Дисна - город в Миорском районе Витебской области, расположен у впадения реки Дисны в Западную Двину. Поселение, основанное полоцкими кривичами, известно с XI в.
Первое письменное упоминание в литовской литературе о Дисне относится к 1461 г. Однако об укрепленном поселении на острове у слияния двух рек известно по более поздним данным - по сведениям полоцкой "писцовой книги" за 1563 г. В ней сказано о существовании здесь Копца, т. е. земляного укрепления (от слова "копать"), Тогда же напротив укрепленного острова, на левом берегу реки Дисны уже существовало "село Дисна". Таким образом, быстрое развитие и укрепление города в XVI в. объясняется не только выгодным стратегическим и топографическим положением, но и "обжитостью" этой земли в предшествующие столетия.
После взятия Иваном Грозным крупного опорного пункта на Двине города-крепости Полоцка (1563 г.) польский король Стефан Баторий, стремясь компенсировать потерю, форсированно начинает строительство замка Дисна. Новый замковый комплекс, растянувшийся вдоль острова (тогда же южное русло реки расширяется и углубляется), вобрал в себя и старые земляные укрепления. Сооружал фортеции Дисны придворный строитель Батория С. Генга из Урбино. Теперь Копец стал называться Старым замком. По существу же это была единая военная крепость, хорошо известная по войнам XVI-XVIII вв.
В Дисне неоднократно бывал Стефан Баторий, король Сигизмунд III, русский царь Алексей Михайлович и другие государственные деятели и военачальники. Во время Северной войны через город проходили русские, польские, шведские войска и казацкие отряды. Не минули Дисну и баталии 1812 г. Все это привело к большим разрушениям, а пожар 1882 г. вообще уничтожил почти все деревянные постройки города. От Дисненского замка, окруженного в прошлом высокими валами с девятью башнями, сейчас остались только следы былых укреплений или руины, заросшие кустарником. Сам город Дисна, расположившийся на полуострове напротив замка, несмотря на разрушения, унаследовал многие черты архитектурно-планировочного построения XVI в. (план Хедемана, конец XVI в.).
Согласно плану второй половины XVIII в. город был разбит по регулярной схеме, отвечающей положению Дисны на полуострове. Ширина последнего находится в пределах 500-750 м, что определило компактность городского плана. Две основные улицы - одна направленная к Двине - Замковая (теперь ул. Юбилейная), другая - к излучине Дисны - Воскресенская (теперь ул. Кирова), пересеклись под острым углом к середине города. В этом месте развился ансамбль рыночной площади с ратушей и торговыми рядами.
Вытянутые прямоугольные кварталы брали свое начало от этих двух основных улиц города. Вся остальная уличная сеть сложилась так, что получила ориентацию на реки, полукольцом опоясывающие Дисну. Граница города с третьей стороны была очерчена земляным валом с деревянными башнями. Таким образом, Дисна имела достаточно внушительную фортификационную систему.
Принятая планировочная структура города показала свою жизнеспособность, оправданность на протяжении столетий. Сравнивая план Дисны конца XVI в. с плановой документацией XVIII, XIX и XX вв., можно проследить сохранность первоосновы города и территориальное развитие его вдоль Западной Двины, в сторону Миор (улицы Пушкина, Горького, Новая, Первомайская и др.). Продолжая традиционные уличные направления от реки Западной Двины к Дисне (улицы Пионерская, Орджоникидзе, Гагарина, Кирова, Суворова, Лермонтова и др.), сложились улицы Ленина, Глубокская, Комарова, Пролетарская, Двинская и др.
Одной из главных улиц города стала ул. Ленина, трасса которой во многом совпадает с земляным оборонительным валом XVI в. Свое начало она берет от моста через Дисну. К улице примыкает центральная площадь с монументом В. И. Ленину. Ансамбль площади ныне в стадии формирования (построен универмаг, разбит сквер). Вблизи площади сохранилась группа каменных жилых домов в 1-3 этажа, относящихся ко второй половине XIX - началу XX в.
До наших дней из историко-архитектурного наследия в центре Дисны сохранились лишь "живописные" руины церкви (конец XIX - начало XX в.) и францисканского костела с монастырем (конец XVIII в.). Поэтому в культурном наследии города особую ценность приобретает система планировки улиц - памятник градостроительства XVI-XX вв.
Имеется паром через Двину, по информации из интернет -источников «работает с 7:00 до 20:00. Проезд совершенно бесплатно. Можно переправиться вместе с машиной - правда, при съезде на северный берег пару метров придется ехать по воде - очень экзотично!» Но мы, честно признаемся, не пробовали. :-)
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: