Автор: Полковник Кудасов
Создан: 14.10.2007
Опубликован: 14.10.2007
(отредактирован: 13.08.2011)
Компаньоны: Dud
Описание окружающей местности
ВНИМАНИЕ! На данном объекте необходимо соблюдать элементарную осторожность. Для ознакомления с подземными сооружениями потребуется фонарь.
"Первым делом – самолеты…"
Продолжая развивать тему поиска заброшенных военных объектов (т. н. военного техногена), начало которой положило создание тайника «Забытый гарнизон», мы с приятелем, на этот раз, решили обратить свои взоры к авиации, а точнее к ВВС.
ВВС… - в этой короткой аббревиатуре собраны воедино все составляющие летной романтики: затерянные в непроходимых лесах военные аэродромы, грозные профили замерших боевых самолетов, завывание турбин и отблески рвущегося из сопла рыжего пламени, мерцающие огни взлето-посадочной полосы и незабываемые ощущения бесконечной свободы полета в кристально-прозрачной синеве неба…
К человеку в летной форме всегда относились с уважением. О летчиках сочиняли песни, писали книги, снимали кинокартины. Практически каждый мальчишка, в детстве, мечтал стать летчиком-испытателем. Такие имена как М. В. Водопьянов, В. П. Чкалов, А. И. Покрышкин, Н. Ф. Гастелло, Ю. А. Гагарин неизменно ассоциировались в нашем сознании с беспримерным героизмом, несокрушимой отвагой и готовностью к самопожертвованию ради общего дела... Светлая им память...
Итак, общее направление поисков определено.
Какой наземный объект, имеющий прямое отношение к ВВС, можно рассматривать в качестве основы для создания интересной закладки?
Ответ очевиден и напрашивается сам - это, конечно, военный аэродром. Многие из тех, кто интересуется военной историей, знают, что заброшенных военных аэродромов в лесах Ленинградской области не так уж и мало, знал об этом и я, однако, в реальности, все оказалось гораздо сложнее... Именно в процессе поиска подходящего объекта (в особенности определенного типа объекта) для создания интересной закладки, мы с приятелем поняли, насколько труден путь геокешера - первопроходца: мы тонули в болотах, под проливным дождем, когда любое прикосновение к дереву обрушивает на тебя настоящий водопад, имея, весьма, условную привязку к карте, "прочесывая" участки леса в которых, по нашим сведениям, может находиться подходящее сооружение. Наша машина безнадежно вязла на разбитых лесных дорогах, мы ошибались в расчетах, проходили мимо цели, снова возвращались на исходную позицию и начинали все сначала,... а после того, как объект был найден, началась кропотливая и не менее трудоемкая работа по поиску и анализу информации, необходимой для составления комплексной картины описания данного сооружения...
Однако, наши усилия не прошли даром и результат превзошел все ожидания: были найдены несколько интереснейших (без преувеличения) объектов.
Об одном из них и пойдет рассказ...
"Небо - наш родимый дом..."
Представьте себе территорию, по площади равную аэродрому Пулково,… в лесу…
Военный стратегический аэродром «Вещево» (фото №1 в фотоальбоме), крупнейший военно-транспортный аэродром северо-запада России (бывшая в/ч 61849, 66 АПИБ). Площадь территории аэродрома: 789,49 га. Построен в период рассвета "холодной войны" (1960 - 1970 г.).
Вероятно, являлся самым дорогим и масштабным военным сооружением Ленинградской области. Шоссе М - 10, Е - 18 "Скандинавия" проектировалась и строилось с возможностью использования ее в качестве запасной ВВП для данного аэродрома. В местах прохождения трассы в непосредственной близости от «Вещево» располагаются 3 специальных участка (дорожное полотно идеально прямое и необычно широкое), которые хорошо заметны невооруженным глазом. Многочисленные очевидцы вспоминают, как боевые самолеты, проходя над данными участками, снижались и имитировали посадку, после чего уходили в сторону аэродрома. После расформирования «Вещево» идея использования трассы в качестве взлетно - посадочной полосы стала неактуальной, а спустя некотрое время, на "посадочных" отрезках были установлены осветительные столбы, что сделало посадку принципиально невозможной.
В 1980 - х годах «Вещево» был передан авиации Балтийского флота как 66 ОМШАП.
Свое существование он прекратил в середине 90 - х годов прошлого века. Изначально на аэродроме базировались самолеты МиГ-17 (фото №2 в фотоальбоме), в 1974 - 1975 г. они были заменены на МиГ-21СМТ (фото №3 в фотоальбоме), которых, в свою очередь, в конце 70 - х годов сменили Су-17М3 в количестве 45 - и единиц (фото №4 в фотоальбоме). Как и все крупные военные объекты «Вещево» имел полную автономность и обладал развитой инфраструктурой (дом офицеров, общежития, чайная и т. д.). В непосредственной близости от аэродрома был образован военный городок «Вещево».
С историей существования аэродрома тесно связаны с несколько, весьма, громких событий, одно из которых, имело широкий резонанс в СССР:
1987 год, конец августа-начало сентября...
Недалеко от расположения вертолетной части под Выборгом, на камнях, был обнаружен НЛО, имевший внешнее сходство с ракетой "Энергия", песочного цвета длиной около 13 - и метров. Объект доставили на военный аэродром «Вещево» , откуда затем он был вывезен самолетом на аэродром ПВО "Мончегорск", где его спрятали на территории бывшего склада ГСМ. Через неделю в "Мончегорск" прибыла специальная комиссия, пытавшаяся вскрыть объект с помощью метода высокотемпературной резки металлов. После неудачной попытки объект был помещен в замаскированный ангар на территории аэродрома. Позже приехали специалисты из Москвы, которым удалось открыть НЛО методом ультразвукового сканирования поверхности. Внутри была обнаружена небольшая кабина, рассчитанная на двух пилотов. В другие отсеки объекта проникнуть не удалось, из кормы НЛО были извлечены блестящие, неизвестного предназначения, стержни. Спустя некоторое время объект, который выкатили из ангара на изучение, на глазах у всех взорвался (при этом появились помехи на всех РТС).
1988 год, 8 - ое марта...
Диксиленд "Семь Симеонов", в который входили семь братьев Овечкиных от 8 - и до 26 - и лет, считался одной из визитных карточек города Иркутска. Вся страна восхищалась не столько, правда, музыкальными талантами братьев, сколько самим фактом: семь простых ребят из предместья "Рабочее" вкалывают на участке, доят коров - и ездят по миру. Братья, тем временем, уже были уверены, что на Западе они непременно станут миллионерами. Осенью 1987 - го "Семь Симеонов" вместе с иркутской делегацией выступали в японском городе - побратиме Канадзаве. Там им они встретили неизвестных американских продюсеров, которые пообещали Овечкиным запись в Лондоне многомиллионных тиражей дисков с их композициями. Всего - то и надо было - добраться до посольства США. Помешала случайность - они не смогли поймать такси. Но в марте, отправляясь на гастроли в Ленинград (с братьями следовали мать и сестры, всего 11 человек), уже приготовили обрез и бомбу. Спрятали в футлярах инструментов, пронесли на борт самолета Ту-154, следующего по маршруту: Иркутск - Курган - Ленинград. В лайнере находились 170 человек. Угрожая оружием и бомбой, с помощью которой они намеревались взорвать самолет, террористы потребовали у экипажа изменить курс и лететь в Лондон. Пилотам удалось убедить угонщиков, что для такого длительного перелета самолету необходима дозаправка. Воздушное судно посадили на военный аэродром «Вещево» , разъяснив Овечкиным, что это уже Финляндия (на воротах одного (больше не успели) из самолетных ангаров специально сделали надпись "AIR FORСE"). Но, увидев около ВВП солдат в советской форме, террористы поняли, что их обманули. В ярости они расстреляли бортпроводницу Тамару Жаркую, которая, кстати, планировала начать совместную жизнь со старшим из "Симеонов" - Василием. В это время группа захвата (спецназ МВД) подъехала к самолету на бензозаправщике и, ворвавшись в салон через кабину пилотов и хвостовую часть, открыла огонь. Во время штурма братья, решив покончить с собой, взорвали бомбу. От взрыва погиб только один из братьев, остальных расстрелял старший брат, перед этим застреливший мать, которая и руководила угоном самолета, после чего, застрелился сам. В живых остались только 28 - летняя Ольга Овечкина и 17 - летний Игорь Овечкин. При штурме погибли 3 заложника, 35 ранены. Самолет сгорел.
Позднее, этот трагический эпизод был положен в основу сюжетной линии отечественного кинофильма "Мама"...
Ольга была беременна, ей дали 6 лет тюрьмы. Отсидела половину. В заключении у нее родилась дочь Лариса. В декабре 2004 года Ольга Овечкина была убита пьяным сожителем во время ссоры...
"Бак пробит, хвост горит, но машина летит..."
В 1993 - 1994 г. было принято решение о расформировании в/ч 61849, «Вещево». Это был тяжелейший удар для военнослужащих и их семей, для тех, кто свои лучшие годы провел на успевшим стать родным аэродроме...
После ухода военных, аэродром «Вещево» сразу же привлек внимание правительства Ленинградской области. Был разработан проект, который предполагал конверсию военного аэродрома в гражданский грузовой аэропорт (ОАО "Аэропорт "Выборг"). Через него планировалось "переваливать" до 450 тыс. т. грузов в год. Были планы обеспечивать северный трансатлантический маршрут или российский "северный завоз". Общий объем необходимых инвестиций оценивался в 160 млн. $, а срок окупаемости - в 5 лет.
Но проект провалился, и государственное предприятие было решено приватизировать. Большая часть имущества предприятия уже распродана, осталась только взлетно-посадочная полоса (частично без плит) и рулежные дорожки. С 31 июля 2002 г. решением Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти предприятие признано банкротом, открыто конкурсное производство. В настоящее время кредиторская задолженность ОАО "Аэропорт "Выборг", 100% акций которого принадлежит правительству области, составляет свыше 30 млн. рублей. Сметная стоимость основания взлетно - посадочной полосы составляет 78 млн. рублей в ценах 2000 г. Процесс поиска инвестора тормозит тот факт, что план приватизации аэропорта, в свое время, был составлен с нарушениями действующего законодательства: взлетно-посадочная полоса и некоторое другое имущество были заявлены как земельный участок. На самом деле это сооружения, то есть имущество аэропорта. Не проявляют интереса к этой земле и "строительные" инвесторы, объясняя это тем, что, например, коттеджный поселок там не построить, так как место не востребовано. Пока только Российская автомобильная федерация высказалась, что это место подошло бы для проведения автомобильных кольцевых гонок, однако, инвестора такого проекта также нет.
Несмотря на то, что на северо-западе Ленинградской области, в приграничных районах с Финляндией, нет ни одного аэродрома, способного принимать даже легкомоторную авиацию, бывший военный аэродром "Вещево", а ныне ОАО "Аэропорт "Выборг", был вычеркнут из списка альтернативных аэропортов...
"Сколько лет и зим, по календарю, пронеслось с тех пор, но всегда храним в памяти тот мир белых куполов, голубых погон..."
Оказалось, что бывший гигантский военный аэродром никому не нужен. В настоящее он производит гнетущее впечатление: мародеры постепенно растаскивают его по кусочкам... Вывозят все: начиная от плит ВПП и заканчивая электрическими кабелями... В разрушающихся зданиях сняты полы, вырваны дверные и оконные проемы, разрушены перекрытия и лестницы. В центре военного городка где раньше проживали военные летчики и их семьи угрюмо высится здание бывшего дома офицеров,... в его коридорах гуляет ветер...
«Вещево» раскинулся в живописном районе Карельского перешейка среди сосен, елей и гранитных скал, заросших пушистым мхом. Чистый лесной воздух, красивейшие озера, изобилие ягод и грибов...
Аэродром встречает нас заросшим КПП, пустые глазницы выбитых окон смотрят прямо на нас. Вокруг – остатки столбов с колючей проволокой. Песчаная дорога выводит нас к нескольким самолетным ангарам, вдалеке виднеется здание с остатками диспетчерской башни, дальше справа – еще ангары. Самолетные ангары являются типовыми сооружениями аэродрома и отлично сохранились: на внушительных воротах с автоматическим механизмом открытия нанесена табельная маркировка, внутри – пусто, лишь дневной свет пробивается сквозь щель. Вокруг разбросаны характерные зеленые деревянные ящики от боеприпасов, детали оборудования, остатки формы, рваные авиационные покрышки, истлевшие страницы документов…
Осмотрев ангары, подходим к диспетчерской: в дворике, недалеко от входа, установлена мозаичная доска почета, стилизованная под развевающееся красное знамя, с пустым местом в центре, рассчитанным на единственный портрет.… В здании диспетчерской несколько помещений: столовая с окном раздачи и разломанной плитой, оружейная комната с остатками решеток, помещение для дежурной смены, несколько кабинетов, туалет, душ. Стены оклеены газетами, изданными в 1978 г.…
В комнате дежурного был найден любопытный документ: «Журнал приема/передачи дежурств». Последняя запись - май 1994 г. Судя по записям в журнале, практически весь 1994 год, оставшийся личный состав умирающего аэродрома постоянно отражал атаки мародеров и охотников за цветными металлами. Цитата:"18.04.1994. При обходе территории выявлены следующие недостатки: в помещении ангара №4 похищены все плафоны освещения, вскрыт и поврежден электрический щит № 2, похищен двигатель механизма открывания створок ворот. В убежище № 3 взломана входная дверь, находящееся внутри оборудование частично разобрано, алюминиевые детали похищены" и т. д.
Забраться на второй этаж здания весьма проблематично – металлическая лестница срезана и украдена (мы, все же смогли залезть).
Осмотрев диспетчерскую, направляемся к замеченному неподалеку небольшому холмику, явно, искусственного происхождения. Холм оказался крышей подземного сооружения, отдаленно напоминающего бомбоубежище (крутая лестница с множеством тамбуров ведет к вытянутому помещению с нарами вдоль стен). Подобные подземные сооружения на территории аэродрома встречаются достаточно часто. От убежища рукой подать до рулежных дорожек (местами сохранилась даже разметка для посадки вертолетов) пройдя по которым, мы вышли к главной взлетно-посадочной полосе.
Момент, когда мы стояли на полосе (ее бетонное покрытие давно разобрано и вывезено), был одним из самых запоминающихся в нашем походе: прямая как стрела, бесконечно уходящая вдаль,... кажется, она упирается в горизонт… Масштабы – космические.…
Повернув от ВПП направо, мы подошли к насыпи, на которой, возможно, в лучшие времена был установлен радар. Здесь же сохранился штатный источник освещения.
В подземном сооружении под насыпью несколько помещений, в одном из которых установлен массивный прибор непонятного назначения. За насыпью расположено несколько зданий: законсервированное общежитие (попасть внутрь не удалось, только посмотрели в окна) непонятное строение, похожее еще на одну диспетчерскую вышку (внутрь также не попали). Пройдя дальше, мы наткнулись на, вероятно, бывшее расположение тыловых служб аэродрома: КПП, две казармы, медицинский пункт, автопарк, склады, мастерские, различные хозяйственные, административные и технические постройки, остатки техники.
Прогуливаясь по пустынной территории аэродрома, замечаешь, что, несмотря на то, что он заброшен более десяти лет назад природа, пока, так и не смогла отвоевать захваченную территорию: он представляет собой гигантское поле, прорезанное рулежками, с редкими, чахлыми деревцами и хаотично разбросанными полуразрушенными зданиями…странное место, странная атмосфера…
При создании описания (исторической составляющей с элементами хронологии) объекта, были использованы материалы и фотографии с нижеперечисленных источников:
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: