«Из славного Ростова, красна города Как два ясные сокола вылетывали, Выезжали два могучие богатыря, Что по имени Алешенька Попович млад…»
За мостом через реку Сару, текущую к озеру Неро, на высокой круче раскинулось село Дёболовское. Истоки старинного названия села – Дёболы - уходят в глубокую старину, во времена, когда здесь жило племя меря. Близ Дёбол, на мысу, образованном мощным изгибом Сары, в 15 км к югу от Ростова, находится древнее мерянское земляное укрепление, известное под названием «Городца на Саре». Этот уникальный памятник раннего железного века – средневековья хорошо известен научной общественности как в нашей стране, так и за рубежом.
Первое описание городища относится к 20-м годам XIX века; археологические изыскания в этом районе ведутся уже более ста лет. Городище расположено на узкой вытянутой гряде и с трех сторон окружено петляющей рекой Сарой. Укрепления городца состояли из четырех валов, насыпанных поперек узкой вершины и делящих территорию поселения на три части. Ко времени начала серьезных археологических исследования сохранилось только 3 вала – вал, находящийся на северо-востоке городища, был уничтожен. Ученые относят возникновение существующего северного и центрального валов к рубежу VIII – IX вв., а южного – к периоду IX – X вв. Площадь центральной площадки, на которой, по мнению ученых, располагалось поселение, составляет 8320 кв.м. Начинает свою жизнь Сарское городище как мерянский племенной центр. Основной функцией поселения того времени ученые считают оборонительную, ибо Сарское городище входило в число немногих поселений в данном регионе, имевших столь мощное укрепление. Здесь проводилось народное собрание – вече, находились племенные святыни. В городище проживали мерянские вожди, старейшина, дружина.
В дальнейшем поселение постепенно перерастало из мерянского племенного поселка в древнерусский торгово-ремесленнический центр. В IX веке с началом славянского заселения Волго-окского междуречья происходят существенные изменения в исторической судьбе Сарского городища. В этот период городище становится многоэтничным протогородом. На городище процветают различные ремесла – кузнечное, бронзолитейное. Одновременно смешанное славянское и финно-угорское мерянское население занимается охотой, рыболовством, ткачеством, обработкой дерева, кости, камня. Важную роль в жизни поселения имеет и сельское хозяйство, и в первую очередь – скотоводство. Сарское городище становится важным торговым опорным пунктом. На Х век приходится расцвет Сарского городища; оно становится крупным торгово-ремесленным центром ростовской земли, играющим большую роль в трансъевропейских связях. В это время возникла неукрепленная его часть – посад. Рядом стояло капище в честь языческого бога Велеса – покровителя скота. Основными занятиями жителей поселения в это время являются ремесло и торговля. Это подтверждается находками из курганов, известных в близлежащей местности в большом количестве. В находках археологов представлены вещи как скандинавского происхождения, так и восточного. Так, в IX веке было заложено 2 клада куфических монет. В том же столетии был заложен Угодичский клад, состоявший из 140 целых и 8 обломков дирхемов и 2 серебряных браслетов. Этот клад был найден в 1913 г. В Х веке в кургане могильника у с. Весь был заложен клад - 21 дирхем в холщовом мешочке. В конце концов городище превращается в феодальный замок, уступив первую роль в данном районе Ростову Великому, который выходит на первый план в связи с утверждением в этих местах феодальной администрации. Вполне возможно, что какое-то время Ростов Великий и Сарское городище сосуществовали. Сарское городище продолжает быть обитаемым вплоть до XIV века.
Вполне возможно, что Сарское гордище является родиной Алеши поповича – летописного героя русской истории, имя которого вошло и в русский народный эпос. В Тверской летописи содержится «Жизнеописание ростовского храбра Александра поповича», из которого видно, что Александр Попович играл важную роль в политической жизни Северо-восточной Руси начала XIII века. Алеша Попович принимал активное участие в междоусобной княжеской распре на стороне правившего в Ростове Константина Всеволодовича. Упомянут Александр Попович при описании важнейшего военного сражения начала XIII века в Ростовской земле – Липицкой битвы. «В лето 6725 (1217) бысть бой князю Юрью Всеволодичю с князем Констянтином с Ростовскым на реце на Где, и поможе Бог князю Констянтину Всеволодичю, брату старейшюму, и правда его же пришла. А были с ним два храбра: Добрыня Золотый Пояс да Александро Попович с своим слугою с Торопом».
После смерти Константина Всеволодовича ростов попал в подчинение его брату – Владимирскому князю Юрию Всеволодовичу, и Александр Попович, опасаясь мести с его стороны, ушел в Киев. «Той же Александр совет сотвори с прежреченными своими храбрыми, бояся служити князю Юрью – аще мщение сотворит, еже на боях ему сопротивни быша; аще разъедемся по разным княжениям, то сами меж себя побаимся и неволею, понеже меж князей несогласие. И тако задумавшее, отъехаша служити в Киев…». Эта встреча ростовских дружинников произошла в городе Алеши Поповича «что обрыт под Гремячим колодезем на реце Где, иже и ныне той соп стоит пуст». Некоторые ученые связывают данное место с Сарским городищем, находящимся на нижнем течении р. Сары, которое называется Гдой. Здесь же есть и родник, вода из которого с шумом падает к рече – Гремячий. Особенно велики заслуги Алеши Поповича в борьбе против постоянных набегов на Русь кочевников. «Жил – был досюль поп в Ростове – городе. У него был сын Алексей… Тогда нападали на нашу землю татары. Он и позвался на татаров. Одного татарина за ноги схватил да этим человеком двести тысяч татар перебил… А потом воевали много тут. Смелый Алешенька попович много воевал». На ратном поле в сражении со страшными врагами Руси татарами на р. Калке погиб славный Александр Попович. «В лето 6733 (1225)… убиша же на том бою: и Александра Поповича, и слугу его Торопа, и Добрыню Рязаничя Златаго пояса, и семьдесят великих и храбрых богатырей, все побиении быша…».
В самом селе Дёболы, расположенном к юго-западу от памятника археологии, сохранилась стоящая над высоким крутым обрывом над Сарой Сергиевская церковь 1789 года. Недалеко от храма стоит небольшой домик, наличники которого слились в сплошной витьеватый узор. Этот дом – один из шедевров русского деревянного узорочья, сохранившихся на ростовской земле.
Источник: Борисов Н.С. Вокруг Ростова Великого. М., 1984 г
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: