До недавнего времени практически ничего не было известно о судьбе главного архитектора РУЖД, жившего и работавшего в Саратове на протяжении 22 предреволюционных лет.
Петр Митрофанович родился в 1857 году в селе Ордатово Стерлитамакского уезда Нижегородской губернии - в семье крепостного крестьянина-скорняка. Мальчик учился в церковноприходской школе, когда у него обнаружились способности к рисованию. Видимо, впечатление, которое,производил Петя на окружающих его взрослых людей своими первыми картинами, было настолько сильным, что его решено было отправить в Москву - учиться малярному делу.
Вскоре подросток оказался в иконописной школе при Троицко-Сергиевской лавре. Здесь он пробыл несколько лет учеником иконописца. В 1877 году Зыбин из Загорска переехал в Москву, где поступил в школу ваяния и зодчества (будущий ВХУТЕМАС, а позже - Московское художественно-промышленное училище).
Суровые жизненные испытания не помешали Зыбину закончить школу с золотой медалью, что давало ему право на продолжение образования - теперь уже в высшем столичном заведении с зачислением на казенный кошт.
В Петербургской академии художеств дело подготовки молодых талантов было поставлено на широкую ногу. Программой обучения предусматривалось даже обязательное посещение студентами Франции и Италии - для знакомства с классическими школами живописи, скульптуры и архитектуры. Петр Митрофанович получил в академии блестящие навыки художника, которые дали знать себя впоследствии - в период работы в Саратове, где уважение к заведению, воспитавшему Зыбина, а также к его проектам проявлялось в том, что официально Петра Митрофановича величали не иначе как "академик-архитектор".
Окончив в 1890 году академию с серебряной медалью, Зыбин некоторое время работал в Петербурге. Он принимал участие как помощник архитектора Николаи в строительстве петербургской филармонии, преподавал на каких-то курсах, не находя, безусловно, удовлетворения в своем труде и мечтая о большой самостоятельной, подлинно художественной работе. Вот почему, когда ему было предложено место старшего архитектора технического отдела РУЖД в Саратове, он с радостью согласился покинуть российскую столицу, где без достаточных средств и связей молодому архитектору приходилось тяжело.
Так, в 1895 году Петр Митрофанович появился в Саратове. Время это характеризуется бурным экономическим и культурным развитием волжского города, когда вместе с интенсивным ростом населения (среди чисто российских городов Саратов по этому показателю вышел на третье место после Москвы и Петербурга), улицы его буквально преображались, украшаясь новыми добротными строениями. Историческая обстановка, способствовавшая данному процессу, выдвинула в этот период блестящую плеяду саратовских архитекторов, среди которых достойное место занял Петр Митрофанович. Вместе с такими выдающимися мастерами, как Салько, Каллистратов, Мюфке, Люкшин, - Зыбин составил ту "великолепную пятерку", усилиями которой было определено архитектурное лицо "столицы Поволжья".
По проектам зодчего выстроены: церковь «Утоли моя печали» на проспекте Кирова, доходный дом Пташкина (ул.Советская 3), глазная клиника (ул.Вольская 12), городской общественный банк на Театральной площади, и это лишь часть работы архитектора, сохранившаяся до наших дней. Деятельность Зыбина не ограничивалась составлением проектов, в большинстве случаев архитектор принимал непосредственное участие в строительстве, за что пользовался у строителей безграничным доверием и непоколебимым авторитетом.
В немалой степени плодотворной работе архитектора способствовала его удачно сложившаяся личная жизнь: заботливая любящая супруга, умные здоровые дети, семейный уют и достаток. Ровный характер, умеренность, целеустремленность, присущие Зыбину, помогали ему сохранять хорошую творческую форму на протяжении почти трех десятилетий, избегая заметных спадов или неудач в такой кропотливой, напряженной, подчас нервной работе, каковой является труд архитектора, находящийся под пристальным вниманием капризных приказчиков, дотошных репортеров и ревниво- взыскательных коллег.
В 1900г. Павел Митрофанович Зыбин покупает дворовое место на улице Царицынской (ныне Киселёва), вблизи Камышинского бульвара (ныне ул. Рахова) под постройку собственного дома. По проекту самого архитектора строится красивейший двухэтажный особняк с шатровой башенкой и оригинальным балконом в виде замочной скважины. К дому примыкал уютный дворик, где чета Зыбиных посадила фруктовые деревья и разбила грядки. Терраса дома, выходящая в сад, была любимым местом отдыха семьи в тёплое время года. В башне размещалась большая библиотека и мастерская Павла Митрофановича. На первом этаже жил архитектор со своей семьёй, а второй этаж сдавался внаём профессору медицины Грамстрему.
В канун революции Петр Митрофанович тяжело заболел и через шесть месяцев, в 1918 году, умер от цирроза печени, Александра Георгиевна ненадолго пережила своего мужа, скончавшись по прошествии года в тифозной горячке. Супруги были похоронены на кладбище при мужском Спасопреображенском монастыре (находился в районе 1-й Дачной остановки). Могилы их не уцелели, ибо вскоре монастырь был разрушен, а территория кладбища занята новостройками.
Потерявшие родителей дети Зыбиных, двое из которых - Володя и Юра - были в то время уже студентами физического факультета Саратовского университета, в 1921 году переехали к родственникам своей матери в Москву. Бурно развивающиеся события заслонили свершившуюся трагедию, и она беззвучно растворилась в бушующем море людского горя и слез. О Зыбиных надолго забыли.
И только дом, оставленный хозяевами и заселенный новыми, чужими ему людьми, - прекрасное творение архитектора - печально-удивленно смотрел на знакомую Царицынскую улицу широко открытыми глазами-окнами, храня в себе еще ощущаемое тепло своих прежних владельцев, отзвуки умолкнувшего детского смеха и запахи исчезнувших уюта и благополучия.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: