Не смотря на то, что официально крещение Руси произошло, как нам говорят в конце X в., к началу XII в. язычество еще оставалось религией значительного числа жителей древней Руси, особенно сельского населения. Не только в глухих уголках Ростовской или Муромской земель, но и в южной, более развитой экономически и политически части Русского государства сохранялись настоящие заповедники почти нетронутого язычества. История сохранила имена первых миссионеров до монгольской поры, среди которых выделяется преподобный Иоанн Кукша, инок Киевского Печерского монастыря - просветитель вятичей, которые вели достаточно замкнутый образ жизни и, по сути, сегодня мы знаем о них не очень то и много. Подвиг преподобного Иоанна Кукши был столь славен и общеизвестен, что святитель Симон, епископ Владимирский, писавший свои сказания об иноках киево-печерских в начале XIII века, воскликнул: "Могу ли умолчать и о сем священномученике, черноризце того же Печерского монастыря, Кукше, о котором все ведают, как он бесов прогнал, вятичей крестил, дождь свёл с неба, озеро иссушил и многие чудеса сотворил и, после многих мук, усечен был с учеником своим Никоном". К сожалению, краткое Слово епископа Симона из Киево-Печерского патерика является по существу единственным источником наших сведений о святом: более никакими данными о нем мы не располагаем. А потому даже самые общие, контуры его биографии могут быть очерчены лишь сугубо гипотетически. Известно, что память преподобного Иоанна Кукши чтят 27 августа/9 сентября, а год его кончины у историков разнится. Современные издания относят ее к 1113 г., Г. М. Пясецкий (для орловских краеведов он значит тоже, что Маркс, Энегельс и Ленин для коммунистов) – к 1141 г., а “Словарь исторический о святых, прославленных в российской церкви”, вышедший в 1862 г., вообще сообщает, что Кукша начал проповедь среди идолопоклонников вятичей лишь в 1215 г. Надо думать, что миссия Кукши пришлась на период постепенного вхождения вятичей в политическую и государственную систему Древнерусского государства - то есть хронологически имела место между походами «в вятичи» Владимира Мономаха и войнами Юрия Долгорукого. Историки высказывают предположение, согласно которому преподобный сам был родом из вятичей, чем якобы и может быть объяснено его желание просветить светом христианской веры своих единоплеменников. По одной из версий, он мальчиком из знатного рода попал в плен к Владимиру Мономаху, который по возвращению в Киев отдал его в монастырь. Возможно, он был потомком "лучших мужей" из Вятичской земли, которые были переселены с семьями князем Владимиром Святославичем в конце X в. в города-крепости, построенные им по рекам Десне, Остру, Суле, Стугне и другим для защиты южных рубежей Руси от печенегов.
Но как бы там ни было инок с двойным именем, одно из которых явно языческое (кукша - птица семейства врановых, встречающаяся только в лесах) вместе со своим учеником Никоном плывут вверх по Десне в земли вятичей. Первым на их пути был брянский край. По-видимому, далее путь их проходил через калужский Серенск, где при археологических раскопках найдены нательные крестики, кресты-энколпионы, иконки с изображением святого Георгия, детали хоросов. По наущению языческих жрецов проповедник Кукша и его ученик Никон были схвачены и после долгих мучений обезглавлены. Случилось это на утренней заре, 27 августа, в окрестностях города Мценска, , около правого берега Оки, в лесу на косогоре в 1,5-2 верстах от деревни Карандаков, где Кукша поставил скитский дом. На месте казни, говорит легенда, забил святой источник. О гибели Кукши чудным образом стало известно в лавре в тот же день. Киево-Печерский провидец Пимен Постник, духовный друг Кукши, за два года наперед предсказал миг своей кончины. Придя в церковь, он громко произнес, обращаясь к инокам: Брат наш Кукша в сей день против света убиен есть! И сказав это, упал замертво. Трудно сказать, как выбиралось место гибели. По утверждениям крестьян в XIX веке, колодец, у которого был убит просветитель, являлся «святым местом» и богомолье возле него «происходило с незапамятных времен». По преданию, у болота на месте гибели священномученика Кукши, над «Богомольным», или «страдальческим святым», колодцем, его почитатели построили часовню с крестом, где местные жители ежегодно, на второй день праздника Святой Троицы - День Сошествия Святого Духа, собирались на водосвятный молебен перед иконами из приходского храма с. Тельчье. На вопрос, что их заставляет идти с иконами так далеко от села, они отвечали: «Наши деды и отцы так молились, и мы молимся; а как не помолимся, так случится какая-либо беда». Рассказывали, что в один год местные жители не пошли молиться на колодец, и случилась засуха, горели нивы, падал скот. Устрашенные бедствиями, крестьяне пошли крестным ходом с иконами к колодцу. Вскоре бедствия прекратились. На дороге против колодца был поставлен крест с вделанной кружкой для сбора пожертвований. Однако с течением времени это почитание постепенно стало ослабевать. К концу XIX века эти сооружения разрушились и были возобновлены только в начале ХХ века. С прославлением преподобного, который казалось бы должен был занять центральное место в сонме святых почитаемых в центральной России, происходит некоторая заминка. После мученической кончины останки преподобного были перенесены в Киево-Печерский монастырь и положены в так называемых Ближних, или Антониевых пещерах, где покоятся и поныне. В силу ряда объективных причин, церковное почитание преподобного Кукши ограничивалось Киевским Печерским монастырем. И лишь в 1762 году, был издан особый указ Священного Синода, которым дозволялось вносить киевских святых в общие (московские) месяцесловы и печатать службы им в минеях. В 1903 году, на средства брянского купца А. Н. Комарова в лавре была изготовлена икона священномученика Кукши с частицей его чудотворных мощей и 25 августа того же года доставлена в Брянск и помещена в Преображенский собор Поликарпова монастыря. Икона Кукши с частицей его мощей стала одной из святынь города Брянска, бывшего в то время уездным городом Орловской губернии. Однако советская власть ликвидировала все, что как-то было связано со святым и о нем забыли на многие десятилетия. В конце 80-х годов ХХ в. в лесном овраге неподалеку от д. Карандаково был построен и освящен «Страдальческий колодец». Уже гораздо позднее была выстроена купальня, а в данный момент возводятся постройки скита. Город Мценск в свою очередь стал современным центром прославления святого.
В те давние времена территория сегодняшнего Мценского района и представляла собой лесостепь с преобладанием дремучих лесов. Город Мценск формировался вокруг укрепления на горе Самород у впадения в р. Зуша р. Мецна. Впервые Мценск упоминается в 1146 г. в Патриаршей летописи. Археологические раскопки показали, что это место было заселено еще до прихода вятичей. Самые ранние находки на городище датируются первой половиной I тыс. н.э. Название города одни выводят от реки Мецны. Праславянская основа мец-, меч- обычно связывают со значением лес, опушка, межа. Другие связывают название города со значением - мерцание, свечение. В. И. Даль считал, что, вероятно, само название Мценска идет от слова "Мцена", что по - вятически - пчела, отсюда "мчельник", то есть пчельник. Однако резюмировать можно цитатой из труда П.И. Якобия «Вятичи Орловской губернии»: «Если есть типично вятичское имя населенного места, то, конечно, это имя Мценска. Имя это настолько чуждо русскому уху и русскому языку, что pycскиe люди никак не могут справиться с ним. Мценск фигурирует в летописях под именами Мценеск, Мьченьск, Мьченеск: в низшем классе он известен под именем Амченска, и т. д. Как известно, впрочем, звуки Ц и Ч легко смешиваются и заменяют друг друга (Ипатьевская летопись пишет Мценеск, но она же пишет и „челова" вместо целова (под 1142 г.)». Человек невероятной судьбы, Павел Иванович, призван в 1893 г. Орловским земством организовать психиатрическое дело в губернии. Результаты профильной работы легли в основу этого географо-этнографического этюда, выпущенного в 1907 г. в СПб. Исходя из неравномерного распределения душевнобольных по районам губернии, он пришел к выводу, что она заселена тремя разными расами, т.е. с приходом вятичей балтские племена не исчезли в неизвестном направлении, как считала официальная наука, а стали существовать в месте с ними. Так В.М. Неделин в работе «Орел изначальный» приводит в качестве примера село Борилово близ г. Болхов, жители которого обычаями, костюмами и говором еще XIX в. резко отличались от окружающего населения.
Но, несмотря на гибель миссионеров, миссия их, несомненно, принесла свои результаты. Уже в 40-е годы XII века вятичи - и именно их правящая верхушка, старейшины, - будут изображаться в источниках вполне искренними радетелями христианства. Предположительно тогда же в XII веке на горе Самород из деревьев «священной дубравы» строится первая христианская церковь. Существует также легенда, что в этих местах язычество находилось в упорной борьбе с христианством и в 1415 году, в княжение великого князя Василия Дмитриевича, сына Донского. Амчане, находящиеся под властью Литвы, не признавали ещё истинного Бога. Почему и посланы были в том году, от князя и митрополита Фотия, священники, с множеством войск, для приведения жителей в истинную веру. Амчане ужаснулись, стали воевать, но вскоре поражены были слепотой. Посланные начали склонять их к принятию крещения; убеждённые тем некоторые из амчан: Ходан, Юшинка и Закей крестились и, прозрев, обрели Крест Господень, иссечённый из камня, и резной образ Николая Чудотворца, в виде воина, державшего в руке ковчег, плывущих по Зуше против течения. Тогда, поражённые чудом, все жители города спешили принять святое крещение. Как считается каменный Крест и «Мценский Никола» были с Иоанном Кукшей и после его трагической кончины пропали и до поры хранились в недрах горы Самород. Хотя боле менее вдумчивые краеведы серьезно ко всей этой истории советуют, не относится, считая ее изобретением XVII столетия.
Каменный Крест и скульптура Николая Чудотворца, помещаются в «Дом святого Николы». В начале XIX в. вместо обветшалого храма на горе Самород ставшей к тому времени Соборной строится величественный Николаевский собор. «Мценский Никола» привлекает сотни тыс. паломников. Даже орловский литератор Лесков отправляет Левшу, главного героя одноименного произведения, перед ответственной работой «…к Мценску, к уездному городу Орловской губернии, в котором стоит древняя «камнесечная» икона св. Николая, приплывшая сюда в самые древние времена на большом каменном же кресте по реке Зуше. Икона эта вида «грозного и престрашного»-святитель Мир-Ликийских изображен в ней «в рост», весь одеян сребропозлащенной одеждой, а лицом темен и на одной руке держит храм, а в другой меч-«военное одоление»». Надо сказать, что при достаточно не многочисленной церковной скульптуре, такие образы не редки. Самый известный конечно «Никола Можайский», есть и «Никола Радовицкий». Благодаря же Николаю Семеновичу россияне крепко усвоили, что если «Леди Макбет», то непременно Мценского уезда. Несмотря на то, что достоверно известно о том, что сюжет этой повести литературный вымысел, но, тем не менее, в Мценске называют аж два дома купцов Измайловых, где якобы происходили трагические события.
Надо сказать, что на сегодня не так уж и много осталось следов описываемых событий. Курганный могильник вятичей площадью 6 га близ горы Самород (Соборной), был уничтожен при строительстве во второй половине XIX в. железной дороги. Николаевский собор в первые десятилетия Советской власти разрушен, а Крест и «Мценский Никола» были помещены в музей атеизма в г. Орле. Однако, местные жители, которые всегда отличались крутым нравом, из-за чего даже родилось своеобразное проклятие «амчанина тебе на двор», активно используют вятиче-языческую тематику в названиях заведений, фирм и т.п.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: