Петербург - город не только трех революций, но и всех российских императоров. Царские статуи так же привычны для исторического центра, как реки и каналы, и это чисто петербургское явление - фигурные памятники монархам впервые в России появились именно здесь. Солидному московскому царю и в голову бы не пришло почтить своего бородатого предшественника полноростовой статуей. А на берегах Невы собралась почти полная романовская линейка: три Александра, два Николая, Екатерина, Павел. И виновник всего этого - Петр.
N 59°56.356E 30°20. 307
Первый
Петров Первых в городе много — каменных, бронзовых, восковых, фарфоровых, шоколадных и просто ряженых. Собственно памятников Петру I в городе и области было 36, это включая все памятники, которые установлены до 1918 г. и после него, утраченные и восстановленные. Царь-реформатор, авангардист и затейник, провоцирует художественные эксперименты, в результате чего рождаются такие выразительные творения, как лысый монстр Михаила Шемякина, восседающий напротив романовской усыпальницы в Петропавловской крепости. Не менее скандальным для своего времени был и Медный Всадник, но мы предлагаем начать смотр царей с более, на первый взгляд, традиционного памятника - с конной статуи работы Карло Растрелли, отца великого архитектора, перед Инженерным замком. «Прадеду правнук», — лаконично написано на постаменте. Это отметился Павел I, с недавнего времени тоже занявший место неподалеку, за спиной прадеда, во внутреннем дворе замка (об этом позже). Все очень торжественно: царь в римских доспехах и лавровом венке, гордый спокойный конь, высокий пьедестал с сюжетными барельефами. Лавровые листья на голове Петра стоят дыбом, как языки пламени, и заменяют корону. В общем, образцовый рыцарь на образцовом коне. Если не приглядываться. Если же приглядеться, можно заметить, что Растрелли за три века до Шемякина решительно исказил пропорции модели — сильно расширил Петра в груди, придав всаднику мощи. Портретное сходство осталось, но исчезло все то, что любят изображать ряженые Петры-актеры — свирепый взгляд и некоторая истеричность порывистого долговязого царя. Перед Михайловским замком красуется воплощение державной важности. Зрителей чаще интересует другое, более странное искажение. Не у всадника, а у коня. Этого коня тоже считают слепленным с натуры — с любимого императорского жеребца по имени Лизетта (да, Петр Алексеевич был эксцентричен), ветерана Полтавской битвы. Копыто его левой передней ноги, если смотреть на пьедестал с земли, выглядит как туфелька на каблуке. Объяснить этот оптический фокус трудно, городская легенда об увековечении ножки какой-то дамы не очень убедительна. Найти ракурс, в котором, наконец, появится обычное копыто, не удается. Заметить лошадиную туфельку снизу не так просто, зато другая деталь постамента бросается в глаза. На темном барельефе с изображением Гангутской битвы в любую погоду золотится отполированная многочисленными прикосновениями деталь — фигура человечка, которого вытаскивают из волн в лодку. По примете, за него надо подержаться перед экзаменом, чтоб не «утопили».
Вопрос:На постаменте памятника, обращенному к Михайловскому замку, есть барельеф. Каким количеством винтов он прикреплен к постаменту? Это число А.
Между Первым и Второй
От смерти Петра Великого до воцарения его дочери Елизаветы на российском престоле сменилось четверо монархов - Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Иоанн VI с матерью-регентшей Анной Леопольдовной. Все они обходятся без столичных памятников, если не считать монументом пышную скульптурную композицию того же Растрелли «Анна Иоанновна с арапчонком». Она открывает экспозицию Русского музея ( если хотите увидеть ее, прогуляйтесь до музея). У Елизаветы Петровны собственной статуи в Петербурге тоже нет. Это несправедливо — любимая дочь Петра оказалась правительницей своеобразной, но яркой. В общем, «веселая царица была Елисавет». Ее любовь к балам и маскарадам в сочетании с искренней религиозностью, пять тысяч платьев и опустевшая казна заслоняют другие достижения: Елизавета, например, отменила в России смертную казнь и открыла Московский университет. Один памятник у нее все-таки был, но до наших дней не дожил. Не бронзовый, не мраморный, а «бисквитный» (из матового фарфора) бюст царицы поставили в 1895 году во дворе Императорского фарфорового завода, при ней основанного. Елизавете наследовал Петр III - еще один горемычный царь, памятника не заслуживший. В отличие от жены.
N 59°55.994 E 30°20. 223
Екатерина
Екатерина II — во всех смыслах вторая после Петра I, а памятник на площади Островского перед Александринским театром — второй по популярности царский монумент. Он находится в пятнадцати минутах ходьбы от растреллиевского Петра. Император жезлом указывает примерно туда, в сторону «Катькиного садика». Надо пройти направо по Манежной площади, потом по оживленной Малой Садовой, потом через Невский к скверу счетырехметровым многофигурным памятником. Екатерина в парадном платье высоко подняла скипетр, у ее ног по кругу расположились соратники: Потемкин, Суворов, Румянцев, Безбородко, Бецкой, Чичагов, Орлов, Дашкова и Державин. Вокруг красиво и мирно, «как при бабушке». За спиной Екатерины — Аполлон и музы на фасадах театра, по левую руку - философы Публичной библиотеки, напротив - бравый Гермес на здании Елисеевского магазина. У ограды садика традиционно ловят клиентов уличные художники. Под деревьями исторически встречались геи и шахматисты. При создании и установке памятника, если верить хроникам, ни один человек не пострадал — такое бывало редко. Никаких зловещих ассоциаций и легенд не возникло. Только фривольные, но о них мы здесь рассказывать не будем, потому что описание тайников читают и дети.
Вопрос: Посчитайте количество каменных столбиков ограды памятника. Это число В
Уменьшенную копию этого памятника можно увидеть в галерее Камерона в Екатерининском дворце. И еще один новый памятник Екатерине II можно увидеть в Пушкине в сквере перед Домом молодежи «Царскосельский».
N 59°56.400 E 30°20. 280
Павел I
Чтобы увидеть сына и наследника Екатерины, придется вернуться к Инженерному замку. И сделать это надо до 18:00, потому что относительно новый памятник доступен для осмотра «в режиме работы организации». Вечером двор запирают, и это добавляет не слишком удачной скульптуре символизма: невезучий император в глубине двора огражден решеткой от большого мира, как вечный узник того места, где нашел свою смерть. Памятник появился в 2003 году, он очень театральный и чрезмерный. Павел с напряженным лицом, в полном царском облачении, в орденах, со скипетром и державой, восседает на причудливом троне, поставив ноги на табуреточку. Перед ним водружены два декоративных столба неясного назначения, и все это помещено на черный-черный гробообразный пьедестал. Памятник был создан скульптором В.Э. Горевым и архитектором В.И. Наливайко. В довершение всего памятник буквально задвинули в угол — переместили из центра двора к стене «для удобства посетителей». В общем, Михайловский замок неласков к своему хозяину и после его смерти.
Вопрос: Посчитайте количество целых цветков на троне императора ( фото №1). Половинки цветов не считать. Это число С.
Так же памятники Павлу I есть в Гатчине и Павловске, причем оба памятника одного скульптора с разницей установки в 21 год. Памятник Павлу I в городе Гатчина установлен 1 августа 1851 г. на площади перед Гатчинским дворцом по указу его сына - Николая I. Копия этого памятника так же была установлена в Павловске в 1872 г. Автор памятника - известный русский скульптор итальянского происхождения Джованни Витали (Иван Петрович Витали). Скульптура Павла была выполнена по портрету императора 1797 г. руки художника С. С. Щукина.
Александр I
«Полно ребячиться, ступайте царствовать», — такими словами граф Пален напутствовал нового императора Александра I после устранения Павла. Пассивный отцеубийца, победитель Наполеона, царь-реформатор и царь-мистик полноценной личной скульптуры в Петербурге не имеет. Тем не менее, его монумент мощнее и выше всех прочих — Александровская колонна на Дворцовой площади. Лицу ангела будто бы придано сходство с лицом Александра Павловича, которого называли «ангелом», но это весьма сомнительно. Учитывая все темные легенды вокруг царя, будто бы разыгравшего собственную смерть в унылом Таганроге, чтобы под видом старца Федора Кузьмича странствовать и отмаливать грехи, такая персона ему подходит. Бюст Александру I стоит в Пушкине в Екатерининском парке (не доступен в зимнее время).
N 59°55.930 E 30°18. 496
Николай I
Брат Александра удостоился третьего по популярности столичного памятника. В центре Исаакиевской площади, повернувшись к Мариинскому дворцу задом, а к Исаакиевскому собору передом, красуется царственный всадник в мундире конной гвардии. Памятник Николаю I был торжественно открыт на Исаакиевской площади 25 июля 1859 г. Проект памятника принадлежит Огюсту Монферрану. Конная скульптура создана Петром Карловичем Клодтом, который как известно, "делал лошадей лучше, чем сами жеребцы". Памятник знаменит тем, что опирается только на две точки опоры - ноги коня. Ранее считалось, что такой конный памятник (с двумя точками опоры) единственный в Петербурге, но недавно выяснили, что и "Медный всадник" опирается лишь на две точки (змея служит лишь для уменьшения парусности). Пьедестал выполнен архитекторами Н. Ефимовым и А. Пуаро, скульпторами Р. Залеманом и Н. Рамазановым. Пьедестал украшен аллегорическими женскими фигурами Мудрости, Силы, Веры и Правосудия, в которых можно увидеть черты лиц жены и дочерей Николая I. Обратите внимание на надпись - Николай 1. Единичка не римская, а «наша», арабская. Горельефы на пьедестале изображают важнейшие события времени царствования Николая I: восстание декабристов (1825), усмирение холерного бунта на Сенной площади (1831), награждение Сперанского по поводу составления первого свода законов (1832) и открытие Веребьинского моста на железной дороге Санкт-Петербург - Москва (1851).Общая высота памятника более 16 метров, около него установлены фонари, считающиеся одними из самых красивых в городе. Макет памятника сейчас находится в Русском музее Петербурга. Николай I ряд лет являлся шефом расквартированного неподалёку Конногвардейского полка. Благодаря этому памятник Николаю I находится именно на Исаакиевской площади, а сам император изображён в мундире конногвардейцев. В 1930-х годах памятник Николаю I собирались демонтировать. В советское время в Ленинграде памятнику императору не было места. Сохранить эту достопримечательность удалось, в том числе за счёт придуманной искусствоведами истории об уникальности памятника, имеющего всего две точки опоры. То есть его описывали не только как памятник императору, но и как уникальную работу русских инженеров. Считается, что памятник Николаю I держится на двух точках опоры за счёт точного математического расчёта его центра тяжести и насыпанной в круп лошади металлической дроби. При реставрации в 1980-х годах дроби внутри скульптуры не было обнаружено. Коню помогают удержаться на пьедестале металлические прутья, вставленные в его ноги.Часто повторяют, что конная статуя с двумя точками опоры на задние ноги - уникальная конструкция; но это преувеличение, подобные памятники в стране и мире имеются.
Вопрос: Сколько табличек на ограде памятника? Это число D
N 59°55.675 E 30°20. 214
Александр II
Практически все российские императоры, как уже сказано, или начинали, или кончали плохо, а иногда и то, и другое. Второй Александр по чудовищности конца уступит только своему внуку (Николаю II) и вполне сравнялся дедом (Павлом I). В день 50-летия отмены крепостного права торжественно был открыт бюст Александра II в Государственной Думе, которая помещалась тогда в Таврическом дворце. В тот же день открылось несколько бюстов царя в столичных пригородах - в Шувалово и Мурино. И еще несколько бюстов Александра II было в Петербурге: у Александровской больницы на Фонтанке, установленный в 1893 году по заказу Городской думы, и у гомеопатической больницы на Лицейской улице (ныне ул. Рентгена), установленный в 1898 году. А в здании окружного суда на Литейном проспекте, сгоревшем в дни Февральской революции (ныне на этом месте “Большой дом”), стояла мраморная статуя Александра II — в память судебной реформы 1860-х годов. До наших дней не уцелел ни один из этих памятников — все они погибли после Октябрьской революции. Сохранился только один царский бюст — внутри Спаса-на-Крови, возле места покушения на царя, который долгое время был единственным ему петербургским памятником. Другие монументы Царю-Освободителю, стоявшие в разных точках бывшей империи от Москвы до глухого башкирского села Вознесенка, в советские годы методично сносились или тихо разрушались. Места героев заняли народовольцы. Так что памятник весьма достойному царю появился в Петербурге только в начале XXI века. Сегодня их уже два: статуя во дворе одной академии на одном из больших проспектов города - это единственный безлошадный мужской царский памятник (если не брать в расчет новейшего Павла) и небольшой бюст на Фонтанке. В 2005 на Ломоносовской улице торжественно открыли бронзовый бюст Императору Александру Второму. Как известно, именно Царь-Освободитель в 1860 году основал Государственный банк Российской империи. Архитектором проекта стал петербуржец Вячеслав Бухаев, а автор бюста, к сожалению, точно не известен. Дело в том, что скульптуру отливали еще до революции. Есть версия, что это копия работы знаменитого мастера Матвея Чижова, оригинал которой находится в Русском музее. Впрочем, эксперты не совсем уверены в его подлинности.
Вопрос: посчитайте все фонари одного типа (фото №2) поблизости от памятника, в том числе и за оградой.
Это число F.
N 59°56.705 E 30°19. 682
Александр III
Если выстраивать царей по степени травмированности, Александр III близок к Александру I - обоим пришлось сменить на троне зверски убитых отцов. Личные характеристики Александра III напоминают досье Штирлица: русофил, прекрасный семьянин, скромен в быту, прозван Миротворцем. Однако всю жизнь он прожил под гнетом травмы, избегал Зимнего дворца, затворялся в Гатчине и Ливадии. Памятник открыт 23 мая 1909 г. на Знаменской площади, 9 ноября 1994 г. установлен во дворе Мраморного дворца. Материалы: бронза - скульптура; серый гранит, полированный постамент. Памятник императору Александру III первоначально был установлен на Знаменской площади у Николаевского (ныне Московского) вокзала. Монумент посвящался «Державному основателю Великого Сибирского пути», строительство которого начато при Александре III. Заказчиком памятника являлись император Николай II и члены царской семьи, отдавшие предпочтение проекту итальянского скульптора П. П. Трубецкого, работавшего в России в 1897—1906 гг. Модель скульптуры выполнялась в Петербурге. Бронзовую статую итальянский литейщик Э. Сперати отливал по частям: фигуру Александра III — в мастерской литейщика К. А. Робекки, коня — на Обуховском сталелитейном заводе. Постамент из валаамского красного гранита, более трёх метров высотой, был сделан по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля. На лицевой стороне постамента была выбита надпись: «ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ III ДЕРЖАВНОМУ ОСНОВАТЕЛЮ ВЕЛИКАГО СИБИРСКАГО ПУТИ». 23 мая 1909 года в Высочайшем присутствии памятник был освящён и торжественно открыт; богослужение возглавлял митрополит Антоний. После Октябрьской революции, в 1919 г. с постамента была сбита надпись, а вместо неё выбито глумливое стихотворение Демьяна Бедного «Пугало», отражавшее советскую идеологию:
Мой сын и мой отец при жизни казнены, А я пожал удел посмертного бесславья. Торчу здесь пугалом чугунным для страны, Навеки сбросившей ярмо самодержавья. Предпоследний самодержец всероссийский Александр III. В 1927 году, к десятилетию Октября, памятник был заключён в металлическую клетку, а рядом была пристроена винтообразная башня, колесо и две мачты, на которых были подвешены серп и молот и надпись «СССР». В 1937 году памятник был демонтирован и убран в запасники Русского музея. Во время блокады памятник был защищён мешками с песком. После Великой Отечественной войны в 1950 году из постамента извлекли три камня, которые были использованы при создании бюстов героев Советского Союза и памятника Римскому-Корсакову. В 1953 году монумент был поднят и перенесён во внутренний двор Русского музея. В 80-е годы в период ремонта корпуса Бенуа, статую убрали под дощатый колпак и лишь в 1990 году освободили из этого укрытия. В 1994 года конная статуя Александра III была установлена перед входом в Мраморный дворец, ставший филиалом Русского музея. Ранее в Мраморном дворце размещался Музей В. И. Ленина, перед входом в который с 1937 г. стоял броневик «Враг капитала» (перемещён в Музей артиллерии и военно-инженерных войск).
Вопрос:Если смотреть на памятник с Миллионной улицы, то справа от ворот, на столбе решетки можно увидеть две таблички водоканала. Большее из чисел - это число G.
Будучи еще цесаревичем в период царствования отца императора Александра II, Александр Александрович на собственные средства основал Дом призрения душевнобольных. Одновременное финансирование постройки церкви Св. Пантелеймона на территории больницы еще прочнее связало имя будущего императора с этим местом. После кончины Александра III, первый посмертный памятник в его честь был установлен именно здесь (26 февраля 1895 года), в больничном парке, на площади перед зданием Дома призрения душевнобольных – с надписью «Царю-основателю». Это был скромный бюст работы скульптора А. Е. Баумана. Хотя в 1936 году бюст был разрушен, но его восстановили по фотографиям и открыли в 2007 году. Располагается он на том же самом месте, где изначально и был установлен. Автор проекта бюста скульптор Иван Итэгилов.
N 59°54.972 E 30°21. 241
Николай II
Создавать памятники последнему русскому императору до сих пор отваживались в основном фрики-монархисты или бесстрашные универсалы вроде Зураба Церетели - слишком больная история. Николай II прошел свой царский путь до конца, от Ходынки до подвала Ипатьевского дома. От ничтожного Ники, фотографа-любителя и идеального отца семейства, до гражданина Романова и царя-мученика. «Святой царь мученик» - так подписан памятник, установленный в день рождения Его величества 19 мая 2002 года. Бюст императора находится у храма в честь Тихвинской иконы Божьей матери на территории Крестовоздвиженского Собора. В основании памятника заложены капсулы с землей со всех исторических казачьих войск Российской империи, скульптор - С. Алипов. Это исторический казачий собор, а Невская станица, или «Общество взаимопомощи донских казаков», появилась в Петербурге в 1899 году. Николай II был шефом лейб-гвардии Казачьего полка. Памятник крайне прост - три бюста на невысоких колоннах. Сначала поставили царя, потом добавили цесаревича Алексея, «атамана всех казачьих войск России», и царицу Александру Федоровну. Само место производит неожиданное впечатление. Угол Лиговки и Обводного канала - трудно найти менее царский квартал. Территорию храма окружают промзоны. Главный вход с надвратной колокольней, колоннадой и статуями апостолов отремонтирован, а за ним открывается пространство руин. На данный момент собор реставрируется, внутри деревянные леса. Царские бюсты стоят за собором, спиной к нему, лицами ко второй церкви соборного комплекса - Тихвинской. Извне она кажется маленькой, однако там уютно и просторно: «итальянские» фрески, аккуратно покрашенные под мрамор стены, цветы и свечки, штандарт Невской станицы, полный набор святых – здесь и адмирал Ушаков, и царица Тамара. Выйдя на крыльцо, снова встречаешь взгляды печальных царских статуй и трижды повторенную дату смерти - 17.VII.1918. Но жизнь все-таки побеждает, и в самом дальнем углу церковного двора расцветает маленький сад. Яблони, черемуха, сирень, огромные тюльпаны в траве весной и летом. Ходит любопытный и упитанный полосатый кот. В углу, где есть выход во внешний лиговский мир, лежит на цепи ленивая собака. Семейство Романовых и не надеялось на такую деревенскую идиллию.
Вопрос: В основании памятника заложены капсулы с землей со всех исторических казачьих войск Российской империи, найдите какая по счету справа капсула Оренбургского казачества. Это число H.
N 59°54.481 E 30°18. 553
Но это не единственный памятник Николаю II в Санкт- Петербурге. В 2013 году, в честь 400-летия Дома Романовых и 120-летию бракосочетания царской семьи, возле Храма Воскресения Христова появился памятник последнему императору Российской Империи и его супруге. Расположение памятника весьма символично: в 1904 году по проекту, лично утверждённому Николаем II, была осуществлена закладка каменного храма на Обводном канале, которую приурочили к десятилетию царской свадьбы. В памятник заложен очень глубокий смысл, даже, может быть, несколько смыслов - император и его супруга олицетворяют семейные ценности, в то же время непростое время - эпоху, в которой оказалась тогда страна.
Вопрос: Сколько крестов (фото №3) на церкви. Это число I.
В 1993 году, в 75-ю годовщину убийства Николая II и его семьи, на территории Федоровского собора в Пушкине был открыт и освящен бюст императора Николая II. Памятник является работой петербургского скульптора В.В. Зайко. Высота бюста составляет 1 метр, высота постамента — 1,5 метра. Надпись на постаменте гласит: "Император Николай II 1868–1918". Исходя из исторических документов памятник стоит в окружении дубов, которые были посажены императорской семьей и сохранились до сегодняшних дней (правда, только четыре из семи и два совсем молодых, посаженных не так давно).
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: