Большинство жителей нашей необъятной страны считает, что отсчет километража всех наших федеральных трасс начинается от знака нулевого километра, установленного в Москве, в проезде Воскресенских ворот перед ступенями часовни Иверской Божьей Матери. То есть, почти что от Красной площади. Вынужден разочаровать всех: это не совсем так, хотя и довольно близко к истине.
Небольшое историческое изыскание показало, что все дороги на Руси в разное время измеряли от разных мест.
В XVII веке почтой и логистикой (тогда это был ямской извоз) ведали Ямской и Тайный приказы, которые располагались в Кремле, около колокольни Ивана Великого. Это даёт основания считать, что тогда все расстояния измерялись именно от Ивана Великого. Так это или не так - до конца неясно. Но можно это считать рабочей гипотезой.
Дальнейшие исторические исследования ясности в этот вопрос так же не вносят: в 1693 году был учрежден Специальный Почтарный двор, находившийся на Сретенке, позже переехавший в нынешний Большой Харитоньевский переулок. Почему именно туда? Очень просто: там проживал русский дипломат Шафиров, который так же был главным московским почтмейстером. То есть, расстояния могли измерять и с этих адресов.
Жизнь продолжалась, и почтовое ведомство переехало в район Басманных улиц. Но 1737 год, известный своими масштабными пожарами, заставил переехать почтовую службу в Немецкую слободу. С тех пор там и существуют Почтовые улицы.
1742 года ознаменовался тем, что главная московская почта переехала на Мясницкую улицу. Сперва во владения Новгородского Епископа (Мясницкая, 40), а с 1783 года в усадьбу князя Меншикова. Она находилась там же, где и современный Главпочтамт. Всем известное нынешнее здание Главпочтамта было выстроено в 1912 году.
Но отсюда ли измерялись расстояния? Это легко проверить: на Рогожской заставе есть верстовой столб с надписью "От Москвы 2 версты. 1783 год". Сейчас легко провести небольшую проверку: измерить расстояние от верстового столба до здания на Мясницкой. 2 версты не получается никак. Либо мерили по дорогам (что вполне вероятно), либо вообще верстовой столб стоял не в этом месте, а был установлен для красоты.
Всё расставила по своим местал Великая Октябрьская Социалистическая революция. С 1920 года все расстояния стали измерять от здания Центрального Телеграфа на Тверской улице.
И, наконец, в 1959 году Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР утвердило инструкцию, в соответствии с которой «на автомобильных дорогах общегосударственного значения, выходящих из Москвы, исчисление километража производится от Мавзолея В.И.Ленина и И.В.Сталина на Красной площади».
В одном из автомобильных атласов 1978 года указано расстояние, например, Щёлковского шоссе от нуля до пересечения со МКАДом: 15983 метра. Прямое измерение с помощью современных сервисов показало 15280 метров, что уже похоже на истину.
История современной России тоже внесла свои коррективы: Постановление Правительства РФ «О классификации дорог...», подписанное в декабре 1992 года вице-премьером Г.Бурбулисом, гласит: «...За начальные и конечные точки отсчета протяженности автомобильных дорог общего пользования принимаются: для дорог, соединяющих между собой населенные пункты, — почта, либо государственные здания или сооружения, расположенные в центре населенного пункта». Замечательные указания товарища Бурбулиса оказались нерешаемыми для Москвы: от чего же производить расчёты? От резиденции Президента в Кремле, от Мэрии, от Дома Правительства, от Государственной Думы или от Главпочтамта?
Скорее всего, эта бесполезная инициатива осталась нереализованной: километровые столбы на всех магистралях, выходящих из Москвы, не переставлялись.
Но в Москве есть и символ "Нулевого километра", являющийся, по сути, бутафорским и не отражающим настоящую точку. Это и есть символ нулевого километра в проезде Воскресенских ворот.
Этот символ предлагал установить ещё глава Минавтодороа РСФСР А.Николаев в 1982 году. И этот знак был создан по проектору архитектора И.Н.Воскресенского и скульптора А.И.Рукавишникова, и представлен на рассмотрение в ЦК КПСС в 1985 году. Но сам знак так и не был установлен: с одной стороны, не было однозначного понимания, где именно его следует устанавливать, да и комендант Кремля возражал, ссылаясь на возможное уничтожение знака тяжёлой техникой во время проведения парадов. Обсуждение зашло в тупик, дело заглохло и знак увезли на склад на Поклонную гору.
В 1995 году, разбирая строительный мусор после строительства Мемориала Победы на Поклонной Горе, знак нашли. И снова встал вопрос о месте его установки. Рассматривалось 14 мест для установки: и на Красной Площади, и на Манежной, и у памятника Юрию Долгорукому напротив Мэрии и даже у Большого театра.
В конечном итоге было решено установить его на Красной площади, строго по её перпендикулярной оси, напротив центральной арки ГУМа. Что было бы логично, так как эта точка наиболее приближена к Мавзолею. Но тут возникла идея, что сюда же можно передвинуть памятник Минину и Пожарскому, тем более что до Революции он стоял именно здесь. В результате долгих обсуждений решили установить его там, где он сейчас и установлен.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: