Вязниковская молодежь давно рвалась в небо и бредила самолетами, только вот летать было не на чем и негде. Уже в 30-е годы город имел своих летчиков, один из них, учащийся Базановского училища Иван Диомидович Антошкин, закончив авиашколу, стал командиром авиаполка и в 1940 году участвовал в штурме линии Манергейма, за что ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
В льнотехникуме, школах, на предприятиях существовали планерные кружки. Модели авиамоделистов школы N3 Сабашникова и Желтова побеждали на областных соревнованиях. Над городом часто пролетали самолеты, и за ними неслись стаи пацанов, а в 1926 году около пристани сели гидропланы, на которых за два рубля каждый желающий мог пролететь над городом. Газета «Пролетарий» 15 ноября 1930 года сообщала: «В техникуме организованы кружки: стрелковые - 126 человек, борьбы с вредителями сельского хозяйства - 12 человек, планерный - 30 человек». Как и во всей стране, шел сбор средств на укрепление обороны, на строительство дирижаблей и самолетов. 17 ноября 1930 года в газете сообщалось о решении студентов техникума отчислить по одному рублю в фонд строительства дирижабля «Авиахим». В октябре 1933 года Вязниковский РК ВКП(б) постановил: организовать летно-планерную школу, создать материально-техническую базу аэродрома, изыскать денежные средства, построить две парашютные вышки. В Ивановском облгосархиве есть сведение о состоянии Вязниковской летно-планерной школы за 1933 год: «Школа открыта 29 октября 1933 года, в честь 15-летнего юбилея ВЛКСМ. К занятиям приступили 1 ноября 1933 года. Начальником школы назначен опытный планерщик и хороший организатор из Коврова И.А. Железнов, которому поставлена задача: на базе любительских планерных кружков льнотехникума, школ и предприятий города создать летно-планерную школу». В августе-октябре 1933 года на собранные средства было куплено два планера УС-3 конструкции Антонова. Одновременно шел сбор средств на самолеты и подготовка к открытию аэроклуба. В создании его материальной базы принимали участие все трудящиеся города и района, а инициатором сбора средств стали рабочие фабрики «Свободный пролетарий». Они решили к Дню авиации 1934 года один день отработать в фонд аэроклуба. «В колхозе «Заря свободы» отработали в фонд аэроклуба по одному трудодню, в колхозе имени Розы Люксембург посеяно 25 соток риса в фонд обороны, а колхоз «Красный прожектор» в день авиации организовал красный обоз в восемь лошадей с поставкой овса государству» - такие сообщения были в газете «Пролетарий» в августе 1934 года. Основным костяком планерной и парашютной школ были студенты льнотехникума, планеристы А.Ф. Мошин, А. Маслов, В.П. Починин, К.М. Шишаков и другие, парашютисты Н. Власов, Н. Зубкова, В. Степанчикова, В. Дарьина и многие другие. 23 февраля 1935 года газета «Пролетарий» сообщила: «Первые курсанты, выдержавшие испытание на звание летчика-планериста (из них 10 на «отлично»), были студенты текстильного техникума - Сорокин, Починин, Коноплев, Пырлин, Тарантин, Прытков, Климова, Сергеев, Васильева, Колерова. Все они перешли учиться в аэроклуб». В феврале 1935 года газета сообщила о строительстве около станции Вязники трех ангаров и аэродрома и об открытии с 1 марта летной школы для занятий, в которой готовится 42 летчика-планериста. В апреле газета написала о покупке двух самолетов У-2, а 3 июля - о торжественной их передаче в аэроклуб. Первый самолет вручил передовик фабрики «Свободный пролетарий» Нарушевич, а второй вручила ударница фабрики имени Парижской коммуны Баринова. Нелегко было налаживать новое для города дело, самое главное - не хватало средств. Проводилась большая агитационная работа в партийных и комсомольских организациях, на предприятиях с целью привлечения средств и кадров для аэроклуба. В воспоминаниях ветеранов упоминаются 6 агитперелетов, совершенных летом 1935 года с посадками в населенных пунктах района, проводились митинги и лекции о достижениях отечественной авиации, где агитировали вступать в аэроклуб. В дни массовых демонстраций над городом с самолетов разбрасывали листовки. 16 февраля 1936 года состоялся торжественный выпуск первой группы пилотов. Всего же из стен аэроклуба путевку в авиацию получили более тысячи летчиков, многие из которых одновременно учились в техникуме. Он по праву может гордиться бывшими студентами-курсантами аэроклуба, а затем Героями Советского Союза А.Ф. Мошиным, В.В. Фроловым, М.М. Глебовым. Память о них, а также о всех аэроклубовцах, фронтовиках сохраняется в фондах и экспозиции техникумовского музея, при проведении военно-патриотических мероприятий со студентами. Не все аэроклубовцы стали летчиками. Ветеран аэроклуба, один из создателей его музея, А.И. Алексеев вспоминал: «Большой процент не окончивших полный курс практической летной подготовки был у студентов последнего курса льнотехникума. Их весенне-летняя защита дипломных работ и последующее направление по разнарядке на работу в другие города страны невольно, в самый разгар летних аэродромных полетов, подчас навсегда, обрывала их связь с авиацией». Славен героическими авиационными традициями город, существуют музей аэроклуба в военкомате, авиации - на аэродроме, есть экспозиции в историко-художественном музее, ПТУ N 20, механико-технологическом техникуме. Не зарастает тропа к памятнику летчикам-вязниковцам. Крепнут связи с ветеранами-аэроклубовцами и авиаторами, растет интерес молодежи к героическому прошлому города.
Памятник в честь вязниковцев Героев Советского Союза был открыт 29 октября 1964 г., к 20-летию Победы. На открытии памятника присутствовало шесть Героев – вязниковцев: П.И. Кузнецов, М.М. Глебов, А.В.Сабашников, М.И. Мочалов, А.Г. Хвостунов, А.П. Лукин. Скульптура была установлена на средства комсомольцев города.
В дальнейшем по решению ветеранов аэроклуба памятник был видоизменен. В комплекс памятника вмонтировали крыло самолета ЛИ – 2, привезенного из Монинского музея и установили 8 плит из нержавеющего металла, на которых выгравированы 177 фамилий погибших в боях ВОВ аэроклубовцев. В таком виде памятник был открыт 7 мая 1990 г. На его открытие приехали 150 ветеранов аэроклуба, собрались родные и близкие погибших, горожане. В таком виде памятник сохраняется и ныне. Расположен памятник в центре Вязников у торговых рядов.
В микрорайоне Толмачево города Вязники Владимирской области (N56°13.870’ E42°11.894’)в 2015-м году торжественно установили памятник вертолету «Ми-2». Событие приурочили к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Вертолет красуется на пересечении улиц Горького и Вокзальной на высоте пяти метров, находясь на трех металлических сваях. Памятник, по замыслу создателей, символизирует вязниковскую авиационную школу и ее выпускников, сыгравших важную роль в разные эпохи.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: