Узкоколейка Мезмай - Гуамка [TR/3536]
Описание окружающей местности
История узкоколейки Гуамка-Мезмай волею судеб так же необычна, как и необычна сама железная дорога. Изначально, этот отрезок являлся частью Апшеронской узкоколейной железной дороги - сода можно было доехать пассажирским поездом из Апшеронска. Участок Гуамка-Мезмай являлся частью магистрального ответвления "главного хода" АУЖД от Апшеронска до Шпалореза и начинался на станции Самурская (пос. Новые Поляны). На линии были станции: Гуамка, Мезмай, Темнолесская, Камышанова Поляна. Далее узкоколейка уходила еще выше в горы, на лесоразработки почти до самого плато Лаго-Наки. Однако, лесной, "высокогорный" участок этой линии далее станции Темнолесская был разобран не позже 1970-х годов.
Однажды весной, в 1980-х, паводком оказалась разрушена значительная часть перегона Самурская-Гуамка. Масштабы разрушения оказались таковы, что в течение нескольких лет стоял вопрос о целесообразности затрат на восстановление перегона. В конце концов, восстанавливать этот участок не стали, а просто бросили за ненадобностью. Рельсы лежали еще несколько лет - до начала 1990-х, но из-за участившихся случаев воровства верхнего строения пути после участок Самурская-Гуамка был ликвидирован. После этого, узкоколейка потеряла и "юридическую" связь с "большой" АУЖД, принадлежавшей ОАО "Апшеронсклеспром": в отличие от нее, линия Гуамка-Мезмай находилась в муниципальной собственности Апшеронского района.
Участок Мезмай-Темнолесская перестал использоваться примерно в то же время и выл ликвидирован не позднее 1995 года. Жителям станицы Темнолесская приходилось добираться в Мезмай пешком.
После ликвидации линии из Самурской, по УЖД сохранилось пассажирское движение: в Гуамку из Апшеронска имеется вполне сносная автодорога с автобусным сообщением. Перевозки по узкоколейке Гуамка-Мезмай выполнялись "матрицей" - тепловозом-автомотрисой ТУ8П и продолжались до 2002 года.
РАСПИСАНИЕ ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ
ПО УЖД ГУАМКА-МЕЗМАЙ НА 1999 ГОД:
Туда: Обратно:
07:30 19:00 Гуамка 10:30 21:30
08:00 19:30 Мезмай 10:00 21:00
В 2002 году участок узкоколейки между Гуамским ущельем и Мезмаем был сильно поврежден наводнением. Один из тепловозов упал в реку Курджипс, поднимать его никто не стал. До сих пор на пути стремительного бурлящего потока лежит этот печальный памятник... Остальной подвижной состав вскоре оказался разворован и сожжён. Посёлок Мезмай остался без нормальной связи с внешним миром. Его жители стали ходить в Гуамку пешком по недействующей узкоколейной железной дороге...
После многочисленных и некоторое время безуспешных попыток "достучаться" до региональной власти, наконец было принято решение о восстановлении узкоколейки. Всю первую половину 2003 года продолжались восстановительные работы, о чем неоднократно упоминалось в региональных средствах массовой информации.
Восстановительные работы шли медленно, намеченные сроки их окончания срывались. Тем не менее, заявлялось, что к августу 2003 года они практически завершены и "объект принимается госкомиссией". Писалось также и о том, что в Мезмай уже производится доставка продуктов по УЖД, но регулярное пассажирское движение ещё не восстановлено - это, якобы, предполагалось сделать в ближайшее время - на Камбарском машиностроительном заводе уже заказан тепловоз-автомотриса ТУ8П.
Вскоре выяснилось, что все заявления, сделанные в 2003 году "уважаемыми" СМИ, являлись ложью! На самом деле, было восстановлено лишь около 3 километров пути (в окрестностях посёлка Гуамка и в северной части Гуамского ущелья), а на остальных 5 километрах ремонт даже и не начинался. Заказывать мотрису на Камбарском заводе никто не собирался.
В 2004 году на восстановленном участке в летнее время ездили частные дрезины-"пионерки" на них возили туристов. Единственный исправный "тяжёлый" подвижной состав - дрезина, сделанная с использованием узлов и агрегатов грузового автомобиля ГАЗ-51. Транспортного значения узкоколейка с тех пор уже не имеет, сообщение с посёлком Мезмай ведётся по горной автодороге.
Полное восстановление узкоколейки Гуамка-Мезмай в 2004 году оставалось делом будущего, но возможность осуществления этого проекта тогда вызывала сомнения.
Летом 2007 года в Гуамском ущелье продолжились работы по восстановлению дороги. Со стороны Гуамки путь был отремонтирован от станции до ущелья. На последнем километре был уложен обновлённый путь (шпалы - полностью новые, рельсы - как старые, так и новые). Со стороны Мезмая был уложен новый путь до моста через реку Курджипс. В работах была задействована строительная техника, в том числе бульдозер и экскаватор.
По состоянию на лето 2008 года, железная дорога Гуамка-Мезмай впервые за более чем шесть лет являлась пригодной для сквозного проезда. Но ни одного тепловоза по-прежнему не было. Движение по узкоколейке в основном сводилось к катанию туристов от Гуамки на несколько километров по ущелью.
В течение первой половины 2009 года на узкоколейку поступил подвижной состав: тепловоз ТУ8-0427 с лесовозной УЖД в Великом Бычкове (Украина, Закарпатская область), три пассажирских вагона и две четырёхосные платформы.
Начиная с лета 2009 года по УЖД от Гуамки до кафе "1707" в Гуамском ущелье регулярно курсирует туристический поезд, состоящий из тепловоза ТУ8-0427 и двух пассажирских вагонов. В обратном направлении поезд следует вагонами вперёд. Стоимость проезда в одну сторону в 2009 году составляла 50 рублей. Сквозное движение от Гуамки до Мезмая в 2009 году оказалось невозможным - недавно отремонтированная насыпь из за весенних паводков успела просесть...
Источник http://nord-tramp.livejournal.com/5429.html