Профессия лётчика-испытателя - безусловно не массовая. Ею овладевают только абсолютно здоровые люди, имеющие определённый опыт полётов и, главное, имеющие исключительное желание овладеть этой почётной и ответственной профессией.
Испытателями первых летательных аппаратов были их конструкторы; затем, в 1920-30-х годах на испытательную работу приходили «красвоенлёты» - выдающиеся военные лётчики. Среди лётчиков-испытателей Лётно-исследовательского института, созданного на базе отдела лётных испытаний ЦАГИ, были личности, овладевшие лётным мастерством, выполняя обязанности наземных специалистов.
Лётно-исследовательский институт был создан в марте 1941 года как научно-исследовательское учреждение, выполняющее комплексные исследования летательных аппаратов и их испытания, изучающее в полёте процессы, не моделируемые в наземных условиях.
Известно множество проблем, требующих для своего решения такого комплексного подхода. Например, исследование полёта самолёта на больших углах атаки и в штопоре вызывает необходимость оценивать как аэродинамику самолёта, так и работу силовой установки, и кроме того, работоспособность систем измерения скорости, высоты, угла атаки, пространственного положения.
Освоение полётов при околозвуковых скоростях на малых высотах, кроме сказанного выше, требует ещё и оценки прочности конструкции, работоспособности систем управления и т.д.
Требования к подготовке лётчиков ЛИИ были ориентированы на широкий круг осваиваемых летательных аппаратов, на умение формировать экспертные оценки свойств и особенностей любого самолёта.
В период Великой Отечественной войны «испытательный корпус» ЛИИ пополнился боевыми лётчиками и выдающимися планеристами Осоавиахима. После организации в 1947 году в ЛИИ Школы лётчиков-испытателей путь в эту профессию пролегал только через Школу.
Многие лётчики- и штурманы-испытатели накапливали богатый опыт лётных испытаний и исследований в Лётно-исследовательском институте; при этом они осваивали летательные аппараты многих типов (а некоторые летали как на самолётах, так и на вертолётах). В последующем некоторые испытатели получали приглашение работать в испытательных подразделениях опытных и серийных предприятий и навсегда связывали с ними свою судьбу.
Учебно-боевой самолёт МиГ-21У разработан в ОКБ им. А.И. Микояна на базе истребителя МиГ-21Ф-13. Он должен был заменить УТИ МиГ-15, который уже перестал отвечать современным требованиям. Первый полёт прототипа Е-6У состоялся 17 октября 1960 года (лётчик-испытатель П.М.Остапенко). Серийное производство началось в 1962 году на авиазаводе №31 в Тбилиси.
МиГ-21У представлял собой одноместный однодвигательный среднеплан с треугольным крылом (стреловидность 57° по передней кромке) и цельноповоротным горизонтальным оперением. Фюзеляж полумонококковой конструкции, выполненный по правилу площадей. В носовой части расположен воздухозаборник с центральным телом - управляемым конусом. Снизу фюзеляжа установлен подфюзеляжный гребень. Шасси трёхопорное с носовой стойкой. Силовая установка состояла из турбореактивного двигателя Р-11Ф-300 (на МиГ-21УС Р-11Ф2С-300, на МиГ-21УМ - Р-13-300). От боевого истребителя его отличала двухместная кабина с двойным управлением (инструктор находится сзади) и с более мощной системой кондиционирования воздуха. Начиная с модификации УС кабина инструктора оснащалась перископом. Вместо мягкого фюзеляжного топливного бака установлен накладной бак в гроте. Пушечное и ракетное вооружение отсутствовали. При этом под крылом на пилонах могли подвешиваться блоки НУРС УБ-16-57.
МиГ-21У вскоре после своего появления стал основным самолётом училищ истребительной авиации. Поступали они и в строевые части. Самолёты активно эксплуатировались до конца 80-х годов.
Учебные модификации МиГ-21 выпускались на двух авиазаводах: в Москве и Тбилиси.
Беспалов Владимир Алексеевич - летчик-испытатель.
Родился 29 октября 1951 года в Черкасской области.
В 1975 г. окончил Черниговское ВАУЛ. До 1980 служил в ВВС. В период 1980 – 1981 г – слушатель ШЛИ МАП.
Веретенников Владимир Михайлович - штурман-испытатель 2-го класса (1980), старший лейтенант.
Родился 4 августа 1949 года в городе Юрьевец Ивановской области. Детство и юность провёл в городах Городец и Заволжье Нижегородской области. Работал токарем на заводе.
В армии с 1967. В 1971 окончил Ставропольское ВВАУЛШ. Служил в строевых частях ВВС. С 1975 - в запасе.
В 1975-1978 - штурман-испытатель Луховицкого авиазавода; участвовал в испытаниях серийных Ил-20, Ил-22, Ил-38, МиГ-21У.
С июля 1978 - на лётно-испытательной работе в ЛИИ. С 1980 - штурман-инструктор ШЛИ. Участвовал в испытательных полётах на самолётах и вертолётах по тематике института.
Этих двух летчиков связывает то, что 2 апреля 1981 года они выполняли полет по программе ШЛИ на МиГ-21У.
Пилотировал слушатель Школы летчиков-испытателей Владимир Александрович Беспалов, в кабине инструктора полет выполнял штурман-испытатель Владимир Михайлович Веретенников.
Никаких отклонений от нормальной работы материальной части - есть такое казенное понятие - экипаж и последующий анализ аварийной комиссии до того рокового мгновения не обнаружили. Все шло как обычно... Вот и посадочная прямая... Отлично виден аэродром... Вдруг, звенящий удар, скрежет за спиной... Нос самолета круто клюет вниз до почти отвесного пикирования... До нуля падает давление в обеих гидросистемах, а ручка управления становится "пустышкой"...
Аварийная комиссия установила разрушение турбины двигателя в полете. От этого были перебиты трубопроводы гидросистем и управление самолетом, частично разрушен силовой набор фюзеляжа. Средства спасения введены в работу, но из-за деформации фюзеляжа катапультирования не состоялись...
Все произошло мгновенно. Высоты и времени для спасения катапультированием даже теоретически уже не было...
Какие там мечты, планы, надежды, прощания с любимыми, близкими, если все подобно ...взрыву.
Кажется невероятным - нагрузки деформировали фюзеляж, а экипаж борется. Надо успеть рвануть катапульту. Ну, а если не сам, пусть другой выживет - ведь это тоже победа! Одна - на всех, мы за ценой не постоим...
Не выжили.
А победа - победа духа - была.
Самолет упал 2 апреля 1981 года в двух километрах от деревни Фенино Раменского района Подмосковья в двадцати метрах от лесной дороги, огибающей пруды лесхоза.
Летом, не мудря, установили киль самолета на постамент, приделали к нему фотографии погибших и надписи к ним. Поставили над ямой, под упрямо живущей сосной, сколотой наискосок почти отвесно падающим самолетом. На сучьях — провода, отброшенные взрывом...
Вот тогда учительница начальной сельской школы Вера Николаевна Шлюшенкова с пионерами взяли памятник под свое шефство.
Прошло много лет, а в тихом лесном уголке — всегда порядок...
По материалам сайтов:
http://www.testpilots.ru
http://aviationz.narod.ru
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: