Тихий, скромный, ласковый и нежный Городок старинный Верея Окаймлённый зеленью безбрежной, Ты – любовь безмерная моя. Всё в тебе пленяет неизменно: Запах мёда липовых аллей, Тихой речки бег, садов цветенье И весной поющий соловей…
Сергей Ещеев
Церковь Входа Господня в Иерусалим в Красной слободе - бывший собор Спасского монастыря. Расположен он в Зареченской части города Верея. Храм впечатляет своими формами: он величественно возвышается на кромке высокого берега Протвы. От храма открывается красивый вид на противоположный низкий берег реки и на панораму Вереи с древним Рождественским собором.
Высокая шатровая колокольня примыкает к храму с северо-запада таким образом, что её тень в любое время суток не может упасть на основную храмовую часть. По традиции монастырь располагался неподалеку от города и играл роль крепости на подступах к Верее. Поскольку обитель находилась на Московской дороге, в качестве её основателя вполне мог выступать один из Рязанских князей, вероятнее всего князь Олег, стремившийся создать крепость для подступов к городу со стороны Москвы. Тем не менее подлинная история возникновения монастыря неизвестна.
Между левым клиросом и входом в алтарь имелось изображение Святителя и Чудотворца Николая (Никола Верейский) с обнаженным мечом в одной руке и церковью в другой, митрою на голове. В истории встречается 2 варианта появления этого образа в монастыре. По первому - это изваяние было перенесено в Спасский монастырь из разорённой литовцами во время самозванцев Никольской церкви в городе. Второй вариант - во время большого пожара 1788 года сгорел почти весь город, в том числе и деревянный Никольский храм, но деревянная икона была чудесным образом обретена на реке Протве монахами, которые и поместили её в соборном храме.
Объёмная деревянная скульптура была большой редкостью среди храмовых изображений. Ещё в 787 году Отцы Седьмого Вселенского собора в Нике запретили христианам иметь скульптурные изображения. В странах Западной Европы не признавали этого запрета, в католических храмах они распространены повсеместно. Но в Святой Руси запрет соблюдался по традиции от греков со времён крещения. Икона Николы Верейского пережила никонианскую реформу 1650-1660 годов, когда категорически запрещалось изготавливать и держать в домах и церквях объёмные иконы и скульптуры (исключение делалось только для крестов и панагий). Именно в это время была уничтожена большая часть русской православной "рези на дереве": Её рубили топорами, жгли в синодальнх кострах. Но послереволюционные события 1917 года образ Николы Верейского не пережил. Осталась только фотография.
В 1877 году Русское Археологическое общество объявило Входоиерусалимский храм памятником архитектуры XVII века, что само по себе довольно редкое явление для России того времени.
Около церкви имелось кладбище, надгробные памятники видны и сейчас. Многие почитали за честь быть похороненными вблизи Входоиерусалимской церкви. На многих надгробных плитах можно прочитать имена тех, кто похоронен у храма. Везли хоронить не только из Верейского уезда, но и из близлежащей к Москве местности. На территории храма есть захоронение 1941 года.
В 1934 году храм был закрыт, хотя не функционировал уже с 1928 года. Богатейший иконостас и церковная утварь были реквизированы. Церковь использовалась в хозяйственных целях. В 1930-х годах в здании храма размещалась ветлечебница. До Великой Отечественной войны на территории располагался пионерлагерь одного из московских предприятий. В войну завершение храма было повреждено снарядом: снесена глава, пробит барабан.
После войны в здании храма была машино-тракторная станция, устроены мастерские. Там стояли токарные станки, делали все из дерева: точили костяшки для счёт, ёлочные украшения, игрушки, пирамидки деревянные. На стенах храма ещё сохранилась роспись. На территории храма часто находили церковную утварь, однажды мальчишки нашли богато украшенную икону, которую забрали взрослые.
В 2000 году церковь передана православной общине. В 2006 году началось активное восстановление Входоиерусалимской церкви. 14 марта 2012 года состоялось торжественное освещение восьми колоколов для храмовой звонницы. Вес самого большого колокола "Архангел Михаил" 164 кг. Летом того же года был установлен и самый большой колокол - "Благовест", вес которого 700 кг. Посетители Входоиерусалимского храма могут видеть великолепные надвратные мозаичные иконы Спаса Вседержителя и Иверской иконы Божией Матери. Сам материал, из которого созданы иконы - натуральный камень, смальта (сплав стекла и пигментов), применяется и золотая смальта (на основе сусального золота). Им не страшен ни дождь, ни снег, ни перепады температур.
В настоящее время храм полностью восстановлен. Благоустроена и территория храма.
Службы проводятся: Суббота - вечерняя (с 16.00); Воскресенье - утренняя. В остальное время храм закрыт. Церковная лавка работает в субботу и воскресенье целый день. У храма и монастыря очень богатая и интересная история. Если кого-то заинтересует более подробно - литература есть в церковной лавке.
Источник: книга Ю. Комаровского «Храм "Входа Господа Спаса во Иерусалим"»
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: