ВНИМАНИЕ!!! По сообщению игрока Боевой пингвин от 12.08.2022 финальный объект утерян. До авторской проверки и выяснения всех обстоятельств тайник переводится в виртуальный. Некоторые шаги становятся опциональными.
Внимание!!! В описание некоторых шагов тайника были внесены изменения (Natic, август 2013). Не пользуйтесь старыми распечатками!
Пожалуй, главная достопримечательность города Железнодорожного (до 1938 г. поселок Обираловка, но об этой истории можно узнать в описании другого тайника «Держи карман уже») это храм Преображения Господня. А главная достопримечательность храма – фарфоровый иконостас. Посмотреть и на ту, и на другую достопримечательности, поверьте мне, стоит! Так же как и на некоторые другие памятники истории, пока еще сохранившиеся в этой части города под названием Саввино, которое долгое время было самостоятельным поселением и вошло в состав города в качестве одного из его семи микрорайонов только в 1960 г. А это местечко имеет свою давнюю и богатую событиями историю. Деревня Саввино упоминалась уже в документах московского князя Ивана Калиты, датированных 1327 г. Также встречаются описания Саввино и в более поздний период – в 1573–1574 гг., а с начала XVII в. оно упоминается в писцовых книгах уже как село Саввино или Саввино-Спасское. Вот что можно прочитать в них относительно, например, 1852 г.: село 2 стана князя Андрея Петровича Голицына. 22 двора, 92 души крестьян, 1 церковь.
История храма Преображения Господня уходит своими корнями в глубину веков. По преданию в XIV в. на пригорке близ Саввино стоял небольшой монастырь., который основали иноки московского Симонова монастыря – уж очень им приглянулось это красивое пустынное место. И чернец Савва решил закрепить его за своей обителью. Правда это или нет – ныне судить сложно, поскольку от монастыря не осталось никаких следов. А вот что достоверно известно, так это то, что «земли близ села Саввино и деревни Пестово, Саввино тож» издревле считались церковными.
Первое упоминание о церкви Преображения Господня в селе Саввино относится к 1623 г. В писцовых книгах того времени записано: «Церковь Преображения Господня деревянная клетци, построенная изстари, находилась Московского уезда в Почерневе стану, на погосте, на речке Черной, ветхая, стояла без пения, и образов в церкви не было...». Подобная захудалость объяснялась бедностью тамошних крестьян и частой сменой владельцев земли – никак не находился настоящий рачительный хозяин.
Возрождение церкви относится к 1665 г. Событие это даже попало в историю: в деревне Саввино «почелась Божественная служба быть». По челобитью сына нового владельца имения, Ивана Федоровича Стрешнева, взамен обветшавшей была построена новая деревянная церковь Преображения Господня с приделом в честь иконы Пресвятой Богородицы Знамение. Затем эти земли достались известному роду Голицыных, породнившихся со Стрешневыми. Вторая деревянная церковь простояла более ста лет.
В 1777 г. «иждивением владелицы села Саввино помещицы Т.В. Голицыной и прихожан» была возведена новая, третья по счету, деревянная церковь на каменном фундаменте с деревянной колокольней. Внутри храм был оштукатурен и расписан; снаружи обит тесом и окрашен. Богослужения здесь совершались до 1880 г., когда и эта церковь пришла в ветхость. В 1892 г. была разобрана колокольня, а сам храм простоял еще довольно долго, пока не был уничтожен пожаром.
В середине XIX в. старую деревянную церковь было решено заменить новой, но уже каменной. С этого времени и ведет свой отсчет история ныне существующего храма Преображения Господня в Саввино. Он был заложен в 1870 г. и строился по проекту арх. А. Ветлицкого (в стиле ампир) на добровольные пожертвования прихожан. Один из них, пожертвовавший очень солидную сумму, в знак уважения и благодарности был даже похоронен рядом с храмом. Кирпич для постройки поставлял известный завод Д.О. Милованова, находившийся в соседнем селе Кучино. Строительство велось долго – через три года в ноябре были торжественно освящены только боковой придел храма и колокольня, и начались регулярные богослужения. А строительство главного алтаря продолжалось. В 1885 г. завершилось строительство трапезной, а в 1894 г. по проекту арх. А.В. Яковлева была возведена новая колокольня.
Свой окончательный вид храм приобрел только в начале XX в. В 1905 г. по проекту арх. Н. Потапова здание церкви было перестроено – возведены два придела в честь преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского. В результате архитектурный облик церкви стал отличаться некоторой эклектичностью: элементы нео-ампира сочетаются в ней с декоративными мотивами псевдорусского стиля.
Средства на переделку пожертвовал коммерсант, фабрикант и видный деятель старообрядчестваИ.К. Поляков(1834–1923), занимавший пост одного из директоров располагавшейся неподалеку Саввинской хлопкопрядильной фабрики, которую, впрочем, более правильно следует называть как товарищество «Саввинская мануфактура Викулы Морозова с сыновьями, Ивана Полякова и Кº». Товарищество было учреждено в 1879 г. по инициативе Викулы Елисеевича Морозова – внука известного Саввы Васильевича Морозова – основателя династии купцов, промышленников и меценатов. Продукция мануфактуры пользовалась широкой известностью в России. В начале ХХ в. управляющим мануфактуры был старший сын Ивана Полякова – Елисей Иванович. По данным на 1914 г., на фабрике работало 1000 мужчин и 995 женщин. Для рабочих рядом с фабрикой был построен целый фабричный городок – с казармами для рабочих с бесплатным проживанием, освещением, отоплением и водоснабжением, с больницей, школой, детским садом, фабричным училищем, богадельней на 17 человек.
Во время Великой Отечественной войны Саввинская хлопкопрядильная фабрика работала на нужды фронта – помимо всего прочего, был налажен выпуск парашютов. После войны на фабрике вновь начали выпускать гражданскую продукцию. Жаль, что сейчас исторические здания Морозовской фабрики полностью отданы в аренду под офисы, мастерские, развлекательный клуб «XXXL» и потихоньку разрушаются. Совсем недавно, в декабре 2011 г. – январе 2012 г. были снесены большинство построек, входивших в комплекс исторической больницы – здесь будет построен новый перинатальный центр. Однако несколько зданий еще сохранилось. Недалеко от них пока еще стоит и деревянный дом Полякова. Спешите прикоснуться к истории!
Но вернемся к жемчужине Саввино – Преображенской церкви. Благодаря активному участию И.К. Полякова в судьбе храма в него из разобранного старого перешли иконы, богослужебные книги, паникадила, подсвечники, сосуды, облачения, которые бережно хранились не одно столетие. Также были перенесены 7 колоколов. Самый большой из них – «Гром» – весил 365 пудов, а самый маленький «Малинец» – 19.
Именно тогда во время перестройки в церкви и был установлен удивительный фарфоровый иконостас – главное украшение церкви. Создали его мастера Тверской фабрики, а точнее «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» (в советские годы – Конаковский фаянсовый завод, который ныне, увы, фактически уничтожен) по проекту профессора архитектуры В.А. Косякова и скульптора Н.В. Анненского. История сохранила также имена художника по рисованию С.В Краснощекова, мастера по составлению эмалевых красок П.А. Панкратова и точильщика С.И. Иванова. Зайдя в храм, вы увидите три иконостаса: центральный и два боковых в приделах. Высота иконостаса около 6 м, ширина центрального – 12 м, боковых по 5 м. Центральный состоит из трех ярусов, в которых находятся тридцать три иконы. Средства на иконостас пожертвовали И.К. Поляков и Викула Морозов, которого связывали с «фарфоровым королем» М.С. Кузнецовым тесные дружеские узы.
Всего товариществом Кузнецова было изготовлено 38 подобных иконостасов, которые были установлены в Санкт-Петербурге, Ново-Афонском монастыре на Кавказе, в Царицыне, Баку, Казани, Дулеве, Керчи, Владимире, Шадринске. Один иконостас, выставлявшийся на Всемирной выставке в Париже в 1900 г., был приобретен для русской православной церкви в чешском городе Марианске-Лазне. Однако не все иконостасы-диковинки сохранились.
Иконостас церкви в Саввино выполнен из отдельных фарфоровых блоков нежно розовых и небесно-лазоревых тонов, украшенных сверкающей позолотой. Блоки доставляли с завода в храм, где их собирали и устанавливали. Фарфоровые цветы, ажурные виноградные листья, замысловатый орнамент, фигурные медальоны придают иконостасу радостную праздничность и делают его подлинным произведением искусства, созданным талантом русских мастеров. Краски так чисты и ярки, как будто иконостас был сработан только вчера. Удивительная его долговечность объясняется тем, что элементы иконостаса после формовки, раскраски, глазурирования и позолоты обжигались при температуре около 1200 градусов.
В советское время, в 1921 г., Преображенская церковь, как и большинство других церквей в то время, лишилась многих ценных культовых предметов, которые были попросту изъяты. На какое-то время прекратились богослужения. Однако церковь выжила, и сейчас ее двери открыты для всех верующих и тех, кто хочет полюбоваться изящной фарфоровой оправой иконостаса.
В наши дни, в период духовного возрождения, при Саввинском храме была открыта воскресная школа для взрослых и детей; тут же работают кружки резьбы по дереву, ручной вышивки, столярного дела; открыта библиотека духовной литературы.
Использованные источники и литература:
Преображения Господня храм. Официальный сайт Балашихинского благочиния. URL: http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=moscow_area&page=10. Подъяпольская Е.Н. Памятники архитектуры Московской области. Иллюстрированный научный каталог. Вып. 1. М., 1999. Скворцов Н.А. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. Вып. 1. М., 1911. С. 187–194) // Сайт «Богородск–Ногинск. Богородское краеведение». URL: http://www.bogorodsk-noginsk.ru/biblioteka/new_2009_1_1.html. Центральный исторический архив г. Москвы. Памятная книжка Московской губернии на 1852, 1899, 1900, 1904, 1909, 1912, 1913, 1914, 1824 гг. [Интернет-ресурс] URL: http://km-obiralovka.ru/publ/12-1-0-84. А также личные краеведческие изыскания Natic и oral history – беседы и рассказы местных жителей.
Богослужения в храме совершаются, а, следовательно, в это время в него можно попасть:
Воскресные дни, в двунадесятые и великие праздники: 8.00 – Божественная литургия, накануне в
17.00 – Вечернее богослужение (в зимнее время в 16.00). Тел.: 527-51-81
Проезд из Москвы:
Пешекешеры: С Курского вокзала на электричке Горьковского направления (или с промежуточных станций, например, Новогиреево) до ст. «Железнодорожная» (время в пути 30-35 мин.); далее автобусами №№ 33, 23, 65, 4, А до остановки «Саввино» (10-15 мин.).
Автокешеры могут доехать по Носовихинскому или Горьковскому шоссе.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: