Северную войну Россия вела за возвращение искони принадлежавших русскому народу балтийских берегов, захваченных шведами. Петр I, понимая значение флота в борьбе России за выход к морю, почти с самого начала Северной войны приступил к созданию его на Балтике. Родиной русского флота на Балтике по праву считается Лодейнопольская судостроительная верфь. По велению Петра I она была сооружена в 1703 году на берегу Свири несколько восточнее деревни Мешковичи и получила наименование Олонецкой по названию уезда. Изыскательские работы здесь начались еще в 1701 году.
14 февраля 1702 года стольник И. Татищев доносил Петру: "По… твоему В.Г. указу, я холоп твой… и на реку Сясь и на Пашу и на Свирь реки ездил, и тех рек и Ладожского озера устья мелкие места осмотрел и в аршины измерил, и где кораблей делать к спуску на воду ближе, те места осмотря описал…"
*) ЦГАДА. МИД. Приказы дел древних лет, 1702, №26, св. 697
Выбор места для верфи на Свири совершенно закономерен. Здесь издавна занимались судостроением, а значит, имелись опытные мастеровые люди. Чуть ли не вплотную к территории будущей верфи подступал корабельный лес, запасы которого были велики. Неподалеку отсюда, в Прионежье, строились олонецкие металлургические заводы, которые должны были изготавливать пушки и ядра для вооружения судов. Создание верфи и адмиралтейства на Свири шло ускоренными темпами. Оно диктовалось острой нуждой в морских судах. Там, где воздвигалась Олонецкая верфь, а также на Сяси и Паше небольшие корабли строились еще с начала 1702 года. Из них создавалась речная флотилия, которая крайне нужна была Петру для того, чтобы утвердиться на Ладожском озере и Неве. В феврале 1703 года была заложена и судоверфь для строительства более крупных судов, которые должны были действовать уже в море. Адмиралтейство на берегу Свири выросло буквально за несколько месяцев. Вместе со зданиями адмиралтейства вошло в строй эллинги, на которых в конце марта 1703 года были заложены фрегат "Штандарт" и другие корабли.
Уже 22 июня 1703 года здесь было спущено на воду первое судно, а спустя два месяца - 22 августа сошел со стапелей военно-морской корабль - 28-пушечный фрегат "Штандарт". На торжестве спуска первого фрегата Балтийского флота присутствовал Петр I. К лету 1704 года суда, построенные на верфи, - шесть фрегатов, четыре шнявы, четыре галеры, 24 полугалеры, один галиот, один пакетбот - составили первую эскадру флота, сыгравшего большую роль в сражениях Северной войны и победном её исходе. Более ста кораблей построила Олонецкая судостроительная верфь за годы Северной войны, и не было, пожалуй, ни одного морского похода, ни одной крупной вылазки на Балтике, ни высадки десанта, ни одной морской баталии, в которых они не участвовали бы. Всего же за 127 лет существования Лодейнопольской верфи с её стапелей сошло более 450 судов разных типов.
Верфь на Свири официально именовалась Олонецкой. Но любопытно, что в походном журнале Петра I за 1703 год встречаются такие фразы: "Приехали на Лоденою пристань"; "Капитан к нам пришел на Лодейную пристань". В письме начальнику верфи Яковлеву от 20 июля 1705 года Крюйс называет территорию верфи "Лодейное поле". Так, очевидно, её именовали в быту. Указом Екатерины II от 1785 года местность, где была расположена верфь, и прилегающие к ней селения объединены и преобразованы в город: "…За нужное находим на левом берегу Свири при Олонецкой казенной верфи, именуемой Лодейным Полем, устроить город, к которому и округу приписать по способности, и в нем установить места, кои должны быть на основании учреждений наших, по свойству жителей."
*) Полное собрание законов Российской империи с 1649 г., ч. XII, 1830, стр. 397.
Другим указом императрицы был утвержден план города, а спустя три года учрежден герб Лодейного Поля.
Лодейнопольцы строили суда прочно, добротно. Сделанные их руками корабли выдерживали и ураганный ветер, и мощные удары волн, и сжатие льдов, и любой шторм на море. Недаром русские моряки избирали эти суда для путешествий по неизведанным морским путям.
В первой половине XIX века лодейнопольские суда ходили в кругосветные плавания, обогатившие науку всемирно-историческими открытиями. В 1807-1809 годах на военном шлюпе "Диана" под командованием лейтенанта В.М. Головнина, ставшего впоследствии знаменитым адмиралом, совершен переход из Кронштадта на Камчатку. Для этого путешествия долго не могли найти на флоте нужного судна. "Наконец сие затруднение, - писал позже прославленный путешественник, - уничтожилось прибытием в Петербург транспортных судов, построенных на Свири… Выбор пал на транспорт "Диана". Судно сие длиною по гондеку 91 фут., по килю 80: ширина его 25, а глубина трюма 12 футов… В построении "Дианы" рука иностранца не участвовала, а потому, говоря прямо, "Диана" есть первое настоящее русское судно, совершившее такое многотрудное и дальнее плавание".
*) В.М. Головнин. Путешествие на шлюпе "Диана" из Кронштадта в Камчатку в 1807, 1808 и 1809 гг. М.-Л., изд-во Главсевморпути, 1949, стр. 17, 19.
Спустя десятилетие после путешествия Головнина русские военные мореплаватели М.П. Лазарев и Ф.Ф. Беллинсгаузен, тоже в последствии знаменитые адмиралы, на военных шлюпах "Мирный" и "Восток" совершили кругосветное плавание, в котором пробыли 751 день. Они прошли 50 тысяч миль, шесть раз пересекли южный Полярный круг, открыли шестую часть света - Антарктиду. Успеху способствовал правильный выбор шлюпов, о которых мореплаватели отзывались добрыми словами. Шлюп "Мирный" был построен на Лодейнопольской верфи в 1818 году корабельным мастером Колодкиным. Длина его - 36,6 метра, ширина - 9,2 метра, водоизмещение - 530 тонн. Оба шлюпа, как писал затем М.П. Лазарев, "оказались впоследствии самыми удобнейшими из всех прочих как по крепости своей, так вместительности и покою… Приятно было видеть, что шлюп наш в шторм, при чрезвычайно сильном и неправильном волнении так крепок, что малая течь, которую мы обыкновенно имели, стоя в тихий ветер на якоре, то есть по два дюйма в сутки, нисколько не прибавилась".
*) А.В. Соколов и Е.Г. Кушнарев. Три кругосветных плавания М.П. Лазарева.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: