Кто из нас в детстве не мечтал стать, когда вырастет, машинистом поезда? А вот некоторым мальчишкам и девчонкам повезло – благодаря занятиям на детской железной дороге, они уже в юном возрасте смогли стать настоящими железнодорожниками. И в 2007 году, отмечая свое 70-летие, Московская Малая Железная Дорога - в строю!
30 октября 1935 года состоялся слет пионеров Раменского района. Одним из обсуждавшихся на слете вопросов был призыв тифлисских пионеров, построивших первую ДЖД, начать строительство детских железных дорог во всех уголках страны. Идея эта показалась настолько интересной, что в тот же день был избран совет содействия строительству ДЖД в Кратово.
После окончания учебного года, 24 июня 1936 года, пионеры начали строительство своей дороги, причем все строительные работы они выполняли сами. На самых тяжелых работах им помогали комсомольцы Раменского и Ухтомского районов. Они же взялись сделать капитальный ремонт трех деревянных пассажирских вагонов и паровоза, получившего на ДЖД обозначение ВЛ-1 (построен на заводе Оренштайн и Коппель). К сожалению, нам не известно, как долго проработал этот паровоз на Кратовской ДЖД, но очень скоро ему на смену пришел паровоз ИС-1 постройки Коломенского завода (заводской тип 63/65).
К 7 ноября 1936 года строительство первой очереди дороги завершилось. Были построены 2.3 километра путей (в том числе 1.8 км главного пути), временные деревянные постройки на станциях Путь Ильича и Школьная.
Всю зиму продолжалась подготовка подвижного состава и обучение юных железнодорожников. В апреле 1937 года все уже было готово к открытию движения по Детской железной дороге. Торжественное открытие Малой Ленинской железной дороги состоялось 2 мая 1937 года. Вести первый поезд было доверено Вениамину Пасынкову, с самого первого дня ставшему активистом совета содействия строительству дороги.
В последующие годы дорога продолжала развиваться. Летом 1940 года исключительно своими силами юные железнодорожники построили еще почти 2 километра пути, здание вокзала на станции Путь Ильича и новую станцию Культбаза с разворотным треугольником для паровозов (на станции Путь Ильича для оборота паровозов использовалась разворотная петля). Реконструкция была закончена к дню железнодорожника, 4 августа. Тогда же по решению ЦК профсоюза железнодорожников в распоряжение детской железной дороги была передана и сама культбаза.
Открытие летнего сезона 1941 года было намечено на 22 июня. Вместо него, собравшиеся на митинг юные железнодорожники слушали сообщение Совинформбюро о вероломном нападении фашистской Германии на СССР. Летом 1941 года детская железная дорога еще работала некоторое время, но ближе к осени все-таки была закрыта из-за начавшихся воздушных налетов.
Весной 1942 год юные железнодорожники откликнулись на призыв «Заменим отцов и братьев, ушедших на фронт» и приняли участие в строительстве и эксплуатации узкоколейных железных дорог Спецлестрансхоза Народного комиссариата путей сообщения в Бронницах, Фаустово, Хоботове. По этим веткам в течение всей войны осуществлялась доставка леса, необходимого для производства шпал на прифронтовые железные дороги. За героизм и самоотверженный труд в годы войны трем юным железнодорожникам присвоено звание Героя Советского Союза, еще 12 – награждены медалями «За оборону Москвы». По окончании Великой Отечественной войны юные железнодорожники, опять же своими силами, приступили к восстановлению детской железной дороги. 14 июня 1945 года движение на ДЖД было восстановлено, хотя полностью восстановительные работы завершились лишь летом 1947 года. С этого времени длина главного пути дороги составила 3.8 километра, а полная эксплуатационная длина – 4.962 км (по данным на 1969 год). Впоследствии полная эксплуатационная длина несколько уменьшилась за счет того, что разворотные сооружения для паровозов были разобраны и превращены в тупики. Несколько лет в начале 60-х Кратовская ДЖД работала круглый год. Для расчистки путей от снега имелся самоходный щеточный снегоочиститель СЩС и изготовленный своими силами навесной снегоочиститель для тепловоза ТУ2. При изготовлении навесного снегоочистителя были использованы некоторые узлы отслужившего свое паровоза ИС-1. К сожалению, Кратовская ДЖД очень быстро вернулась к обычному своему режиму работы, которым движение поездов предусматривалось только летом. В 1971 году, во время капитального ремонта дороги, в путь были уложены рельсы Р43, на станции Пионерская смонтирована маршрутно-релейная централизация, на станции Путь Ильича электрическая централизация, а на перегоне между ними автоблокировка. Тогда же был разобран обгонный путь на станции Школьная, что сделало невозможным обращение на дороге двух составов. В 1972 году на Кратовской ДЖД закончилась эра паровозов. Последний из паровозов – Рп-771 был отставлен от работы, а вместо него из Шатуры получен тепловоз ТУ2-129. Еще несколько лет Рп-771 можно было увидеть на запасных путях станции Пионерская, а впоследствии он был сдан в металлолом. В 1979 году на станции Пионерская построен учебно-лабораторный корпус и новая высокая платформа. В 1982 году на смену вагонам Pafawag пришли цельнометаллические пассажирские вагоны ПВ40 Демиховского завода, которые эксплуатируются до сих пор. В середине 80-х годов дорога получила в свое распоряжение два тепловоза ТУ7. К сожалению, новые тепловозы не подошли Кратовской ДЖД по соображениям безопасности. Так, при движении тепловоза капотом вперед, машинист-инструктор практически не имел обзора вперед, что весьма опасно при проследовании «слепых» кривых малого радиуса, которых на этой дороге не мало. Рассматривалось несколько вариантов решения этой проблемы: вождение поездов двумя локомотивами, сцепленными капотами друг к другу или двумя локомотивами, прицепленными с обоих концов состава. От первого варианта пришлось отказаться сразу, поскольку длина тупиков не позволяла выполнить обгон локомотивов на конечных станциях. Во втором же случае маневровая работа на конечных станциях сводилась к нулю, что пагубно сказалось бы на качестве подготовки юных машинистов. От этого варианта тоже решили отказаться, оба тепловоза были поставлены на прикол. 19 июля 2002 года полностью сгорели станционные постройки на станции Юность. До конца сезона управление стрелками на станции Юность осуществлялось вручную, с помощью курбеля, а станционная громкоговорящая связь отсутствовала. Осенью 2004 – весной 2005 года года по инициативе Управления Московской железной дороги прошла большая реконструкция Кратовской ДЖД. Главный путь ДЖД переложен на бетонных шпалах, полностью заменены все средства СЦБ, в том числе, смонтирована межстанционная оптоволоконная линия связи.
Взамен старых вагонов ПВ51 заводом «Метровагонмаш» по спецзаказу были построены новые, модели 20.0015. Для обеспечения сохранности нового подвижного состава, на месте второго пути станции Пионерская сооружён 70-метровый ангар. Все станционные постройки ДЖД и даже стрелочные посты облицованы сайдингом (цветными пластиковыми панелями), оборудованы современными пластиковыми окнами и дверями. Существенные перемены коснулись и парка тягового подвижного состава. Тепловоз ТУ7-2729 был списан и сдан в металлолом. Оба тепловоза ТУ2 – отправлены на капитальный ремонт в Рязань. По окончании ремонта изменившийся до неузнаваемости ТУ2-078 вернулся на Кратовскую ДЖД, а ТУ2-129 собирались передать на Новомосковскую ДЖД. (В обмен на тепловоз ТУ2-126, капитальный ремонт которого не успели завершить к началу сезона.) Но до осени 2005 года ТУ2-129 так и не поступил ни на одну, ни на другую ДЖД (только 10 ноября он был доставлен в Кратово). Зато тепловоз ТУ7-2728 был подготовлен к отправке в запас ТЧ6, и вскоре вывезен с территории ДЖД. За годы своего существования дорога дважды переименовывалась: сперва из Малой Ленинской в Малую Московско-Рязанскую, а затем в Малую Московскую (Кратовскую). Менялись и названия станций. Так, станция Путь Ильича в 1991-92 году была переименована в Юность. Станция Культбаза была переименована в Пионерскую не позже 1951 года. В настоящее время по линии детской железной дороги проходит граница между городом Жуковским и поселком Кратово. Обучение на Кратовской ДЖД проходят школьники 11-15 лет из 25 школ от Москвы до Конобеево. Полный курс обучения 4-5 лет. Сезон движения поездов начинается в июне и заканчивается в последнее воскресение августа. Кроме того, на Малой Московской проходят летнюю практику учащиеся кружка Юных железнодорожников при Московском государственном университете путей сообщения (МГУПС / МИИТ).
Из Москвы добраться до Кратовской ДЖД можно на электропоезде с Казанского вокзала города Москвы до платформ Отдых или Кратово Голутвинского направления (около 1 часа). По координатам, указанным в заголовке, вы попадете на станцию Пионерская.
Будьте внимательны: МЖД работает летом со вторника по субботу, и в день проходит только четыре (в субботу - пять) пар поездов. При неблагоприятных погодных условиях (температура воздуха выше 28°С, ураган, ливневый дождь) поезда отменяются.
Расписание движения поездов можно найти на этом сайте. Актуальная информация о жизни ММЖД на странице Вконтакте.
Конечно, вы можете приехать в любое другое время, но на территорию депо не попадете, локомотивы и состав не увидите, и все, что вам останется - просто пройти 5 км вдоль узкоколейного полотна. Так что рекомендуется все-таки прокатиться на поезде, управляемом детьми (особенно если вы сами приедете сюда со своими миникэшерами!).
Но замечу, что контейнер находится на общедоступной территории и может быть посещен в любое время, кроме "зимнего периода" (это если вы не любите кататься на поездах, особенно узкоколейных).
Тайник действует только в сезон работы ММЖД - с июня по август.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: