и в тоже время неизвестного французского летчика командира эскадрильи «Нормандия» майора Жана Луи Тюляна.
Источники:
Е.Е.Щекотихин.«Нормандия» в битве за Орел.Издатель Александр Воробьев.Орел. 2002 г.
Музей авиаполка «Нормандия-Неман», г. Орел, ул. Фомина, д.8.
Виртуальная авиационная энциклопедия «Уголок неба»
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: