После присоединения Сибири к государству российскому возникла необходимость в прокладке дорог для управления столь обширным краем и эксплуатации его природных богатств. Существовавшие нартные, санные, волоковые и караванные верховые пути, а также зимники (дороги по льду замерзших рек) не могли решить задач транспортного и почтового сообщения.
12 (22 ноября) 1689 вышел царский указ об учреждении пути, соединяющего Центральную Россию с Сибирью, однако обустройство тракта началось только в 1730 и было закончено в середине XIX века. Сибирский тракт шёл из Москвы через Муром, Козьмодемьянск, Казань, Осу, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Тару, Каинск, Колывань, Томск, Енисейск, Иркутск, Верхнеудинск, Нерчинск до Кяхты (на границе с Китаем). Это была самая длинная дорога не только в России, протяженность которой была больше чем все семь трактов европейской части страны вместе взятые. На участке между Тара-Каинск-Колывань дорога проходила по Барабинской низменности, огромной заболоченной равнине, со степной и лесостепной растительностью. На расстоянии дневного перегона лошадей были устроены станции(прежнее название «ямы»), где путники могли отдохнуть, и дать отдых лошадям. Вокруг станций формируется инфраструктура и возникают населенные пункты. Расстояния между станциями пришлось сократить, когда тракт стал использоваться для пеших переходов (этапов) каторжан. При каждой станции были построены казармы, пункты питания и кандальные мастерские. Тарифы на лошадей на этом тракте были самые низкие в России 1,5 коп за лошадь на версту. А ямщики столь лихие, что, например, от Екатеринбурга до Томска добирались за 8 дней. В месте пересечения тракта с небольшой речкой Чулым(по-татарски «чул»-вода) в 1762 году образовалось с. Чулымское. (По другой версии село носило название Романовское и я даже видел старую карту с этим населенным пунктом). Через Чулым в свое время проезжали путешествовавшие по тракту геолог Н.М. Ядринцев(1880), американский журналист Дж.Кеннанавтор книги «Сибирь и каторга» (1885) и следовавший на Сахалин А.П.Чехов (1890). Отзывы о состоянии дороги самые не лестные: По свидетельству Н.М. Ядринцева «Местами дорога представляет вид... пашни, изрезанной продольными бороздами... приходится то подскакивать и биться теменем о верх тарантаса, то качаться из стороны в сторону... Станцию верст в тридцать приходится ехать часов 7-8». Кстати, степь позволяла выбирать путь, уходя в сторону. Русский этнограф П.И. Небольсин утверждает, что в летнее время дороги были вполне приемлемыми(http://tomskhistory.lib.tomsk.ru/files2/936.pdf) А вот за Томском начинался сущий ад. «Я не видел в своей жизни худшей дороги" (Дж. Кеннан.), "самая... безобразная дорога во всем свете" (А.П. Чехов.), - единодушны в оценке и американский журналист. Жизнь жителей Чулымского в конце XIXв преобразилась с началом строительства Транссибирской железнодорожной магистрали. Ее маршрут во многом совпадал с Сибирским трактом, но проектировщики и инженеры старались спрямлять где это возможно участки пути, а в одном месте это решило даже судьбу двух великих городов. Восточнее Чулымского планировалось пустить линию дороги на север, через Колывань к Томску, но Инженер Н.М. Гарин-Михайловский(мы в Крыму видим его барельеф на скале в районе Фороса), предложил «Кривощековский вариант», то есть строительства моста через Обь у с. Кривощеково, что и было сделано. Это инженерное решение привело к тому, что город Томск, оказался «на отшибе»и постепенно утратил свое было значение.А возле обской железнодорожной переправы стал расти новый город Новониколаевск(Новосибирск), который за 70 лет стал миллионным, обогнав по темпам роста даже Чикаго(90 лет). В с.Чулымском в 1896 г. возникла станция с одноименным названием(это 3205 км Транссиба, считая от Москвы) и была построена считающаяся теперь местной достопримечательностью водонапорная башня (1894). В детстве, очень рискуя, мы ухитрились подняться на самый верх сооружения по остаткам винтовой лестницы. Тогда башня состояла из двух разновысоких корпусов и являлась системой серьезного гидротехнического сооружения. На реке Чулым была выстроена деревянная плотина, в результате чего образовалось водохранилище достаточное для забора воды в целях заправки паровозных котлов. На берегу сохранилось водозаборное сооружение, которое сейчас используется железнодорожной радиостанцией. А в районе вокзала еще на моей памяти в 70-х годах между путей стоял столб колонки для заправки паровозов с поворотной трубой вверху. Сейчас колонку срезали, один из корпусов башни сломали(кстати, с большим трудом, видимо прочность кладки заставила отказаться от планов уничтожить башню совсем). А при закладке контейнера я убедился, что разрушена и плотина, место ловли рыбы и тусовки чулымских мальчишек. Спокойная жизнь села и станции была нарушена событиями революции и гражданской войны. Именно на этой станции стоял эшелон с 3 ротой 6-го Ганацкого чехословацкого стрелкового полка (под командованием штабс-капитана Чеговского). Командиром (комендантом) эшелона был штабс-капитан Каудельк. Штабс-капитан Р.Гайда, рассчитавая на части чехословаков, расятнутые от Чулыма до ст. Тайга 26 мая 1919 года поднял в Новониколаевске мятеж, нанесший сильный удар по позициям Советской власти во всей стране. А потом через полтора года Транссибу отступали войска Колчака, терзаемые эпидемиями и напором Красной армии. И сам адмирал наверняка смотрел на эти места из окна своего вагона. Догадывался ли он тогда, что это конец и не помышлял ли он вспомнить свой арктический опыт и пересев на собачьи упряжки уйти в Монголию или в Китай? Как белые так и наступающие части Красной армии мучались от тифа. На одном из Чулымских кладбищ (в роще у железной дороги на 3208км) был страшный холмик с металлическим столбом в центре, свидетельствовавший, что это братская могила. В детстве нам было непонятно, что это за захоронение. А при подготовке описания я обнаружил воспоминания К.Рокоссовского будущего маршала, участвовавшего в преследовании колчаковцев(записаны В.И. Кардашовым): «В морозную лунную ночь добрались до станции Чулым и, когда поезд у станции вошел в коридор между двумя высокими штабелями дров, вышли на платформу. Луна, ярко освещавшая штабеля, позволяла рассмотреть на их вершине, как показалось сначала всем, сидящего часового с винтовкой в руках. –«Тут порядок, даже охрану выставили,»- заметил кто-то. Но присмотрелись к часовому и заметили, что слишком долго он остается в одной странной лозе, стали приглядываться пристальнее, и чувство ужаса обуяло даже этих видавших виды людей; сложены в штабеля были не дрова, а трупы умерших от тифа, а наверху с винтовкой в руках сидел часовой, замерзший в такой позе где-то на посту. Дров на станции Чулым не было». Нашлись и другие свидетельства: ”. Комиссар 27-й дивизии А.П. Кучкин также вспоми¬нал: «Начиная от станции Каргат до Новониколаевска, на протяжении 140 километров, обе железнодорожные линии были забиты вагонами с колчаковским имуществом... Многие поезда были заняты под полевые госпитали, санитарные летучки. Все они были завалены боль¬ными тифом и трупами... Трупы валялись повсюду: на каждой железнодорожной станции, в каждой деревне. Горы, штабеля трупов...». Началась эпидемия тифа и среди бойцов Красной Армии. К примеру, даже Реввоенсовет 5-й армии переболел тифом, при чем в полном составе (см.http://www.novonikolaevsk.com/glava5.htm) Белые после отходы из Омска несколько раз пытались контратаковать. Первый раз у ст. Татарская 26 ноября 1919 года. Потом используя "перешеек" между оз.Чаны и р.Омь у ст. Тебисская 29 ноября. И в Чулыме было решено дать бой. 9 декабря 27-я дивизия красных (начдив И.Ф. Блажевич) заняла станцию. Командующий 2-й армией белых генерал Войцеховский попытался здесь организовать контратаку, чтобы приостановить наступление красных и дать время застрявшим эшелонам продолжить эвакуацию. Генерал Петров позднее вспоминал: «По приказу командующего 2 Армией Уфимская группа организует маневр для улучшения положения в районе железной дороги. Части, двигавшиеся в районе железной дороги, должны перейти в короткое наступление в районе станции Чулымская, а мы ударим с юга. Теряем целый день на сосредоточение вместе с оренбургскими казаками и в конце концов выясняем, что в районе железной дороги продолжается спешный отход». Но бой у станции все же был. Согласно документам 5-й красной армии 13-я Сибирская стрелковая дивизия при поддержке двух бронепоездов контратаковала передовую 3-ю бригаду 27-й дивизии. Связав противника с фронта огнем, комбриг красных Сокк приказал 242-му полку обойти станцию с юга. Почувствовав угрозу окружения, белые поспешно отошли. Однако здесь кроется ошибка в разведданных красных, т.к. 13-я Сибирская дивизия была практически уничтожена летом 1919 года, а ее остатки были приданы Ижевской стрелковой дивизии, так что вероятнее всего здесь действовала Ижевская дивизия и остатки 13-й дивизии. 11 декабря 3-я бригада Сокка после ожесточенного боя заняла станцию Дупленскую, разгромила арьергарды белых, захватив пленных, эшелоны с артиллерией, инженерным и интендантским имуществом. 1-я бригада в районе сел Поворинское-Шагаловка захватила до 300 пленных и 7 пулеметов. Ожесточенный бой с участием бронепоезда белых разгорелся на станции Коченево. Здесь они потеряли только пленными до 200 человек. В 70-х годах, копая картошку в районе ост. пункта Большедорожное мы находили снаряды малого калибра с медным ободком и надписью "USA", штыки от трехлинеек и гильзы. Может это свидетельства "чулымского боя"? Беды и несчастья не оставляли мой родной город и в последующие времена. В 30 годы по свидетельству моего деда железнодорожника на станции была крупная железнодорожная катастрофа, в результате которой погибли пассажиры воинского эшелона. Возникший пожар воспламенил кокс, перевозимый на другом составе, и плавились даже колесные пары. Несколько десятков погибших хотели похоронить без церемоний. Однако руководитель области Эйхе Г.Х. дал распоряжение для каждого изготовить гроб и предать земле с почестями. Уже после того как я уехал из города,(а этот статус пгт Чулым получил еще в 1947г) там произошел еще ряд происшествий не очень приятного свойства. Прежде всего, это утечка ядовитого меланжа из цистерны на одном из путей станции. Злосчастную цистерну потом таскали по всей станции, не зная, что с ней делать. Дело дошло даже до эвакуации детей в загородный пионерский лагерь. Потом была информация об обнаружении холерного вибриона в водах местной речки. Вода в ней и так не очень приятного темно коричневого цвета(сказываются болотные истоки). А теперь еще и слухи о том, что в Чулыме собираются создать хранилище вредных бериллиевых отходов. Вся эта информация не очень привлекательна для геокешеров. Но это мой город и меня поймут те, кому дорога их малая родина. Оказавшись в Чулыме после 14-тилетней разлуки, я не заметил больших перемен. Улицу Вокзальная переименовали в ул. Им. Кожемякина одного из восьми чулымских Героев Советского Союза(кстати, немало для столь крохотного региона). Сгорела Первая школа, демонтировали пешеходный виадук через пути у вокзала, да и показались мне все здания какими-то маленькими, а расстояния короткими. Когда-то в Чулыме проживало около 20 тыс. чел. Все было на подъеме.В 1951 году электрифицировали железную дорогу и этот ее участок(Омск-Новосибирск) считался самым грузонапряженным в СССР. Сейчас в городе осталось 13тыс.. В числе уехавших оказался и я . Но все-таки верю, что не исчезнет этот город, найдет он свое второе дыхание. Ведь крепко стоят на ногах предприятия ж.д. транспорта(станция, дистанция пути, путевые дорожные мастерские), станция нефтепровода «Омск-Иркутск», дышит сельское хозяйство, жив еще маслозавод и главное люди любят свой город, свой край и, несмотря ни на что, гордятся им и думают о будущем.
P.S. Вот и еще одной достопримечательностью города стало меньше. См. здесь: http://www.youtube.com/watch?v=Z3JNh2LURac
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: