В наши дни в подмосковном Королёве много церквей, храмов, часовен. Но лет 40-50 назад на весь город был всего один действующий храм - церковь Косьмы и Дамиана в Болшево. Каждый год моя бабушка приходила сюда святить яйца да куличи и меня с собой прихватывала. Совсем ещё ребёнок, я не понимала, что такое Пасха, но нарядные яства, радостные лица людей, “брызганье водичкой” мне очень нравились, даря ощущение предстоящего праздника. И лишь много лет спустя я узнала историю этого самого старого королёвского храма и хочу вам её рассказать.
Первое упоминание о Болшевской Космо-Дамианской церкви относится к 1585 году: “на реке Клязьме церковь Козма и Дамьян деревян”. Тогда это был деревянный рубленый храм с главками, покрытыми лемехом. Точная дата его постройки неизвестна, но есть свидетельства, что во времена правления Иоанна Грозного (1530-1584 гг.) в болшевской церкви уже проводились богослужения. Церковь эта находилась недалеко от нынешнего Космо-Дамианского храма. И опять же, точное место её расположения доподлинно неизвестно, но краеведы предполагают, что церковь стояла недалеко от берега Клязьмы, там, где сейчас находится пустырь между прибрежными дачами и домами Станционной улицы. С давних времён здесь, под деревьями, лежал большой камень прямоугольной формы, более тонны весом. Вполне возможно, что этот камень являлся частью надгробия, которое раньше находилось в ограде первой Космо-Дамианской церкви.
В следующем упоминании о Болшевской церкви, датированным 1620 годом, говорится: “деревня, что была село Болшево, на реке Клязьме, а в ней была церковь Козьма и Дамиан…” Как видно, Болшево утратило статус села, став деревней, следовательно, храма там не стало.
С глубокой древности известны имена владельцев села Болшево и приписанных к нему деревень: в 1573 году это был дьяк Василий Щелкалов, до него селом владели Никита Щелепин и Второй Фёдоров. Затем по государевой грамоте 1620 года Болшево передаётся боярину Фёдору Ивановичу Шереметеву. В 1651 году он отписал село своему внуку князю Михаилу Одоевскому, а тот через десять лет передал его сыну Юрию Михайловичу Одоевскому.
При Юрие Одоевском Болшево вновь возрожается. Прежняя церковь от разорения запустела и в 1680 году, по благословению Святейшего Патриарха, Ю.М. Одоевский строит новую церковь.
Второй деревянный Космо-Дамианский храм строился два года - с 1680 по 1682 год. Построен он был на месте нынешнего горпо. До 30-х годов прошлого века там сохранялся каменный столп с крестом - памятник прежней церкви.
Никаких документальных свидетельств о деятельности второго деревянного храма за почти столетний период со времени его постройки нет, но очевидно, что время его не пощадило и он сильно обветшал. Поэтому в 1786 году, благодаря попечительству князя Петра Ивановича Одоевского, правнука Юрия Михайловича, вместо деревянного началось возведение нового кирпичного Космо-Дамианского храма, который и сохранился до настоящего времени. Архитектура его выдержана в стиле классицизма, однако в объёме колокольни явственно прослеживаются черты стиля русское барокко. Первоначально Космо-Дамианский храм был летним (холодным).
В Московской церковной ведомости от 1880 года есть интересное сообщение: “В 1878 году старостой стал Алексеев С. (отец знаменитого русского режиссёра К.С. Станиславского). Так как сельцо Любимовка, принадлежавшее Алексеевым, было рядом, то и Константин Алексеев (будущий К.С. Станиславский) часто бывал в болшевской храме.
В церковной метрике от 1887 года говорилось о наличии в Космо-Дамианской церкви мраморных досок с надписями о погребении здесь князя Петра Ивановича Одоевского и его дочери Дарьи Петровны, в замужестве графини Кенсона.
В 1898 году по проекту архитектора Б.Н. Шнауберта строится южный придел церкви, освящённый во имя иконы Казанской Божьей Матери. Московские Церковные Ведомости за 1900 год свидетельствуют, что фабриканты-иностранцы, чьи фабричные работники являлись прихожанами этой церкви, пожертвовали на сооружение придела значительные суммы.
Но вот произошла Октябрьская революция 1917 года. Почти двенадцать лет при новой власти Космодамианская церковь жила своей обычной жизнью: проводились богослужения, звон колоколов созывал прихожан к обедне…
В конце августа 1929 года размеренная церковная жизнь была нарушена. В церковь явились несколько человек, возглавляемых двумя местными печальной славы “общественными деятелями” - П. Дудко и И. Бардышевым. Они отобрали у священника и старосты ключи и заперли церковь, объявив, что здание со всем имуществом конфискуется. И церковь начали громить. Добровольцы приходили сюда, как на работу, по деловому, с инструментами.
Сперва перепилили цепь церковного паникадила и главная люстра храма, изящное сооружение из металла и хрусталя, рухнула на каменный пол и разбилась вдребезги. Затем принялись за иконостас: подрубили опоры и повалили его, превратив в груду обломков. Под ними было погребено главное Распятие работы В.Д. Поленова. Взялись за колокола. Их спускали на землю по канату, но самый большой колокол снять не смогли - слишком тяжёл. Его решили разбить на месте. Несколько дней по всей округе разносился прощальный плач этого колокола…
Пришла зима, но церковь всё продолжали громить. Приходили все желающие, выискивая, что бы ещё можно разбить или разломать. В клочья были разодраны дорогие покрывала и облачение духовенства - ризы из золотой и серебряной парчи. Дети на Первомайке играли золотыми кисточками, парчовыми лоскутами и обломками окладов икон.
Надругательство над храмом приводило в ужас всех прихожан, но силой отстаивать церковь было нельзя: не то это было время. Верующим оставалась лишь роль просителей. Некоторые деятели культуры и искусства не побоялись присоединить свой голос к петиции защитников, указав, что что в болшевской церкви имеются работы знаменитого художника В.Д. Поленова.
Без устали обивали прихожане пороги различных ведомств, включая и самые высокие. Но местные власти, даже получив из Москвы соответствующее предписание, отправили его под сукно. После повторных настойчивых просьб Москва поручила разобраться с делом болшевской церкви начальнику милиции Мытищинского района В,П. Якунину.
Была уже весна, апреля , начиналась Страстная неделя… К вечеру погромщики явились на “работу”. Искали, что ещё осталось целым в церкви. Под грудой обломков обнаружили большой деревянный крест. Перевернули его, а там - неповреждённое изображение Распятия Господа. Распятие распилили на куски, снесли вниз, в котельную, но печь растапливать поленились: “ладно, завтра сожжём”. Наутро Якунин отобрал у них ключи.
15 апреля 1930 года храм был вновь открыт. Под руководством Г. Левицкого и И. Шарапова верующие приступили к реставрации. Казалось бы, при виде разрухи у прихожан должны были опуститься руки, но они решили сделать невозможное - восстановить церковь к Пасхе. И сделали! Трое суток в церкви кипела работа, не прекращаясь ни днём, ни ночью. Когда принесли из котельной куски поленовского Распятия, специалисты сказали, что его можно восстановить.
Церковь Косьмы и Дамиана осталась за верующими, но Бардышев, Дудко и иже с ними не спешили слагать оружие. Церкви ещё несколько раз приходилось отбивать атаки безбожников.
Поступали предложения перевести церковь в меньшее по размерам помещение, дескать, для десятка-другого старух и там места вполне хватит. Но Якунин, придя к храму во время очередного церковного праздника, и увидев толпу прихожан, которые в церковь попросту не поместились, это предложение отверг.
Местный поселковый совет предложил очередной несуразный проект: устроить в одном из помещений храма водокачку, а водонапорный бак водрузить на колокольню. В то смутное время церковным старостой была Л.М. Ефстафьева. Она отправилась на приём к М.И. Калинину. И случилось маленькое чудо: без предварительной записи она прошла прямо в его кабинет. Михаил Иванович встретил её приветливо и наложил на заявление резолюцию: “Оставить болшевскую церковь Косьмы и Дамиана в покое”.
А служителей церкви прихожанам уберечь не удалось. Многие из них были расстреляны на Бутовском полигоне, либо закончили свой земной путь в лагерях и пересыльных тюрьмах. Ныне они причислены к лику святых Новомучеников Российских. Но сама церковь выжила…
В настоящее время болшевский Космо-Дамианский храм посвящён святым безсеребряникам и чудотворцам Косьме и Дамиану, в Риме пострадавшим, что видно из мемориальной доски, устроенной на его фасаде. Когда и как произошло его переименование из храма святых безсеребряников Косьмы и Дамиана Асийских, неизвестно. Примечательно, что чтимая святыня в храме - храмовая икона святых безсеребрянников и чудотворцев изображает Асийских братьев Косьму и Дамиана, а частицы святых мощей в ней принадлежат Римским безсеребряникам, хотя икона, посвящённая римлянам, в храме тоже есть. Вот такая путаница получилась.
В Космо-Дамианском храме есть и другие чтимые святыни - икона преподобномученниц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары с частицами их мощей.
Благодаря попечению настоятеля протоиерея Александра Славинского сейчас в болшевской Космодамианской церкви постоянно ведётся духовно-просветительская работа. При храме работает воскресная школа, королёвское отделение православной гимназии “Ковчег”, постоянно организуются паломнические поездки по святым местам нашей Отчизны.
Проезд: от Ярославского вокзала электричкой (Монино, Щёлково, Болшево, Фрязево) до станции Болшево, по подземному переходу направо. Можно проехать одну остановку на автобусе, но лучше немного пройтись пешком.
От метро ВДНХ с автовокзала автобусами № 392 до остановки “Станция Болшево” или № 499 до остановки “Улица Дурылина (Церковь)”
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: