На высоте 2100 м над уровнем моря на берегу озера Паровани в селе Пока (Фока) находится женский монастырь святой Нины.
Само село Пока известно с весьма древних эпох. Под именем Пагас это село нарисовано на карте IV века (вариант - I века), которая, впрочем, известна нам по копии XIII (так наз. Tabula Peutingeriana). Вероятно от того Пагаса произошло армянское "Пога" и грузинское "Пока" (или "Фока"). Считается, что в античности здесь действительно было какое-то поселение и Святая Нина, войдя в пределы Иберии, на пути из Каппадокии к гробнице в Мцхете, где хранилась риза Господня, в июне 320 года, сначала пришла сюда. И даже жила тут какое-то время. Хотя может быть, что слава пришла к селу около Х века, в эпоху распространения популярности Святой Нины. Ведь по дороге Нино проповедовала христианство, и так успешно, что оно стало основной религией страны. Кстати, с 1989 года 1 июня считается днем прихода Св. Нино в Грузию - и в водах Паравани проводится массовое крещение.
В XI веке здесь появился храм (базилика) имени св. Нино. Это случилось в правление Баграта IV, в самый, что ни есть "золотой век" грузинской архитектуры, хотя визуально ничего об этом не говорит. Храм выглядит весьма аскетично. По своей грубоватости и математической точности линий он напоминает новодел, но это XI век.
В XVI веке тут прошли набегами персы и места обезлюдели. В конце века регион перешёл к Турции. Потом окрестности озера заселили армяне и, скорее всего, храм стал армянским. Около него появились надгробия с армянскими надписями. Они в основном поздние, ХХ века.
В 1988 году, Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II путешествовал в Джавахети, и рядом с базиликой святой Нино приобрёл дом. В 1992 году, настоятельница монастыря, игуменья Елизавета и две послушницы отправились в Фоку и начали монастырскую жизнь в доме Патриарха, в пространстве, разделенном шторой, вместе с армянской семьей, которая поселилась там без разрешения. Первые десять лет жизни в женском монастыре святой Нино в селе Фока, монахини называют существованием.
Брошенный и разрушенный храм был восстановлен в 2000 году, и теперь он функционирует. С 2001 года монастырь стал расширяться, разнообразный процесс производства начал активизироваться и развиваться. Здесь живут настоятельница, пять монахинь и одна послушница. Сейчас монастырь - это хорошо заметный в селе красновато-коричневый храм и несколько хозяйственных пристроек по соседству. Основной вход ведёт к юго-восточному углу храма со стороны старого кладбища.
Храм - это очень простая зальная церковь. То есть, просто четыре стены и двускатная крыша без всяких столбов. Проще не бывает. Он действующий, но двери иногда бывают закрыты. Внутри никаких росписей, всё очень скромно. Экстерьер храма интереснее его интерьера. Над южным входом сохранилась надпись шрифтом асомтаврули. Иногда такой шрифт принимают за армянский, но этот именно грузинский.
Монастырь стал хорошо знаком любителям гастрономических туров, так как именно тут производят необыкновенный сыр, слава о котором известна далеко за пределами Грузии.
Внимание, здесь производят 16 сортов сыра! Натуральный сыр, произведенный вручную по европейской технологии. Сначала они изготовляли грузинский сыр. Но из-за суровой зимы и закрытых дорог, реализация монастырских продуктов была проблематична и часто сыр портился. Монахини заинтересовались сохранившейся в регионе культурой голубого сыра, которую привнесли сюда, жившие здесь в XVIII веке миссионеры монахини католички. Чем старее такой сыр, тем он дороже. Для того чтобы ближе познакомиться с технологией изготовления голубого сыра, Мать Ракиль и Мать Шушаник отправились в один из монастырей Франции. Возвратившись оттуда, после многочисленных экспериментов и исследований, они начали производить в маленькой фабрике множество видов сыра.
Для дегустации сыра, в монастыре начали производить джем из местных фруктов. Монахини изготавливают до сорока видов джема и мед на собственной пасеке. Приобрести продукцию можно во дворе монастыря, в маленьком магазине. Можно пробовать. А вот в саму мастерскую не пускают, там жёсткие санитарные нормы. Кроме сыра монастырь производит уникальный шоколад и конфеты "трюфель". Там есть и другие забавные мелочи, но сыр и шоколад - основное.
Помимо ведения хозяйства, с 2002 года в Поке монахини возродили искусство минанкари. Они создают уникальные предметы из перегородчатой эмали и мозаики.
Для того чтобы поддерживать с местным населением добрососедские и близкие отношения, в монастыре была открыта школа. До семидесяти детей изучают грузинский и английский языки безвозмездно. После открытия школы, многие ученики получают высшее образование на грузинском языке.
Редкий турист добирается до этого удивительного места. Суровая зима и дальняя дорога делают эту достопримечательность труднодоступной. Но те редкие туристы, которые добираются до нее неизменно приходят в восторг от увиденного.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: