Автор: Сергей Б.
Создан: 09.08.2018
Опубликован: 10.08.2018
(отредактирован: 08.04.2024)
Описание окружающей местности
В окрестностях городов Мытищи и Королёв находятся Верхнеяузские болота. Эти края когда-то были богаты торфом и здесь существовало Мытищинское торфопредприятие.
Торфопредприятие основано примерно в 1921 году. В то время бывшая фабрика Рабенека в посёлке Первомайский была переделана в электростанцию, работающую на торфе. Центральным посёлком торфопредприятия изначально был посёлок Погонный, вокруг которого разрослась сеть узкоколеек с выходом на станцию Болшево. В 1932 году был основан посёлок Центральный (Торфопредприятие), и контора была переведена туда, а участок железной дороги от Болшево до Центрального перешили на широкую колею. В Центральном же возникла перегрузочная станция (так и называлась - Перегрузочная). В 1931 году был снят фильм «Путёвка в жизнь», герой которого – Мустафа едет на дрезине по узкоколейке, впоследствии перешитой на широкую колею.
Поначалу торф добывали кусковой, в с 1942 года и фрезерный. Потребителями торфа были Монинский камвольный комбинат (г Лосино-Петровский), фабрика имени Свердлова, фабрика Рудой (Ивантеевка), Первомайская фабрика (ныне Болшевский текстиль, ранее – та самая фабрика Рабенека, переделанная в электростанцию), Калининская и Струнинская ТЭЦ, фабрика Передовая текстильщица в Болшево.
Основным тяговым составом на узкоколейной сети с самого начала и до конца были паровозы. Имелось два двухосных и один трёхосный немецкие танк-паровозы (номера 2, 14, 45), паровоз ВП4-1520 (котёл № 1540/57) и четырёхосный мотовоз с цепной передачей и двигателем Д-54. Подвижной состав – двухосные деревянные вагонетки в количестве 60-75 штук. Состав состоял обычно из 14-16 вагонеток.
На перегрузке работало 100 человек и трактор СТЗ-НАТИ. На ширококолейной линии работал паровоз Ов-1478.
Участок до Мытищ построили по одним данным до 1930 года, по другим – осенью-зимой 1941 года. Судя по всему это линия, идущая в Леонидовку, но она уже показана на карте 1931 года.
В 1949 году был разработан проект реконструкции станции Перегрузочная. Удалось ли реализовать этот проект – неизвестно. Закрылось торфопредприятие примерно в 1966 году, а технику передали куда-то в Ленинградскую область.
Ныне оба посёлка представляют собой убогое зрелище. Посёлок Центральный, он же Торфопредприятие, пока ещё жив. Сейчас это микрорайон Королёва, туда ходит автобус №7. Микрорайон депрессивный, застроен в основном бараками без удобств, половина из которых уже нежилые, и частными домами. Есть две капитальные двухэтажки. О торфяном прошлом этого места напоминает также озеро Торфянка, популярное в купальный сезон. А вот посёлок Погонный – глухое место, куда и добраться-то не так просто. Западная часть Погонного исчезла полностью. Единственное, что здесь сохранилось - это руины кирпичной будки – электрической подстанции. Судя по кирпичам с клеймом МОССИЛИКАТ, будка довоенная, начала 1930-х годов. От восточной части осталось несколько дач, одна из которых капитальная и далеко не бедная, а остальные – жалкого вида избушки без удобств. От узкоколейки осталась дамба, заросшая, но вполне проходимая по всей длине, но оба конца дамбы упираются в болото. Поэтому пройти по ней из Погонного в Центральный проблематично. Ширококолейная линия местами сохранилась. В черте Королёва она идёт по улице Коммунальной.
Тайник посвящён остаткам посёлка Погонный. Почувствуйте глухость этих мест, оцените когда-то бурлящую здесь жизнь и найдите малочисленные остатки «торфяного прошлого» этих мест.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: