В Саратове и поселке Анисовский Энгельсского района, две улицы носят имя одной девушки. Во дворе средней школы N5 в Энгельсе стоит памятник, посвященный ей. На городском кладбище Энгельса, на ее могиле часто можно увидеть цветы (тайник http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=21019).
Речь идет о Валерии Хомяковой, знаменитой летчице. Сочетание "девушка и летчик-истребитель" уже вызывает удивление. Не менее удивительной была сама Валерия.
Валерия Хомякова родилась и выросла в Москве. Училась в средней школе, занималась спортом. В 17 лет стала студенткой химико-технологического института. В 1937 г. окончила его, получив диплом с отличием. В студенческие годы с увлечением занималась в планерном кружке и, уже работая на одном из заводов столицы, училась в аэроклубе.
Небо звало все настойчивее, и мечта привела девушку в Центральный аэроклуб, где Валерия стала летчиком-инструктором. Из воспоминаний летчицы Героя Советского Союза Марины Павловны Чечнёвой: "Валерия Хомякова была прекрасным педагогом, моим надежным товарищем по работе в аэроклубе. Как одну из лучших летчиц ее всегда выделяли на воздушные парады и поручали ей наиболее ответственные номера программы. И как человек Валерия была удивительно приятной. Она отличалась жизнерадостностью, своей неутомимой энергией умела заражать всех. В ней подкупали собранность, умение подчинить всю себя основной цели. Война развела наши дороги. Я стала "ночником", Хомякову же, имевшую блестящую технику пилотирования, зачислили в 586-й истребительный авиаполк".
Авиагруппу по формированию трех женских авиационных полков возглавила прославленная летчица Марина Раскова. В учебном центре, который находился в Энгельсе, никто еще не знал, кто и в какой полк попадет. Но Валерия уже тогда решила для себя однозначно: "Буду только истребителем!".
Отбор в истребительный полк был самый жесткий. На его вооружение поступали самолеты Як-1 - лучшие наши истребители того времени. При отборе Хомякова показала отличную технику пилотирования. Комиссия была придирчивой и строгой, но, видя, как четко и красиво выполняет она фигуры высшего пилотажа, один из членов комиссии, Полковник Багаев, сказал: "Эта будет истребителем!"
Путь к боевой зрелости был суров, но о трудностях в своих письмах к родным Валерия не упоминала. Письма были лаконичны, всегда полны бодрости и оптимизма. "Узнаю много нового и интересного по теории, - писала она, - учусь стрелять". И радовалась: "А на каких машинах буду летать, мечта !" Пришел день ее первого боевого вылета... Вспоминает Н. Словохотова: "Весной 1942 г. наш 586-й истребительный авиаполк, хорошо обученный и сколоченный, вооруженный новенькими "Яками", вошел в строй боевых частей. Когда немецкие войска устремились к Сталинграду, мы получили задачу прикрыть с воздуха важный стратегический объект - Саратов. Одной из первых на боевые задания стала вылетать Валерия Хомякова. К тому времени она была назначена заместителем командира эскадрильи. Валерия была не только отличным летчиком, но и волевым командиром - воспитателем. Эти качества проявились у нее еще в аэроклубе. Курсанты Хомяковой были хорошим пополнением для военных летных школ. Так, командование Борисоглебской военной школы пилотов не раз присылало благодарность инструктору Хомяковой за отличную подготовку ее учеников".
В те трудные дни битвы на Волге город Саратов играл особую роль в обеспечении войск под Сталинградом. Из-за Волги по железнодорожному мосту непрерывно шли эшелоны с войсками, боеприпасами, боевой техникой. Мост был важным стратегическим объектом. К нему рвалась немецкая авиация. Но бомбардировщиков встречал мощный заградительный огонь зенитных орудий, а в воздух поднимались истребители ПВО. Однажды вражеский бомбардировщик все же прорвался сквозь огонь зенитчиков и устремился к мосту. Его обнаружили и намертво схватили лучи прожекторов. Из архивных документов 586-го истребительного авиаполка: "При ночном бомбардировочном налете на Саратов 24 сентября 1942 г. заместителем командира эскадрильи лейтенантом Хомяковой Валерией Дмитриевной был открыт боевой счет полка: сбит первый самолет противника - бомбардировщик Ju-88".
Много подвигов совершили летчицы, но этот навсегда будет особенно памятным. Из воспоминаний Е. Полуниной, бывшей в годы войны авиационным механиком самолета Валерии Хомяковой: "Пламя полыхало над Волгой: вражеские самолеты разбомбили баржу с нефтью. Непрерывно били наши зенитки. Днем поступило указание: когда воздушная цель будет поймана прожекторами, зенитчики прекращают по ней огонь, и в дело вступают истребители. И в ночь на 25 сентября по тревоге в небо поднялся самолет Леры Хомяковой. Мы с земли, затаив дыхание, наблюдали за ним. Видели, как прожектористы поймали в клещи пересекающихся лучей бомбардировщик противника, как наша лётчица открыла по нему огонь. Немецкий стрелок стал отвечать. Хомякова, не обращая внимания на свинцовые трассы, вновь атаковала. А потом мы увидели, как "Юнкерс" камнем пошёл вниз. Вскоре истребитель приземлился на аэродроме. Валерия доложила коротко и деловито: "Вражеский самолёт сбит!" О своем ночном бое Валерия позже рассказала корреспонденту военной газеты: "Вылетела я по боевой тревоге в 21 час 40 мин. Очень боялась, что немец уйдет... Волновалась, конечно. И только тогда, когда увидела, что наши прожекторы тремя лучами освещают вражеский самолет, стала вдруг совершенно спокойной и сосредоточенной. Уж теперь-то я всю скорость выжала из своего "Яка"... Пристроившись сверху сзади, дала пушечно-пулеметную очередь. Чувствую, что и вражеский стрелок бьёт по мне. Инстинктивно отвалила в сторону и снова ударила. Бомбардировщик с правым разворотом вошел в пике и врезался в землю. Иду на посадку, и такая гордость меня распирает: ведь это я сбила его, мерзавца. Пусть знают враги, каковы наши девчата!.."
Вспоминает бывший авиационный техник 586-го авиаполка В. Гущина: "Когда Хомякова благополучно вернулась на аэродром, мы все бросились к ней, стали обнимать и целовать ее. Нашей радости не было границ. А Лера, всегда скромная до застенчивости, и в эти счастливые минуты не говорила о себе, а больше благодарила нас за хорошую подготовку самолета. На рассвете группа летчиц, вместе с командиром полка, выехала к месту падения немецкого самолёта... Неподалёку от моста в прибрежном лозняке распласталась искореженная машина. Возле нее - мертвые пилоты с нераскрывшимися парашютами. Видимо, так стремительна и неожиданна оказалась для них атака истребителя, что они не сразу поняли, что самолёт падает. Выпрыгнули, да поздно - парашюты не успели раскрыться. На груди одного из них было несколько крестов - высших наград Германии. Видимо, немало побомбил он мирных городов в Европе..."
Железнодорожный мост через Волгу, который защищала девушка, неприятель так и не смог разбомбить. Более 40 лет после окончания войны по нему все шли и шли поезда...
Саратовская земля помнит свою героиню: в Саратове и в Энгельсском районе есть улицы имени Валерии Хомяковой, ее именем названа также одна из средних школ, где каждый год первый урок у первоклассников начинается с рассказа о подвиге отважной летчицы. Из сочинения ученицы средней школы Ирины Чугуновой: "Она прожила 28 лет. Много ли это ? Не знаю. Важно, наверное, сколько ты за это время успел. Валерия Хомякова успела многое. Ее нет среди нас, но светлое и чистое имя этого человека живёт в наших сердцах".
Жизнь Валерии Хомяковой оборвалась рано. В конце сентября 1942 г. она погибла. Случилось это не в очередном ночном воздушном бою, как пишут в некоторых изданиях, а довольно прозаично. Измученная дневными боевыми вылетами, во время ночного дежурства она дремала в землянке и крепко уснула. По сигналу тревоги техник, не дожидаясь летчицы, сама запустила мотор, и выбежавшая Валерия, прыгнув в самолет, сразу пошла на взлет, не успев как следует присмотреться в темноте. Истребитель устремился в черноту ночи, а спустя несколько секунд от удара задрожала земля... Боевая жизнь оказалась до обидного короткой, но Валерия погибла, успев выполнить свой долг перед Родиной до конца.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: