Знаменитую прежде обитель теперь непросто отыскать на карте древнего Ростова. Петровский монастырь расположен почти на берегу озера Неро, с севера от основных городских построек. Он - один из древнейших на Ростовско-Суздальской земле и был основан во второй половине XIII века, когда Русь еще покорялась Орде. Интересно то, что создателем монастыря стал правнук великого правителя татаро-монгольского войска, который принял православную веру и стал носить имя Петр.
Более чем семисотлетняя история монастыря начинается с преподобного Петра, царевича Ордынского, приходившегося внуком самому Чингисхану и родным племянником хану Баркаю (или Берке). После 1238 года, когда татары наголову разгромили русские войска на реки Сити, князьям приходилось постоянно ездить в Орду, чтобы выпрашивать для Руси те или иные милости. Одним из просителей в те времена был и ростовский епископ Кирилл II, рассказы которого внимательно слушал ханский племянник Джабар. Спустя время он бежал из Орды в Ростов, стал жить в епископском доме, а после смерти дяди принял православную веру, был крещен как Петр.
Согласно преданию, племянник Баркая после охоты уснул возле Неро и увидел во сне святых апостолов Петра и Павла, которые дали ему денег и просили выстроить храм и основать вокруг него мужскую обитель. Петр выполнил их просьбу с помощью ростовского епископа и князя. Сначала на низменном берегу близ озера возвели храм, а позже вокруг него обустроили монастырь. Петр же продолжал жить в городе Ростов, был женат и имел детей. Его потомки стали называть себя Чириковыми и долгое время потом служили российским государям.
Уже в преклонном возрасте Петр принял монашество и поселился в основанном им монастыре. После смерти мощи Петра хранились под спудом Петропавловского собора, напротив алтаря и пользовалась особым почитанием у верующих. А в середине XVI века бывший Ордынский царевич был причислен православной церковью к лику святых. Интересно, что благодаря правнуку преподобного Петра - Игнатию Ростов был спасен от разорения во время нашествия войск хана Ахмыла, уже успевших сжечь и разграбить до этого Ярославль.
В Смутные времена, как и многие другие русские монастыри, Петровский полностью уничтожили вторгшиеся на Ростовские земли польско-литовские войска. И обители пришлось долгие годы восстанавливаться.
Обитель была небогатой, и долгое время монастырские постройки возводили только из дерева. Большое каменное строительство началось здесь только во времена царствования Алексея Михайловича Романова. Ближе к концу XVII века в монастыре построили первый каменный пятиглавый Петропавловский собор.
Этот храм был крыт деревянным тесом. На барабане, предназначенном под среднюю, самую большую главку, сделали четыре световых окна, в которые вставили куски слюды. Внутри хранился образ явления преподобному Петру святых апостолов Петра и Павла в деревянном киоте. А над дверями, ведущими с собор, висела красочная икона Иисуса Христа.
Внутри церкви находился прекрасный иконостас со старинными образами. В том числе в соборе хранились три иконы, которыми при жизни владел царевич Ордынский Петр. Это образы Божией Матери Одигитрия, Святителя Николая, а также великомученика Димитрия.
В начале XIX века, для хранения мощей преподобного Петра соорудили красивую серебряную раку. И в храме берегли несколько старинных вышитых покровов, которые использовали этой раки.
С 1805 по 1811 годы в монастыре был построен кирпичный настоятельский корпус. А в 30-40-е годы XIX века всю территорию обнесли кирпичной оградой, на углах которой поставили массивные четырехугольные башни.
В годы советской власти монастырское имущество растащили и разграбили. Саму обитель в 1928 году закрыли. А оставшиеся монахи перешли в это время жить в соседний Авраамиев Богоявленский монастырь. Последнего священника отца Симеона арестовали в 1932 году и отправили в тюрьму, устроенную в Белогостицкой обители, где он и скончался.
В 1933-1934 годах на кирпичи разобрали древний пятиглавый Петропавловский собор, трехъярусную колокольню, монастырскую ограду и Святые ворота. На фундаменте собора устроили гаражи. В помещении зимнего храма Похвалы Божией Матери (1696 год) разместили цех по разливу газированной воды, который в народе называли «пивной завод», производственные конторы и мастерские, доведшие это строение до плачевного состояния. Угловые башни и игуменский корпус использовали под квартиры для жителей бывшей Петровской слободы.
Восстановление монастырского хозяйства началось лишь в конце 1990-х годов. В 1999 году на территории обители, в том месте, где раньше стоял Петропавловский собор, появился православный крест. Вскоре после этого началась передача немногочисленного имущества и построек приходской общине, образовавшейся при церкви Похвалы Пресвятой Богородицы.
Богослужения на территории монастыря возобновили летом 2005 года. Позже удалось найти место, где были закопаны мощи преподобного Петра. Оно оказалось с юга под основанием стены разрушенного Петропавловского собора. Здесь был сооружен кирпичный саркофаг, поверх которого установили памятную каменную плиту.
Сегодня на северной окраине Ростова среди одноэтажных домов и огородов возвышается наполовину утраченный ансамбль древнего Петровского монастыря. Это три башни, оставшиеся от монастырской ограды, церковь Похвалы Божией Матери, построенная в XVII веке, и двухэтажный настоятельский корпус.
Сохранившийся храм представляет собой просторное здание в два этажа, имеющие широкое квадратное основание. К нему пристроена большая одноэтажная трапезная. Богатый внешний декор этой церкви сейчас почти утрачен. В годы нещадной эксплуатации здания были сбиты резные каменные наличники, обрамляющие окна, легкие кокошники, фризы и карнизы.
Один из старинных покровов, используемых для саркофага преподобного Петра, сейчас находится в музейной коллекции Ростовского кремля. Специалисты определили, что полотно, шитое золотом и серебром по атласной ткани, было создано в конце XVII века.
Сегодня Петровский монастырь – это действующая мужская обитель, где проживает настоятель и братия. Монастырь, хоть и с большим трудом возрождается. Здесь ведутся реставрационные работы и восстанавливаются старые здания, а также работает воскресная школа и существует собственная иконописная мастерская.
Особо почитаемыми монастырскими святынями являются иконы, изображающие Петра царевича Ордынского, момент явления этого святому апостолов Петра и Павла, а также образ Успения Божией Матери, привезенный в монастырь из обители Вепрева Пустынь.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: