Предание говорит, что название Берлюки происходит от прозвища жившего здесь когда-то разбойника. Позднее это место освятилось молитвами иноков...
Николо-Берлюковский монастырь находится близ села Авдотьина, в 20 километрах от Богородска. По словам духовного писателя XIX века Ивана Шевелкина, "во всей губернии не найти такого приволья"
Один из самых почитаемых православных храмов служит местом призрения для душевнобольных. Верующие надеются вернуть его в лоно Церкви. “На одном из своих участков, где-то за три десятка километров от столицы, Щелковское шоссе, проходящее здесь в окружении вековых еловых лесов, начинает плавно изгибаться влево и одновременно спускаться с небольшой возвышенности. И вот в самом ее низу короткая вспышка света: дорога пролегает по мосту через речушку Воря. Увы, за считанные секунды мало кто из мчащихся здесь на машинах людей успевает увидеть огромную колокольню, что возвышается на крутом берегу реки. Ну а те, кто полюбознательнее, через сотню-другую метров сворачивают направо и через пару минут останавливаются в изумлении. ...Как-то по весне начала 90-х годов уже прошлого века я пригласил отца Глеба Якунина, тогда народного депутата и не вдрызг разругавшегося священнослужителя с иерархами РПЦ, посмотреть на Николо-Берлюковскую пустынь, что находится неподалеку от подмосковного Ногинска. За компанию взяли и атташе по культуре посольства одной западной страны. Дипломат за годы своей службы, колеся по разным государствам, повидал немало любопытного, но вот когда мы остановились у ворот монастыря и глянули на его колокольню, то изумлению иностранца не было предела. Он, пораженный мощью и красотой увиденного, молча развел руками, чуть слышно обронив: "Нет слов, я поражен..." А изумляться есть от чего. Перед глазами предстает богатейший архитектурный ансамбль, воедино и гармонично слитый с природной красотой местности. И не устаешь удивляться великому умению наших предков создавать такие шедевры." Сама же история Николо-Берлюковской пустыни берет начало в XVII веке.
Небольшое отступление. По преданиям, здешняя местность пользовалась дурной славой. Особенно среди купцов, которые с товарами направлялись по Стромынскому тракту из Владимира в Первопрестольную и обратно. Непроходимый лес плотной стеной окружал дорогу. И селилось в нем не только различное зверье. Облюбовали сию глухомань и лихие люди. Особо прославился разбойник по прозвищу Берлюк, который не упускал случая пограбить купчишек. Разбойник грабил проходящие суда, а награбленное прятал в пещере. Между тем Берлюк - личность историческая, не выдуманная. О его судьбе в народе даже песня была сложена. Купцы же, подъезжая сюда, помолившись и перекрестившись, чтобы дай Бог пронесло, начинали неистово нахлестывать лошадей, стараясь как можно быстрее проскочить окаянное место. Одно из преступлений Берлюка было раскрыто, и он был схвачен и отправлен в Москву. Какой-то мальчик-торговец, то ли блинник, то ли калачник сумел приобрести его расположение, и пообещав устроить побег, узнал о сокровищах зарытых в пещере. Молодой человек с братьями, прикинувшись сборщиками лечебник трав, пришли к пещере, ночью выкопали клад и исчезли. Бежать Берлюку не удалось. Второпях кладоискатели обронили множество мелких денег, на утро найденных поселянами.
Со слов осведомленного источнника «В деревне никто из местных так и не смог указать точное местоположение пещеры, но все рассказывали легенды о разбойнике Бирлюке, и каждая история так или иначе говорила: под землей действительно спрятан клад. Кто-то говорил, что дух Бирлюка никого не подпускает к кладу. Местная Жительница - "Здесь под монастырем есть пещеры большие, наши местные жители неоднократно туда пытались залезть, где-то метров на 500 углубляются и звуки загадочные" «…мальчик Дима рассказал еще одну легенду -- "Мой дед рассказывал, что чекисты хотели найти клад, залезли в пещеры и увидели толстенную решетку, за ней - статуи желтые - медные или золотые. Чекисты пилили автогеном решетку, но им не хватило воздуха."»
Все эти версии и легенды, вы вполне можете проверить. Мы это сделали, конечно не в полной мере, но тем не менее, пещеры есть, их много они мало посещаемы. Но считаю своим долгом предупредить, входя в пещеры вы действуете на свой страх и риск, мы ни каких обязательств не несем. Вот координата N 55 55.606 E 38 13.826, от сюда начинаются(?) входы в многочисленные лазы.
Итак, далее о Николо-Берлюковской пустыни. В Смутное время появился здесь инок Варлаам и решил остановиться неподалеку от небольшого деревянного храма св. Николая. Увы, вскорости церковь постигла та же участь, что и многие другие. Многочисленные шайки поляков и литовцев сожгли тогда немало православных святынь. Минули смутные времена, и жизнь в Берлюках стала возрождаться. Появилась каменная церковь, вокруг которой с годами возникла небольшая монастырская община. Братия вздохнула свободно. В 1764 году монастырь уже официально именовался как Николо-Берлюковская пустынь. Однако шестью годами позже ее упраздняют, а имущество передают в другую, Екатерининскую, которая располагалась поблизости. Казалось, что Берлюки канут в Лету. Да помогла счастливая случайность. Как-то митрополит Московский Платон отправился в гости к сенатору Василию Лопухину, имение которого также располагалось недалече. Любопытство подтолкнуло заехать его и в упраздненную пустынь. Увиденная неземная красота округи так поразила владыку, что он решает все здесь не только возродить, но и строить дальше. Для этого сюда из Стефано-Махришенского монастыря приглашается старец Лука. Спустя два года на его место прибывает иеромонах Иоасаф. Жизнь продолжается... Особый размах строительства обители падает на XIX век. Строятся надвратная церковь во имя св. Василия Великого и храм Всех Святых. В 1840 году закладывается храм Христа Спасителя. Кстати, освящение начала работ делал св. Филарет, тот самый, который более чем тридцатью годами позже освятил закладку одноименного столичного храма. Да и архитектурно оба они похожи, хотя тот, что в пустыни, куда меньшего размера, но так же красив и величественен. Не уступает ему в этом и храм св. Иоанна Крестителя и Предтечи Господня. Его построили над пещерой иеросхимонаха Макария, одного из самых чтимых старцев обители. Последнее грандиозное строительство приходится на конец XIX века. Известный зодчий А.С. Каминский предложил оригинальный проект колокольни. По своим размерам, высоте она только чуть уступает кремлевской колокольне Ивана Великого. Освященный в 1896-м, этот шедевр как бы поставил точку в архитектурном оформлении ансамбля Николо-Берлюковской пустыни. Не только своей архитектурой была известна обитель. В 1829 году свершилось здесь обретение иконы "Лобзание Христа Спасителя Иудой предателем". Вот как объясняет история ее появление здесь. Как-то в монастырь пришла женщина с сильным недугом. Она-то и рассказала, что видела сон: помолившись перед иконой, на которой отображено предательство Иуды, сразу испытала облегчение. "Нет у нас такой иконы", - ответили ей монахи после того, как внимательно осмотрели все церкви. Больная же настаивала на своем. Услышал об удивительном сне монастырский пекарь и вспомнил, что на деревянном круге, которым он закрывает квашню, просматриваются какие-то еле видимые лики. Пошла братия, очистила дерево, обмыла чистой водой - и явилась тогда всем икона, которая прославилась затем как чудотворная. Так "Лобзание Христа Спасителя Иудой предателем" стала главной святыней монастыря, и потянулись к ней многочисленные паломники. Пользовались всеобщим вниманием и другие иконы. Это - Вседержателя с припавшими к нему в молении митрополитом Филиппом и патриархом Никоном; чудотворный образ Курской Знаменской иконы Божией Матери, а также Боголюбской Богоматери с девятью святыми. И шел, и шел к ним народ в немалом количестве. О монастыре было широко известно не только в округе. В Первопрестольной москвичи также были наслышаны и немало из них старались посетить обитель. В 1917 году в истории пустыни была перевернута очередная страница - трагическая. Ее постигла та же участь, что и большинство храмов, монастырей, - она была закрыта. Коей остается до сих пор. "Почему, - спросит иной читатель, - ведь сейчас нет особых проблем с передачей церковных зданий Патриархии?" А вся сложность в том, что десятки лет назад на территории обители, огороженной мощной, высокой стеной, разместили психбольницу. При этом специфическую - лечат здесь не просто психов, а еще и с туберкулезом, который они подхватили в местах заключения. Словом, как говорится, - контингент не из простых. И когда мы с отцом Глебом - а нас любезно пропустили вовнутрь монастырских стен, чтобы мы смогли полюбоваться тамошней, пусть и поблекшей красотой храмов, - беседовали с врачами, то те говорили: "Да, можно отдавать все это богатство Православной церкви. Но куда девать десятки обездоленных, больных людей?" Поэтому разговоры о передаче затевались не раз. Медики на встречах выдвигали главное условие - прежде всего постройте для нас здание больницы с учетом лечащихся здесь больных. Только после этого возможна какая-либо передача всего монастырского ансамбля. Так до сих пор судьба Николо-Берлюковской пустыни и находится в подвешенном состоянии. Тем не менее ценности ее сохранились, а главную из них - икону "Лобзание Христа Спасителя Иудой предателем" можно увидеть собственными глазами. Находится она в расположенном неподалеку селе Воскресенском - в храме Покрова Пресвятой Богородицы. В тот раз, когда мы приехали сюда, настоятель церкви протоиерей Борис любезно встретил нас, показал убранство храма и, естественно, чудотворную икону из обители. Есть здесь другие святыни. Например, икона целителя Пантелеймона, которая написана на кипарисовой доске монахами Свято-Пантелеймонова монастыря на святой горе Афон. В Россию же она была привезена в конце позапрошлого века. И еще - перед этим образом висит лампада, изготовленная в память о короновании императора Николая II. В 1993 году власти отказались очередной раз вернуть монастырский ансамбль Церкви. В этом же году с монастырской колокольни бурей сорвало крест, который не был снят даже при Советской власти... Но мы верим, что он рано или поздно засияет над возрожденной обителью.
В тексте использованы многочисленные цитаты из разных источников. Выражаем глубокую благодарность авторам.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: