Массив горы Бойка – северный отрог Ай-Петринской яйлы, отделённый от неё ущельем Большого Каньона. Массив ограничен с запада – шоссейной дорогой Бахчисарай – Ялта и селом Соколиное, с севера – дорогой Аромат – Счастливое и сёлами Плотинное, Нагорное, Богатырь, Зелёное, с северо-востока – селами Счастливое и Многоречье. В массиве Бойки – 5 вершин. Самая высокая – гора Сотира («Спаситель»), её высота – 1173м. Общая площадь массива – более 300 кв.км.
По одной из версий, название массива происходит от древнеиранского «Пойка» - «луг», «пастбище». Впрочем, существует мнение, что название «Бойка» - вариант тюркского «Биюк-кая» - «большая скала». Хотя, название «Пойка», или даже «Почтенная Пойка» упоминается в средневековых источниках. Вообще, топонимика Бойкинского массива достаточно интересна. Самая высокая гора массива носит название Сотира – в переводе с греческого – «Спаситель». Гора, возвышающаяся над долиной Коккозки – Курушлю – в переводе с тюркского – «стража». Ручей, стекающий с Бойкинского массива и впадающий в русло Большого Каньона, носит название Йохаган-су – в дословном переводе – «нет власти хана», «неподвластный хану». Источник Пания в Большом Каньоне – «Панагия» - «Всесвятая». Сами названия говорят нам об обжитости этих мест с древнейших времён.
Массив Бойки занимает особое место в исследованиях средневековой истории Таврики. По мнению исследователей, Бойка представляет собой уникальное явление среди прочих укреплений Юго-Западного Крыма. На территории Бойки обнаружены остатки шести средневековых поселений. Средневековые фортификаторы возвели стены, перегораживающие перевалы, ведущие вглубь массива. На одной из вершин Бойки в VIII-IХвв. был построен большой по тому времени храм Спаса. Кроме этого, были выстроены три укрепления – два из них – на вершине утёса Курушлю-кая, третье – по определению археологов – укрепленный загон – на утёсе близ Бойкинского водопада. Хребет, соединяющий массив с Ай-Петринской яйлой был перекопан глубоким рвом. Площадь, огороженная стенами, достигает 225 кв. км. По размерам с ним не может сравниться ни одно укрепление Таврики. По предположению О.И.Домбровского, это городище представляло собой замкнутый удел, состоящий из нескольких сельских поселений, объединённых вокруг большого храма Спасителя, который в Х-ХIIIвв. являлся религиозным и административным центром. Видимо, Бойка представляла собой укреплённый церковно-феодальный комплекс – явление, оригинальное среди средневековых памятников Крыма. Аналогичное явление представлял собой массив горы Аю-даг с её стенами и укреплённым монастырём.
Возникновение укреплений на Главной гряде Крымских гор историки относят к VIIIв. Именно тогда полуостров попадает под власть Хазарского Каганата. В середине VIIIв. хазары, пользуясь ослаблением влияния Византии на горную Таврику, активно проникают в предгорья, обкладывая население тяжёлой данью. Всё это привело к вспышке антихазарского восстания 787г., жестоко подавленного властями Каганата. Власти Каганата ремонтируют и восстанавливают византийские крепости Мангуп и Чуфут-кале, возводят укрепление Кыз-Кермен. Военные невзгоды, связанные с борьбой за влияние в Таврике Хазарского Каганата и Византии, а потом и проникновение в Таврическую степь печенегов заставляют местное население искать убежища в горах. С военными невзгодами связана и переориентация хозяйственного уклада. Если в V-VIIIвв. население занималось в основном земледелием, используя благодатные условия речных долин, то в IX-XIвв. большее значение приобретает скотоводство. В условиях постоянной опасности набега, гораздо проще укрыть в горных убежищах стада, чем сохранить засеянные поля. Для скотоводства горная Таврика представляет наиболее благоприятные условия. Горные луга – яйлы представляют собой идеальные пастбища, до сих пор используемые в хозяйственном обороте. Сено, запасаемое на яйлах, могло обеспечить питание скота на протяжении самой суровой зимы. Кроме того, продукты животноводства являются ходовым товаром для осуществления торговли с другими регионами.
В условиях нестабильности обстановки, постоянной угрозы набега и ограбления, местное население прибегает к строительству укрепленных стенами горных убежищ. Методы строительства, очевидно, несут следы местной традиции и примеров византийской фортификации. Стены бойкинских укреплений сложены из дикого камня насухо или с использованием известкового раствора. Их ширина – 1,5 – 2,6 метров, сохранились в высоту до 3-х метров. Длинными стенами перегорожены доступные перевалы, ведущие на плато Бойки. Общая протяженность заградительных стен массива достигает 1500м. Кроме того, имеются три укреплённых убежища, условно называемые Куршлюк-I,II,III.
КУРШЛЮК – I.Укреплённый загон Х-ХIIIвв. Представляет собой вытянутый с северо-запада на северо-восток мыс, длиной 84, шириной 27м., отгороженный от остальной части плато полукольцом оборонительной стены (45м.), сложенной насухо из крупного бута. Толщина стены – 1,5 – 2м., сохранилась в высоту до 1,5м. Керамика встречается редко и большей частью в мелких фрагментах. Культурный слой отсутствует. На скальной поверхности собраны обломки стенок пифосов, красноглиняных кувшинов, горшков, сероглиняной лепной керамики IХ-Хвв.
КУРШЛЮК – II. Сторожевое укрепление Х-ХIIIвв. Состоит из крепостной стены, отделяющей от крутого каменистого склона небольшую площадку, размером 78 х 49м. В некоторых местах стены сохранились на высоту до 3 м. Сложены из бута при помощи известкового раствора или насухо. Толщина стен 2-3м. Общая протяженность – 96м. У входа в укрепление – развалины четырёхугольной башни. Подъёмный материал – керамика ХII – ХIIIвв. За территорией укрепления – руины небольших однокамерных построек.
КУРШЛЮК – III. Убежище, укреплённый загон Х-ХIIIвв. находится на западном склоне г. Куршлюк, в р-не Весеннего водопада. Укрепление занимает скалистую возвышенность, окруженную по периметру каменной стеной, сложенной из бута насухо. Толщина стен – 1,3 – 1,5м., сохранилась в высоту до 1,5м. Стена двухпанцирная, с внутренней забутовкой мелким камнем и щебнем. Вход – с восточной стороны. Общая протяженность стен – около 120м.
VIII – Хвв. – время окончательной победы христианского мировоззрения в Горной Таврике. Именно в это время создаётся Готская епархия. В крепостях и на поселениях строятся храмы. К IХ – Хвв. относится и создание в Горной Таврике христианских монастырей.
О существовании на Бойке большого храма Спасителя рассказывал ещё известный крымский краевед В.Х.Кондараки. В 1955-1956гг. археолог О.И.Домбровский, обследуя Бойкинский массив, обнаружил руины храма на возвышенности близ Махульдурского перевала. Большой храм (его размеры 27 х 18 м.) был построен из местного, довольно красивого камня – бойкинского конгломерата. Он представляет собой трёхнефный, трехапсидный храм базиличного типа. Внутри храма – захоронения, очевидно, священников, служивших в нём. К востоку от храма – некрополь, занимающий довольно обширную территорию. К храму примыкали остатки кузнечно-литейной мастерской. Исследования крепостей средневековой Таврики позволяют говорить о наличии такого производства во многих укреплениях. Железоделательное производство было развито и на Бойке. При раскопках находили крицы, шлак, железняковые конкреции, отдельные железные предметы. Кроме того, поблизости от храма выявлены остатки углеобжигательных ям – проводилась заготовка древесного угля для кузниц. Чёрная металлургия Таврики развивалась на местной железорудной базе. Залежи местной железной руды отмечались в верховьях Салгира, близ Балаклавы, к западу от Судака и в других местах полуострова. Ремесленные изделия кузниц отвечали потребностям местного населения. Такие мастерские производили как оружие, так и предметы быта и хозяйственного обихода – серпы, косы, мотыги, гвозди, скобы, уключины, подковы и прочую утварь. Ассортимент металлических изделий, обнаруженных при раскопках горных крепостей Таврики позволяет говорить о том, что ремесленники региона владели основными приёмами обработки металла – ковкой, резанием, сверлением, закаливанием, сваркой, волочением, кручением. Железо получали в основном кричным способом.
Одно из сельских поселений Бойкинского массива было расположено недалеко от храма Спаса, на северном склоне массива. Очевидно, жители данного поселения занимались скотоводством, углеобжигательным и кузнечным ремеслом, строительством и ремонтом оборонительных и хозяйственных сооружений. Единичные, случайные находки подъёмного материала не позволяют чётко установить временные рамки существования поселения, но видимо оно существовало с Х по ХVвв.
Ещё одно поселение располагалось у ручья Йохаган-су. Следы построек, развалы стен прослеживаются и сейчас в районе турстоянки «Бойка». Котловина ручья, как и верховьев Большого Каньона, пригодна для садоводства, огородничества. Идеальные условия созданы самой природой – котловина защищена горами от суровых ветров, здесь изобилие влаги и достаточно урожайная лесная почва. В лесу вокруг стоянки до сих пор встречаются культурные плодовые деревья – груши, яблони, черешня – т.н. лесные сады – «чаиры», ещё до войны, использовавшиеся местными жителями. На старых топографических картах на месте северного поселения у храма Спаса и на месте поселения у ручья Йохаган-су указаны летние пастушьи домики-кошары, сложенные, очевидно из камней средневековых построек. Ещё одно поселение с небольшим одноапсидным храмом располагалось на правом борту Большого Каньона, в районе родника Джевизлык («Ореховый»). Жители селений, расположенных на массиве Бойки, очевидно, в древности выпасали скот на Ай-Петринской яйле, пользуясь древней скотопрогонной дорогой, шедшей по хребту, соединяющему массив Бойки с яйлой. В системе укреплений Бойки был предусмотрен и ров на этом хребте, на перемычке между г.Рока и Куш-кая. Одна из вершин плато Ай-Петри, расположенная на его северной стороне называется «Эндек» - «ров». В военное время скот с поселений укрывался в укреплениях г. Куршлюк (Куршлюк I и II).
В ущелье Большого Каньона существовало поселение в районе источника Пания. Вероятно, именно здесь была устроена водяная мельница для переработки зерна, получаемого в обмен на продукты животноводства и кузнечного ремесла. В.Х.Кондараки упоминает о ней в легенде о жителе Бойки, который во время турецкого нападения, спустился из крепости к мельнице и был захвачен турками. Под пытками он вынужден был указать тайную тропу, ведущую в обход крепостных стен к храму Спаса и поселениям. Поселение у Пании имело свой храм, обработанные камни от которого встречаются в районе площадки над источником. Храм, судя по названию источника, был посвящён Богоматери («Панагия» - т.е. «Всесвятая»). Это поселение также было связано с пастбищами Ай-Петринской яйлы древней скотопрогонной дорогой, ведущей вверх по руслу р. Алмачук («Яблоневая»). [В.Л.Мыц Укрепления Таврики Х-ХVвв. Киев. Наукова думка.-1991]
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: