В западной части острова Котлин сохранился уникальный комплекс Мортирных батарей. Здесь можно увидеть несколько этапов развития отечественной фортификации бетонного периода, включая наиболее ранний, при этом входящие в состав комплекса сооружения дошли до наших дней практически в первозданном виде, что является большой редкостью не только для Кронштадтской крепости, но и вообще для всех русских крепостей того периода.
В соответствии с распоряжением КГИОП от 18 октября 2016 года «Комплекс мортирных батарей Кронштадтской крепости» (г. Кронштадт, Южная Кронштадтская дорога, д. 44, лит. И, К, Л, М, Н, А) вошел в единый государственный реестр объектов культурного наследия в составе:
- Мортирная батарея №1 (1893-1897 гг. постройки); - Северный дальномерный павильон Мортирной батареи №1 (1899-1902 гг. постройки); - Южный дальномерный павильон Мортирной батареи №1 (1902 гг. постройки); - Мортирная батарея №2 (1902-1906 гг. постройки); - Батарея «Демидов» (1902-1905 гг. постройки); - Дальномерный павильон батареи «Демидов» (1902-1905 гг. постройки); - Каземат для керосинового двигателя батареи «Демидов» (1902-1905 гг. постройки); - Южная мортирная батарея (1902-1905 гг. постройки); - Минная станция (1905 год постройки); - Южный дальномерный павильон (1909 год постройки); - Северный дальномерный павильон (1909 год постройки).
Начало формирования комплекса было положено в 1856 году, в конце Крымской войны. В 1902 году в непосредственной близости от мортирной батареи № 1 силами управления Строителя Кронштадтских укреплений началось строительство сразу трех батарей - Южной мортирной (на восемь 9-ти дюймовых мортир), мортирной № 2 (на восемь 11-ти дюймовых мортир), батареи "Демидов" (на шесть 6-ти дюймовых пушек Канэ). Бетонно-земляная батарея "Демидов" строилась на месте старого редута "Демидов" в 1902-1908 годах.
Новые батареи строились по схожим проектам. Они обладали исключительно расходными погребами, расположенными в одноэтажных казематированных траверсах. Ввиду отсутствия на батареях запасных погребов, расходные погреба в траверсах получили увеличенные размеры и в них предполагалось хранить весь основной боевой комплект орудий. С наиболее подверженной обстрелу стороны траверсы обсыпались грунтом.
Мортиры могли вести обстрел атакующих кораблей противника на фарватере по навесной траектории в палубу, где бронирование значительно слабее в сравнении с бронированными бортами. Удобны мортиры еще и тем, что имеют круговой обстрел, т.е. могли обстреливать как северный фарватер, так и южный.
В последнюю треть XIX века мортиры признавались необходимым элементом в береговой артиллерии. Единственным случаем, подтверждающим на практике уязвимость кораблей от мортирного огня, стала гибель под огнём русских батарей турецкого монитора "Люфти-Джелиль" 29 апреля 1877 года на Дунае. Тем не менее, мортиры прочно заняли место в системе вооружения приморских крепостей и одно время даже считались чем-то вроде идеального оружия.
По мере развития военных флотов и в сравнении с современными, на тот момент, орудиями морской артиллерии недостатки мортир становились всё более заметны: относительно небольшая дальность стрельбы, низкая скорострельность, большое время полёта снаряда, невысокая точность и значительное рассеивание снарядов из-за короткого ствола.
В годы Великой Отечественной войны и блокады по железнодорожным путям, сущестововавшим еще с 1860 г. и выполнявших хозяйственные задачи (подвоз снабжения и боеприпасов на батареи и форты) курсировал бронепоезд № 9, ведущий обстрел немцев в районе Петергофа и Терийоки.
В советское время батареи не использовались по прямому назначению. В сооружениях мортирных батарей № 1 и № 2 были размещены объекты ПВО Краснознаменного Балтийского флота. Позже, вплоть до середины 2014 года, мортирные батареи использовались в качестве складов. С 2014 года комплекс не используется.
В 2014-2015 гг., после того как ушли военные, на территории комплекса начался практически грабеж - мародерами были демонтированы металлические ангары, уничтожены некоторые элементы оригинального оборудования батарей, порезаны некоторые бронированные части, однако усилиями общественности разграбление удалось остановить. Инициативная группа по сохранению батарей и спасению их от разграбления была создана исследователем истории Кронштадской крепости, архитектором, издателем альманаха "Фортовед" Станиславом Воробьёвым и историком, гидом по Санкт-Петербургу и Кронштадту Романом Шапошником. Совместно с участниками поискового объединения "Северо-Запад" был проведен ряд субботников по расчистке и приспособлению батарей для безопасного посещения. К началу 2017 года удалось добиться включения мортирных батарей в реестр объектов культурного наследия.
Понемногу формируется экспозиция по истории батарей. Во время экскурсий можно увидеть модели 6-дм орудия системы Канэ (стояли на вооружении батареи Демидов) и 9-дм мортиры обр. 1877 г. на лафете Дурляхера (в масштабе 1:35).
На базе мортирных батарей теперь еще и создается парк "Патриот" с его современной военной техникой и "партизанскими" деревнями. На Южной батарее создаются арбалетный и стреловый тиры и площадка для верховой езды. Перед батарей "Демидов" воссоздано 115 м железной дороги. Предполагается, что "на рельсы, в качестве выставочного комплекса, будет установлена точная копия огневой позиции 180-мм орудия на железнодорожном ходу".
Группа во ВКонтакте, где можно следить за ходом реставрации мортирных батарей и проведением экскурсий: https://vk.com/kronstadtfortress
В заголовке тайника координаты входа на территорию комплекса. Тут же можно оставить машину. Координаты начала дороги к мортирным батареям от Кронштадского шоссе 60°1.348 29°41.431. От Кронштадского шоссе по грунтовой дороге до мортирной батареи № 1 около 200 м, до основного комплекса около 500 м.
Добраться сюда на общественном транспорте можно из Кронштадта на рейсовом автобусе № 2кр (ходит примерно раз в два часа) в сторону форта Шанц. Выйти у обелиска на братской могиле за кладбищем (у таможенного терминала) и пройти вперед или у остановки "Садоводство" и вернуться назад. Из Петербурга в Кронштадт ходят маршрутки 405 (от м. "Черная речка"), 407 (от м. "Пр. Просвещения"), автобус 101 (от м. "Старая деревня"), из Ломоносова - автобус 175, из Сестрорецка - 215.
Проход на батареи свободный.
Обновление 30.12.2018: Первую треть 2018 г. на всём Комплексе проводились активные работы силами Министерства обороны в рамках создания Парка культуры и отдыха ЗВО. Расчищены и приведены в приличный вид были помимо батареи «Демидов» Южная мортирная, а также Мортирная батарея №1. На Мортирной батарее №1 развёрнута выставка различных орудий, в одном из казематов сделана небольшая экспозиция. К воссозданному ещё осенью 2017 г. участку широкой колеи длиной 100 метров прибавился участок узкой колеи длиной ок. 500 метров. Создан монумент бронепоезду №9 КБФ., Железная дорога воссоздана не просто для красоты, но и для использования по прямому назначению (будем надеяться). На батарее «Демидов» также прибавилось экспонатов – зенитные орудия, противокорабельные ракетные установки и 3 полноразмерные модели пушек Канэ, размещённые в орудийных двориках. Важным также является сохранение и музеефикация караульного помещения 1910-х гг. Вся эта активная деятельность завершилась посещением Комплекса Военным министром С. Шойгу в конце апреля 2018 г. Территория комплекса на сегодняшний день открыта для свободного посещения. (из сообщения в группе Комплекс береговых батарей крепости Кронштадт)
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: