При использовании данного тайника в условиях диплома предварительное согласование с автором обязательно.
Если железнодорожный вокзал называют "воротами города", морской порт - "морскими воротами", то значит аэропорт - это "воздушные ворота". И таковыми "воздушными воротами" в Днепропетровске является его аэропорт.
История воздушного сообщения Днепропетровска начинается в далеком 1918 году. Тогда в Днепропетровск, который еще именовался Екатеринославом, на аэроплане "Анатра" из Одессы прилетает летчик Туренко, который привозит металлические изделия на Брянский завод (ныне ОАО "Металлургический завод им. Петровского"). С 1921 по 1925 гг. через Екатеринослав выполнялись транзитные почтовые рейсы. В 1926 году на трассе Одесса - Кривой Рог - Екатеринослав - Харьков открывается в Екатеринославе воздушная станция (ВС) "Укрповітряшлях", начальником которой становится Карпо Кириллович Лозовой. Также выполняют полеты и рейсовые самолёты К-5, "Сталь-5", "Доронье", которые летают из Киева и Донецка. В месяц перевозится до 30 пассажиров. В 1932 году встал вопрос об оперативной доставке газет и писем населению. Становится ясно, что в 56 районов области это можно было осуществлять только авиацией. Тогда и принимается решение об организации авиаотряда связи. Начальником авиаотряда назначают уже опытного авиатора К. К. Лозового. История становления авиационного отряда началась с четырёх самолётов и одиннадцати человек персонала: 7 лётчиков, 4 авиатехника. Однако бурное развитие авиации, поступление отечественных самолётов К-5, П-5, АНТ-9, "Сталь-3", У-2, расширение авиалиний большой протяжённостью потребовало серьёзного наземного оснащения, строительства аэропорта, оборудования новых посадочных площадок. В связи с этим еще в 1930 году начинается строительство аэропорта в поселке Подгородное, расположенном в 10 км от Днепропетровска. Туда перебазируется и авиаотряд. Жизнь ставит новые задачи перед авиацией. Лётчики занимаются аэросевом, опылением плавней и водоемов от личинок малярии, борьбой с сельхозвредителями, "укрывают" опылением сады от заморозков. Виртуозность, мастерство, мужество лётчиков на аэропланах вызывают восхищение. В феврале 1935г. в Азовское море на 60 км унесло льдину с рыбаками вместе с баркасом и снастью. Шесть суток от них не было вестей. И вот два самолёта, пилотируемые Виктором Киселёвым и Петром Долгополовым, обнаруживают льдину размером 150 на 200 метров, совершают пять посадок и снимают с неё шестерых больных и обмороженных рыбаков.
1941-год. В аэропорту Подгородное размещается вновь организованная учебная эскадрилья №11 для подготовки лётчиков. Авиаотряд вливается в 87-й отдельный авиаполк ГВФ, а эскадрилья перебазируется на восток. Юго-западная особая группа ГВФ была создана из личного состава Одесского, Днепропетровского, частично Полтавского подразделений ГВФ. Только за июнь-июль 1941г. пилоты авиагруппы перебросили к линии фронта 110 тонн военных грузов, совершили сотни связных полётов, приземляясь непосредственно у огневых позиций наземных частей. Лётчики доставляли на фронт боеприпасы, вооружение, вывозили в тыл раненых, участвовали в воздушно-десантных операциях, летали к партизанам. Уже в июле на аэродроме базировалось около двадцати бомбардировщиков ТБ-3. Здесь к ним подвешивались мешки с закреплёнными парашютами, а затем ночью лётчики сбрасывали упакованное снаряжение, продовольствие, боеприпасы на передовую линию фронта. А на фронте в это время вчерашние гражданские лётчики включались в боевые действия с врагом.
В октябре 1943 г. Днепропетровск освобождается от немецких захватчиков. Аэропорт разрушен. Обломки фундамента, изрытый воронками аэродром, люди в землянках... После изгнания немцев из Днепропетровска от них остаются в районе села Старые Кодаки аэродромные сооружения: металлическая взлетно-посадочная полоса, ангар, подсобки и капитальное одноэтажное сооружение. Сюда к концу 1943 г. перебазируется отряд самолётов ПО-2. Возрождается 214-й авиаотряд. Его первым командиром становится Л. Д. Орлов. Аэродром размещается на высокой крутой излучине Днепра. По мнению специалистов, метеорологическая и экологическая обстановка в районе аэропорта Подгородного, находящегося на 80 метров ниже Днепропетровского аэропорта, более предпочтительна для регулярности полётов, особенно в осенне-зимний период. Но решение было принято, и гражданский аэропорт в Кодаках начал свою жизнь. С 1944 г. он становится действующим авиационным подразделением в системе Украинского управления ГВФ. В 1946 г. на самолётах перевозится 300 пассажиров. Днепропетровский аэропорт "закольцовывается" харьковскими рейсами на самолётах АИ-2, ИЛ-12. В том же 1946 году рядом с аэропортом располагается 933-й истребительный авиационный полк. Теперь гражданские летчики "делят" взлетно-посадочную полосу (ВПП) с летчиками военными. Нередко пассажиры самолета, выруливающего на ВПП, наблюдают, как взмывают в небесную высь быстрые МиГ-и. В 1952 г. отправки составили 7 тыс. 400 пассажиров, более 9 тонн почты. Особым спросом пользуется рейс Днепропетровск-Москва (Внуково), который выполнялся самолётом ЛИ-2 с полной загрузкой (28 пассажиров, 2,7 тонн груза, почты). Асфальтированный перрон у сквера "аэровокзала" позволял обслуживать два самолёта. На этом пятачке, по возможности, весь персонал и "крутился"... Но весной и осенью грязь была непролазная. Самолёты рулили по грунту к бетонной полосе, длина которой составляла тысячу метров. Техника и механизмы увязали в глубоких колеях. Однако авиаторы считали их естественными и временными в своей работе. Главным оставалось создание условий для пассажиров. В 1957 г. вступил в строй новый аэровокзал. Подобные аэровокзалы с "куполами и шпилями" в то время вырастали во многих аэропортах страны. Ввод в 1957 г. пассажирского аэровокзала и получение к имевшимся трём ЛИ-2 новой техники - самолёта ИЛ-14 (35 мест) - позволило днепропетровцам в короткий срок поднять качество обслуживания пассажиров и увеличить объёмы авиационных работ. В мае 1961 г. весенне-летняя навигация началась с приёма в Днепропетровском аэропорту самолёта АН-10 (100 мест). Наряду с неутомимыми "тружениками пятого океана" - самолётами АН-2, ЛИ-2, ИЛ-14 - в средине 60-х годов в Днепропетровский авиационный отряд начинают поступать самолёты АН-24. В июне 1963 г. на базе 101-го лётного отряда и аэропорта образуется Днепропетровский объединённый авиаотряд (ДОАО). Командиром Днепропетровского ОАО назначается И. И. Кулибаба. В 1971 г. аэропорт Днепропетровска в числе первых в Украине сертифицирован по метеоминимуму первой категории ИКАО. Теперь, как говорится, "Все флаги в гости стали к нам...". Семидесятые годы начались с получения новой авиационной техники - самолётов ЯК-40. Этот самолет связал Днепропетровск с Прибалтикой, Белоруссией, Поволжьем, Закавказьем, Черноморским побережьем. География регионов расширялась благодаря транзитным рейсам на тяжёлых самолётах ТУ-124, ТУ-134, ИЛ-18: Новосибирск, Тюмень, Бишкек, Иркутск, Ленинград, Мурманск, Архангельск... В 1974 г. сооружается новый современный аэровокзал пропускной способностью 800 пассажиров в час. В конце 1976 г. Днепропетровский аэропорт начинает принимать самолёты ТУ-154. С вводом рейсов на самолётах ТУ-154 Днепропетровск получает прямое авиационное сообщение практически со всеми районами страны, кроме Дальнего Востока и Крайнего Севера. Во второй половине 1987 г. в Днепропетровском аэропорту реконструируется и удлиняется до 2850 метров взлётно-посадочная полоса. Теперь аэропорт может принимать и таких гигантов, как АН-22 "Антей", АН-124 "Руслан", ИЛ-62. Однако в связи с тем, что Днепропетровск остается "закрытым" городом, воздушное сообщение ограничивается лишь территорией СССР. И только после снятия с города завесы секретности из Днепропетровского аэропорта начинают выполняться рейсы "в дальнее зарубежье". Развитие международных авиаперевозок требует нового подхода к качеству обслуживания пассажиров. В связи с этим в 1996 г. реконструируется аэровокзал. В международном Днепропетровском аэропорту открываются представительства авиакомпаний "Австрийские авиалинии", "Аеросвіт", "Аэрофлот - международные российские авиалинии", "ЕL-АL" (Израиль). В том же 1996г. создается Открытое Акционерное Общество авиакомпания "Дніпроавіа". Сегодня самолёты ЯК-42 авиакомпании "Дніпроавіа" регулярно выполняют рейсы во Франкфурт-на-Майне, Стамбул, Дубай, Тюмень, а ЯК-40 - в Москву, Тбилиси, Ереван, Баку... Работа по расширению авиационного международного сотрудничества продолжается. (Использованы материалы из книги Николая Мазина "Высокое небо", материалы сайта www.dniproavia.com)
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: