Усадьба Любимовка… Вот уже несколько раз мне попадалось это название, когда я собирала информацию для своих тайников. И веяло от этого названия чем-то добрым, хорошим и очень-очень приятным. И, конечно же, стало интересно узнать побольше об этом месте, побывать в нём. Съездила, посмотрела, появились сомнения: а делать ли тайник, посвящённый Любимовке? Дело в том, что сейчас остатки усадьбы, имеющей статус Памятника истории регионального значения, отданы Союзу театральных деятелей России. Попасть на её территорию нельзя: ворота на замке, у входа собаки… В таком бы месте музей устроить, экскурсии водить, Ан нет, всё под надёжной охраной! Доступа в усадьбу, увы, нет. Впрочем, “прозрачное” ограждение всё же позволяет рассмотреть симпатичные постройки старинной усадьбы - знакового места в истории Русского театра, а живописные берега Клязьмы - и подавно, в свободном доступе. Вот по ним и погуляем, посмотрим на домики из-за забора и узнаем, какую важную роль сыграла усадьба Любимовка в становлении современных театральных традиций. Итак, я начинаю свой рассказ…
Усадьба Любимовка находится на берегу Клязьмы на границе города Королёва и Пушкинского района, в нескольких сотнях метров от села Тарасовка, в 30 верстах от Москвы по Ярославской железной дороге. Первоначально место называлось “сельцо Любилки, Любимовка тож” и представляло собой часть громадного имения княгини А.Л. Трубецкой и князя А.К. Белосельского. Позже усадьба была выделена в самостоятельное владение и много раз меняла своих хозяев. С 1834 по 1851 год Любимовкой владела статская советница В.А. Крекшина, затем - штабс-ротмистрша Е.П. Пуколова, гвардии поручик П.П. Пуколов, статская советница Е.Д. Князева… Но нам интереснее 1869 год, когда усадьбу приобрели промышленник С.В. Алексеев и его сестра В.В. Сапожникова.
Потомственный почётный гражданин, коммерции советник Сергей Владимирович Алексеев - один из виднейших промышленников Российской империи. Он занимался ткацким производством, имел собственную золотоканительную фабрику, на которой производилось редкое золотое шитьё для военных и штатских мундиров. Кроме того, он был известен своей благотворительной деятельностью. Для занимаемого им положения в среде московских купцов-промышленников Сергей Владимирович был человеком достаточно образованным: владел французским и немецким языками, имел прекрасный почерк, был начитан и обладал математическими и экономическими знаниями, достаточными для успешного ведения торговых дел.
После смерти матери Вера Владимировна Алексеева (по мужу Сапожникова), которая была на 13 лет старше брата, в какой-то мере старалась восполнить подрастающему Серёже материнскую ласку и заботу. Это и стало причиной их близких отношений до самого конца жизни Веры Васильевны.
И вот брат и сестра Алексеевы покупают Любимовку. В это время в усадьбе находился господский дом, к которому прилегали 50 десятин земли. Построенный на рубеже XVIII-XIX веков по канонам классицизма, главный дом усадьбы был очень красив. Он существовал уже во времена наполеоновского нашествия, но французским войскам не удалось захватить его: этот берег реки надёжно обороняли казаки.
Сергей Владимирович принялся за капитальный ремонт и переустройство дома в загородную дачу. “Её большой двор с четырьмя порядочными лужайками пересекали крест-накрест дорожки. Лужайки окаймлялись подстриженными тополями. Жилой дом был с круглым зелёным куполом. На флагштоке развевался русский трёхцветный флаг.” - так описывала усадьбу Зинаида Сергеевна Сапожникова, внучка Веры Владимировны. От домов к Клязьме вела каменная лестница. На речке были устроены купальни и небольшой причал для лодок.
В 1873 году брат и сестра разделяют усадьбу на две самостоятельные части. Одна часть отходит семье Веры Владимировны, другая теперь полностью принадлежит семье Сергея Владимировича. И в семье Сергея подрастает маленький сынишка Костя Алексеев.
Дочь Веры Владимировны и Григория Григорьевича Сапожниковых выходит замуж за богатого мецената Савву Ивановича Мамонтова, строителя Ярославской железной дороги, создателя частной Русской оперы, в которой пели многие будущие знаменитости, в том числе Фёдор Иванович Шаляпин. Да и всё новое и талантливое в русском искусстве всячески поддерживалось и опекалось Мамонтовым.
Когда Сергей Владимирович и Вера Владимировна приобрели усадьбу Любимовку, Савва Иванович выстроил на проходящей почти в трёх верстах от Любимовки железнодорожной линии платформу-станцию “Тарасовка” (ныне “Тарасовская”). В Москве же С.И. Мамонтов организовал широко известный в те времена театральный любительский кружок, в котором ставились драматические спектакли, и иногда в них участвовал молодой Костя Алексеев. Но дома у Кости был свой любительский театральный кружок, созданный его родителями и называвшийся “Алексеевским”.
Вот что пишет Константин Сергеевич Станиславский (Алексеев) о своих родителях: "Мой отец, Сергей Владимирович Алексеев, чистокровный русский и москвич, был фабрикантом и промышленником. Моя мать, Елизавета Васильевна Алексеева, по отцу русская, а по матери француженка, была дочерью известной в свое время парижской артистки Варлей, приехавшей в Петербург на гастроли. Варлей вышла замуж за богатого владельца каменоломен в Финляндии, Василия Абрамовича Яковлева, которым поставлена Александровская колонна на бывшей Дворцовой площади. Артистка Варлей скоро разошлась с ним, оставив двух дочерей: мою мать и тетку." Видать от бабушки и перешла к Станиславскому, его братьям и сёстрам эта страсть к театру. И талант…
Итак, в 1877 году Сергей Владимирович Алексеев отец будущего блистательного актёра и великого режиссёра, позже взявшего себе сценической псевдоним “Станиславский” устраивает на своей подмосковной даче “Алексеевский драматический кружок” - домашний любительский театр. Первый его спектакль состоялся в Любимовке 5 сентября 1877 года. Постановщиком этого спектакля, состоявшего из четырёх коротеньких водевилей, был Иван Николаевич Львов, студент Московского университета, любимый репетитор Владимира и Константина Алексеевых. В двух из этих водевилей (“Старый математик, или Ожидание кометы в уездном городе” и “Чашка чаю”) впервые в жизни играл четырнадцатилетний гимназист Костя Алексеев.
Участниками спектаклей Алексеевского кружка были родственники и друзья Сергея Алексеева и его сестры Веры Сапожниковой. “Пришлось, - рассказывал Станиславский, - почти насильно вербовать актёров из членов семьи, родни, знакомых, гувернёров, гувернанток. Некоторые из них… отравились театральным ядом на всю жизнь”. Вскоре роли между членами кружка распределились. «Душой» – руководителем и режиссером кружка единодушно был признан Костя Алексеев. Переводчиком на русский язык с иностранных языков (с французского, немецкого, английского, итальянского, испанского), незаменимым концертмейстром и художником Алексеевского кружка был старший брат Володя, будущий заслуженный артист РСФСР В. С Алексеев.
В репертуаре Алексеевского кружка были комедии, шутки-водевили, по большей части - переводные или переделанные с французского и немецкого, а также русских авторов: П. И. Григорьева, В. Александрова (В. А. Крылова), В. А. Дьяченко.
Первые годы спектакли Алексеевского кружка проходили в июле-августе в Любимовке, на сцене двухэтажного небольшого деревянного театра, выстроенного в 1877 году отцом семейства, по общей просьбе, на месте развалившегося старого флигеля (ныне это административный корпус современной Любимовки).
Набрав некоторый постановочный и актёрский опыт, Костя Алексеев решает попробовать силы в модном в ту пору жанре оперетты. Выбрав простой вариант известной сказки “Золушка” и слегка доработав сюжет, Константин ставит его в Москве, на сцене театрального флигеля, пристроенного к дому его родителей, что у Красных ворот. Это был второй театр в жизни будущего Станиславского. Последующие спектакли Алексеевкого кружка проходили в любое время года, чередуясь домашними сценами в Москве или в Любимовке.
Репертуар Алексеевского кружка всё больше усложняется. Константин экспериментирует, пробует новые сценические приёмы. Все его постановки всегда отличаются великолепной срепетованостью и высоким исполнительским и художественным вкусом, что положительно выделяло Алексеевский кружок от существовавших в то время других любительских театральных коллективов.
Интересно, что жизни наиболее активных и любовно относящихся к Театральному искусству участников драматического Алексеевского кружка оказались связаны с театром: родные сестры Константина Алексеева-Станиславского и Владимира Алексеева, Зинаида Сергеевна Соколова в 1935 году получила звание Заслуженной артистки РФ, Анна Сергеевна Штекер (выступавшая под псевдонимом А. С. Алеева) была актрисой (Московского Общества Искусства и Литературы, а также актрисой МХТ в первые годы его существования, младшая сестра Маня Алексеева стала оперной певицей, выступавшей под псевдонимом Аллина. Их брат Георгий Сергеевич Алексеев, создал в Харькове любительский кружок “Товарищество исполнителей драматических произведений”.
Последнее десятилетие девятнадцатого века стало переломным в жизни Константина Сергеевича Станиславского (Алексеева). В 1893 году скончался его отец и он стал одним из директоров крупного товарищества “Алексеевы и К°” Однако и теперь театр был для Станиславского на первом месте. Став режиссером Малого театра, Константин Сергеевич продолжал актёрскую деятельность. Постоянно экспериментируя, он стремился добиться естественности своего поведения на сцене. Удавалось это ему не всегда, однако публика большей частью была весьма довольна игрой Станиславского.
21 июня 1897 года Константин Сергеевич получил послание от известного театрального педагога и драматурга Владимира Немировича-Данченко. В нём было предложение о встрече, которая и состоялась на следующий же день в ресторане “Славянский бульвар”. Владимир Иванович поведал Станиславскому свои мысли об основании принципиально нового театра, основанного на совершенно иных, чем обычно, художественных, организационных и эстетических принципах и предложил создать такой театр совместными усилиями. Константину Сергеевичу такое предложение пришлось по душе, и они принялись обговаривать детали совместного театрального проекта. Этот исторический для русского театра разговор длился в общей сложности 18 часов и закончился в 8 часов утра следующего дня в имении Станиславского. Да-да, именно здесь, в Любимовке! Эту подмосковную усадьбу по праву можно назвать местом рождения нового Русского театра, его колыбелью.
К осени следующего года был проделан огромный объем работ: найдены источники финансирования, снято и подготовлено театральное здание, собран коллектив актёров, создан репертуар нового Художественно-общедоступного театра. В середине октября 1898 года в помещении театра “Эрмитаж” прошла первая премьера - ею стала трагедия Алексея Толстого “Царь Фёдор Иоаннович” с Иваном Москвиным в главной роли. У зрителей спектакль нашёл восторженный приём. Ещё одной проверкой Художественного театра стала постановка чеховской “Чайки”, благополучно провалившейся к тому времени на сцене Александрийского театра. Пьеса первоначально показалась Станиславскому несценичной и скучной, но вняв просьбам Немировича-Данченко, он взялся за неё и внезапно для себя увлёкся странным произведением Чехова. Загорелись работой и актёры, которым никогда ранее не приходилось сталкиваться с пьесами подобного рода. На репетициях часто бывал сам Антон Павлович, которому понравилась царившая в новом театре творческая атмосфера.
Пьеса имела оглушительный успех. Этот успех обусловил характер творческого развития нового театра, а изображение чайки и ныне является его эмблемой. После “Чайки” на сцене появились “Три сестры”, “Дядя Ваня”. И всегда - успех!
Станиславский жаждал получить от Чехова новую пьесу. Но вот беда: у Антона Павловича обострился туберкулёз, а его жена актриса Художественного театра Ольга Леонардовна Книппер только что перенесла сложную полостную операцию. Оба супруга были нездоровы и Чехову было не до пьес.
Руководство же театра готово было сделать что угодно, что бы засадить Чехова за письменный стол. Нужен покой и уединение? И летом 1902 года Станиславский, отбывающий с женой и детьми за границу, предлагает Антону Павловичу с женой пожить в своём имении, в Любимовке. Слугам был дан приказ ублажать гостей по полной программе. “Даже… благовестить запретили громко”, - писала Ольга Леонардовна сестре Чехова.
Свежий воздух, покой, здоровая деревенская пища: речная рыба, грибы, парное молоко - пошли на пользу супругам. Ольга вскоре настолько окрепла, что начала гулять по лесу, купаться в Клязьме. Антон Павлович много времени проводил на берегах реки: с удочкой и без. Здешние места, очарованиие неброской красоты русских пейзажей очень полюбились ему. Новую пьесу он так и не сел здесь писать, но тщательно обдумывал сюжет, приглядывался к людям, ища в них черты будущих персонажей. И очень, очень многое, подмеченное Антоном Павловичем здесь, в подмосковной Любимовке, нашло чуть позже отражение в “Вишнёвом саде”. Слуга Егор, старательный, нескладный, воплотился в образе Епиходова, горничная Дуняша подарила имя своему литературному двойнику. Станиславский, читая новую пьесу, легко расшифровал знакомых ему по собственному имению персонажей: Раневскую, Гаева, Аню, Петю Трофимова, Яшу, Дуняшу, Шарлотту Ивановну, Епиходова. И даже гудок паровоза, звучащий во время спектакля, не со станции Тарасовка ли он доносится? А вот название пьесы - “Вишнёвый сад" - скорее связано с Мелихово, которое накануне 1902 года было продано и новый владелец первым делом повалил в саду все вишнёвые деревья. И эта пьеса с успехом прошла в Художественном театре.
А что же Любимовка? Усадьба принадлежала Алексеевым вплоть до её национализации в 1918 году. С тех у неё поменялось множество владельцев: сначала здесь были корпуса дома отдыха имени Калинина, потом - детский приют для испанских детей. В годы Великой Отечественной войны в бывшей усадьбе разместился военный госпиталь, а в послевоенные годы - общежитие рабочих кондитерской фабрики имени Бабаева. В храме Покрова Пресвятой Богородицы были то магазин, то общежитие… Позже усадьба была признана памятником культуры регионального значения и в 1987 году перешла в распоряжение Союза театральных деятелей СССР, а после развала Советского Союза перешла в собственность Международной конфедерации театральных союзов.
На сегодняшний день усадьба Любимовка, в 1997 году переданная в безвозмездное пользование Международному общественному благотворительному фонду К.С. Станиславского, закрыта для посещений. В конце 90-х - начале 2000-х годов в сентябре сюда ежегодно съезжались артисты и драматурги на некоммерческий фестиваль молодой драматургии Любимовка. А сейчас ворота усадьбы заперты. Говорят, что на её территории идут реставрационные работы, ремонт, но их что-то не видно. Видны только молодые деревца - здесь возрождают легендарный вишнёвый сад.
Из усадебных построек сохранился господский дом, павильон Эрмитаж, Театральный павильон - флигель середины XIX века, в котором изначально проходили спектакли Алексеевского кружка, деревянный павильон архитектора Д.Н. Чичагова привезённый в 1882 году Сергеем Владимировичем Алексеевым с Всероссийской промышленно-художественной выставки (его использовали, как летний театр), некоторые хозяйственные постройки.
Печальная участь постигла усадебный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Точная дата постройки оригинального сооружения неизвестна. В разных источниках упоминается и 1843 год, и 1851-й, и даже 1870-й. Предположительно строился он, когда усадьбой владела помещица Ю.А. Крекшина. Это была небольшая деревянная одноглавая церковь с трапезной и колокольней, декорированная в стиле позднего классицизма. В 1889 году в Покровской церкви венчались К.С. Станиславский и актриса Художественноготеатра М.П. Лилина. В 1930 году церковь была приписана к храму Косьмы и Дамиана в Болшево, но вскоре была закрыта, венчания были сломаны. От оригинальной церкви сохранился первый ярус простой колокольни, увенчанный приземистым шатром на столбах и главкой, да две стены. В 1996 году сложилась церковная община, которая принялась было восстанавливать Покровскую церковь, но при этом старое деревянное здание было сломано и на его месте началось возведение каменного. По этой причине строительство было остановлено музеем (так как постройки усадьбы - деревянный модерн. Строительство так и не восстановили и церковь осталась недостроенной. Ведётся переписка с Фондом Станиславского и министерством культуры о возвращении Покровского храма Русской Православной церкви, однако законы не позволяют этого сделать. Здание пустует, ветшает…
А церковная община возвела неподалёку другой каменный храм: во имя новопрославленной святой - блаженной Матроны Московской. Его попечителем стал строитель и меценат Виктора Ивановича Тырышкина. Матронушкин храм был освящён в 2003 году. Это очень уютное и благостное место. При храме действует воскресная школа.
Студенты театральных училищ, их родители, да и просто любители театра неоднократно обращались в различные инстанции с просьбами открыть доступ в усадьбу хотя бы для организованных платных экскурсий. Но пока эти просьбы так и остались без ответа. Место, которое могло стать Меккой для русских и зарубежных театралов, по-прежнему остаётся неприступной крепостью для широкой публики.
Проезд: можно на электричке с Ярославского вокзала доехать до станции Пушкино, далее на автобусе №42 до остановки “Улица Ленина” (Любимовка), но эти автобусы ходят очень редко. Я бы посоветовала доехать с того же Ярославского вокзала (Монино, Щёлково, Болшево, Фрязево) до станции Болшево, далее - на маршрутном такси № 44, которое ходит через каждые 20 минут, до остановки “Любимовка”. У станции Болшево остановка этой маршрутки есть и по одну, и по другую сторону ж/д.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: