ТАЙНИК ПОМЕЩЁН В АРХИВ МОДЕРАТОРОМ ПРОБЛЕМНЫХ ТАЙНИКОВ, ТАК КАК ТАЙНИК ЯВЛЯЛСЯ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ БОЛЕЕ ТРЁХ ЛЕТ
Одного хочу лишь я, Свою петлю осуществляя, Чтоб эта «мертвая петля» Была бы в воздухе «живая».
Не мир я жажду удивить, Не для забавы иль задора, А вас мне нужно убедить, Что в воздухе везде опора. . (П.Н.Нестеров)
«Мертвая петля» - этот термин известен многим с детства. Потом у мертвой петли появляется имя – «Петля Нестерова». А вот подробности знаменательной жизни и героической смерти русского офицера Петра Николаевича Нестерова, часто остаются неизвестными. А ведь он один из немногих русских (не советских) героев официально признанных в Советском Союзе. Петр Николаевич Нестеров родился в 1887 г. в Нижнем Новгороде в семье офицера-воспитателя кадетского корпуса. В 1906 году после успешного окончания Михайловского артиллерийского училища он служил во Владивостоке, где лично разработал правила корректирования стрельбы из аэростата. В 1911 году Нестеров добивается зачисления в Гатчинскую воздухоплавательную школу. Там он освоил программу обучения летному делу и в мае 1913 года получил назначение в 11-й корпусный авиаотряд, и вскоре стал его командиром. В начале ХХ века цирковой номер под названием «Мертвая петля» выполняемый на велосипеде был очень популярен. Нестеров был уверен, что такую же петлю можно выполнить и в воздухе, на самолете. Проводил расчеты, экспериментировал, конструировал новые аэропланы. Он внимательно следил за работами профессора Жуковского, слушал его лекции. Еще в 1891 году Жуковский теоретически обосновал возможность выполнения «мертвой петли» на аппарате тяжелее воздуха. Нестеров стремился воплотить теорию в практику и говорил: «Неизбежные воздушные бои будут схожи с нападением ястребов на ворон. Те летчики, которые научатся владеть своим самолетом, сумеют придать ему «воздушную подвижность» ястреба, будут в состоянии легче нанести врагу скорейший и серьезнейший урон путем воздушных эволюций. Только пройдя школу фигурного летания и практически освоив, в частности, мертвую петлю, летчики будут обладать основным оружием ястребов в их нападениях на менее искусных ворон. А кто из вас захочет быть вороной?» И это притом, что в то время было принято летать, как говорили инструкторы, «блинчиком» или «тарелочкой», официальная «Инструкция для военных летчиков» от 1912 г. запрещала крен на вираже свыше 20°. После назначения командиром авиаотряда Нестеров ввел обучение полетам с глубокими виражами и посадку с отключенным двигателем на заранее намеченную площадку, освоил ночные полеты. 27 августа 1913 года в Киеве над Сырецким полем, Нестеров впервые в мире выполнил на самолете "Ньюпор-4" замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Этим маневром Нестеров в очередной раз доказал, что самолет в любом положении покоряется летчику, положив начало высшему пилотажу. Весть о подвиге русского летчика, разнеслась по всему свету. Долетела она и до Франции. Тамошние пилоты были и обрадованы, что действительно «в воздухе везде опора», и обескуражены, что их обошел никому не ведомый русский летчик. Спустя двенадцать дней 21 сентября 1913 г. «мертвую петлю» совершает знаменитый француз Адольф Целестин Пегу – «человек без нервов». Популярность Пегу в Европе была фантастической, каждый его полет становился сенсацией. «Мертвая петля» в его исполнении вызвала почти истерические восторги прессы и всей авиационной общественности. Сгоряча Нестерова записали в последователи Пегу, но честный француз отказался от чужих лавров. В мае 1914 г. Пегу прибыл в Петербург на гастроли. 30 мая 1914 г. на лекции в московском Политехническом музее он прямо заявил, что решился на «мертвую петлю» только после того, как ее выполнил русский штабс-капитан. По воспоминаниям современников, после таких слов появление на трибуне Петра Николаевича Нестерова было встречено восторженной овацией. С началом Первой мировой войны Нестеров со своим авиационным отрядом отбыл на Юго-Западный фронт. Летчики осуществляли воздушную разведку. Дерзкие рейды штабс-капитана Нестерова выводили из себя австрийцев, поэтому за голову смелого пилота противник обещал большое вознаграждение. До 1914 года всю "огневую мощь" аэропланов составляли личные револьверы летчиков. Встретившись в воздухе, неприятели обменивались одиночными выстрелами или, поднимаясь выше вражеского самолета, сбрасывали на него бомбы. Такой способ ведения воздушного боя был, конечно, малоэффективным. "Вороны, а не ястребы!" - так отзывался о российских боевых самолетах автор "мертвой петли". На едкие замечания Нестерова чиновники от авиации отвечали: "По штату авиационным отрядам пулеметы не положены!" Выход из этого положения Нестеров пробовал найти, оснастив самолеты своего отряда рядом приспособлений собственной конструкции. Для разрушения оболочки дирижабля и крыльев самолетов он установил в хвостовой части аэроплана "нож-пилку", а для поражения воздушного винта самолета неприятеля - длинный трос с грузом на конце в виде "кошки". Кроме того, для воздушного боя Петр Николаевич разработал боевой маневр "таран". Он же, ПЕРВЫМ В МИРЕ, и применил воздушный таран! 26 августа 1914 г. штабс-капитан Нестеров поднялся в небо, чтобы перехватить вражеский самолет- разведчик «Альбатрос». Легкий «Моран» быстро настиг противника. Но австрийский биплан продолжал полет. Тогда Нестеров пошел не резкое сближение и протаранил «Альбатрос» мотором между крыльев. Австрийский самолет был уничтожен, но и «Моран» получил серьезные повреждения и через несколько секунд врезался в землю. Родоначальник высшего пилотажа, штабс-капитан Петр Николаевич Нестеров погиб. Случилось это близ с. Жовква, в 30 км от Львова. В советское время город Жовква был переименован в Нестеров, а на месте воздушного боя первой мировой – поставлен величественный монумент. После распада СССР и обретения Украиной независимости город вновь стал Жовквой, а монумент пришел в полное запустение. Облицовка с него то ли попадала, то ли содрана, музей зияет пустыми проемами окон и дверей, самолет на памятнике уже не стремиться в небо, а того, и гляди рухнет вслед за «Мораном», рухнувшим здесь почти век назад. УМИРАЕТ монумент на месте СМЕРТИ великого автора «МЕРТВОЙ петли».
Справка: Через семь месяцев после гибели Петра Нестерова, в марте 1915 г., его воздушный таран применил российский летчик Козаков. После удачной атаки пилот благополучно возвратился на аэродром. За период Великой Отечественной войны советские летчики совершили более 600 таранов. Бесспорный рекорд принадлежит Герою Советского Союза Борису Ковзану, протаранившему четыре самолета. Три раза после совершения тарана Ковзан благополучно возвращал свой самолет на базу, и лишь последний таран привел к сильному повреждению машины и необходимости выброситься с парашютом. Первый таран в истории реактивной авиации совершил в 1973 г. капитан Геннадий Елисеев. Летчик погиб, тараня перехватчиком, самолет-разведчик НАТО.
В тексте использованы материалы из следующих статей: 1.Геннадий Черненко «Петля Нестерова» http://www.kostyor.ru/1-07/heros.php 2.Александр Швыдкин «Память в небе» http://aviapanorama.narod.ru/journal/2003_5/nesterov.htm 3.Виктор Гончаренко «Как люди научились летать» http://n-t.ru/ri/gn/kl44.htm 4.Андрей Нестеров «Мертвая петля пилота Нестерова» http://zhurnal.lib.ru/n/nesterow_andrej_nikolaewich/mertwajapetljapilotanesterowa.shtml
Интернет-блокнот
Сообщение об ошибке в тексте тайника
Геокэшинг в соцсетях
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: