Мортирные батареи Кронштадтской крепости [VI/21127]

Батарея "Демидов"
Батарея "Демидов"
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Исторический
Музей/экскурсия
Фортификация
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
СПб и Ленинградская обл.
Ближайший нас.пункт
Кронштадт
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 4
Рейтинг
4.73Рекомендаций: 4Нашли: 33
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Минная станция
Минная станция
Южная мортирная батарея
Южная мортирная батарея
Мортирная батарея № 2
Мортирная батарея № 2
Без подписи
Без подписи
Автор: Jackie
Создан: 10.03.2018
Опубликован: 10.03.2018
(отредактирован: 03.08.2023)
Компаньоны: Wookie

Описание окружающей местности

В западной части острова Котлин сохранился уникальный комплекс Мортирных батарей. Здесь можно увидеть несколько этапов развития отечественной фортификации бетонного периода, включая наиболее ранний, при этом входящие в состав комплекса сооружения дошли до наших дней практически в первозданном виде, что является большой редкостью не только для Кронштадтской крепости, но и вообще для всех русских крепостей того периода.

В соответствии с распоряжением КГИОП от 18 октября 2016 года «Комплекс мортирных батарей Кронштадтской крепости» (г. Кронштадт, Южная Кронштадтская дорога, д. 44, лит. И, К, Л, М, Н, А) вошел в единый государственный реестр объектов культурного наследия в составе:

- Мортирная батарея №1 (1893-1897 гг. постройки);
- Северный дальномерный павильон Мортирной батареи №1 (1899-1902 гг. постройки);
- Южный дальномерный павильон Мортирной батареи №1 (1902 гг. постройки);
- Мортирная батарея №2 (1902-1906 гг. постройки);
- Батарея «Демидов» (1902-1905 гг. постройки);
- Дальномерный павильон батареи «Демидов» (1902-1905 гг. постройки);
- Каземат для керосинового двигателя батареи «Демидов» (1902-1905 гг. постройки);
- Южная мортирная батарея (1902-1905 гг. постройки);
- Минная станция (1905 год постройки);
- Южный дальномерный павильон (1909 год постройки);
- Северный дальномерный павильон (1909 год постройки).

Начало формирования комплекса было положено в 1856 году, в конце Крымской войны.  В 1902 году в непосредственной близости от мортирной батареи № 1 силами управления Строителя Кронштадтских укреплений началось строительство сразу трех батарей - Южной мортирной (на восемь 9-ти дюймовых мортир), мортирной № 2 (на восемь 11-ти дюймовых мортир), батареи "Демидов" (на шесть 6-ти дюймовых пушек Канэ). Бетонно-земляная батарея "Демидов" строилась на месте старого редута "Демидов" в 1902-1908 годах.

Новые батареи строились по схожим проектам. Они обладали исключительно расходными погребами, расположенными в одноэтажных казематированных траверсах. Ввиду отсутствия на батареях запасных погребов, расходные погреба в траверсах получили увеличенные размеры и в них предполагалось хранить весь основной боевой комплект орудий. С наиболее подверженной обстрелу стороны траверсы обсыпались грунтом.

Мортиры могли вести обстрел атакующих кораблей противника на фарватере по навесной траектории в палубу, где бронирование значительно слабее в сравнении с бронированными бортами. Удобны мортиры еще и тем, что имеют круговой обстрел, т.е. могли обстреливать как северный фарватер, так и южный.

В последнюю треть XIX века мортиры признавались необходимым элементом в береговой артиллерии. Единственным случаем, подтверждающим на практике уязвимость кораблей от мортирного огня, стала гибель под огнём русских батарей турецкого монитора "Люфти-Джелиль" 29 апреля 1877 года на Дунае. Тем не менее, мортиры прочно заняли место в системе вооружения приморских крепостей и одно время даже считались чем-то вроде идеального оружия.

По мере развития военных флотов и в сравнении с современными, на тот момент, орудиями морской артиллерии недостатки мортир становились всё более заметны: относительно небольшая дальность стрельбы, низкая скорострельность, большое время полёта снаряда, невысокая точность и значительное рассеивание снарядов из-за короткого ствола.

В годы Великой Отечественной войны и блокады по железнодорожным путям, сущестововавшим еще с 1860 г. и выполнявших хозяйственные задачи (подвоз снабжения и боеприпасов на батареи и форты) курсировал бронепоезд № 9, ведущий обстрел немцев в районе Петергофа и Терийоки.

В советское время батареи не использовались по прямому назначению. В сооружениях мортирных батарей № 1 и № 2 были размещены объекты ПВО Краснознаменного Балтийского флота. Позже, вплоть до середины 2014 года, мортирные батареи использовались в качестве складов. С 2014 года комплекс не используется.

В 2014-2015 гг., после того как ушли военные, на территории комплекса начался практически грабеж - мародерами были демонтированы металлические ангары, уничтожены некоторые элементы оригинального оборудования батарей, порезаны некоторые бронированные части, однако усилиями общественности разграбление удалось остановить. Инициативная группа по сохранению батарей и спасению их от разграбления была создана исследователем истории Кронштадской крепости, архитектором, издателем альманаха "Фортовед" Станиславом Воробьёвым и историком, гидом по Санкт-Петербургу и Кронштадту Романом Шапошником. Совместно с участниками поискового объединения "Северо-Запад" был проведен ряд субботников по расчистке и приспособлению батарей для безопасного посещения. К началу 2017 года удалось добиться включения мортирных батарей в реестр объектов культурного наследия.

Понемногу формируется экспозиция по истории батарей. Во время экскурсий можно увидеть  модели 6-дм орудия системы Канэ (стояли на вооружении батареи Демидов) и 9-дм мортиры обр. 1877 г. на лафете Дурляхера (в масштабе 1:35).

На базе мортирных батарей теперь еще и создается парк "Патриот" с его современной военной техникой и "партизанскими" деревнями. На Южной батарее создаются арбалетный и стреловый тиры и площадка для верховой езды. Перед батарей "Демидов" воссоздано 115 м железной дороги. Предполагается, что "на рельсы, в качестве выставочного комплекса, будет установлена точная копия огневой позиции 180-мм орудия на железнодорожном ходу".

Информация:
Сайт Администрации С.-Петербурга
Кронштадтский вестник: "У мортирных батарей есть шанс
"

Группа во ВКонтакте, где можно следить за ходом реставрации мортирных батарей и проведением экскурсий:
https://vk.com/kronstadtfortress

В заголовке тайника координаты входа на территорию комплекса. Тут же можно оставить машину. Координаты начала дороги к мортирным батареям от Кронштадского шоссе 60°1.348 29°41.431. От Кронштадского шоссе по грунтовой дороге до мортирной батареи № 1 около 200 м, до основного комплекса около 500 м.

Добраться сюда на общественном транспорте можно из Кронштадта на рейсовом автобусе № 2кр (ходит примерно раз в два часа) в сторону форта Шанц. Выйти у обелиска на братской могиле за кладбищем (у таможенного терминала) и пройти вперед или у остановки "Садоводство" и вернуться назад. Из Петербурга в Кронштадт ходят маршрутки 405 (от м. "Черная речка"), 407 (от м. "Пр. Просвещения"), автобус 101 (от м. "Старая деревня"), из Ломоносова - автобус 175, из Сестрорецка - 215.

Проход на батареи свободный.

Обновление 30.12.2018:
Первую треть 2018 г. на всём Комплексе проводились активные работы силами Министерства обороны в рамках создания Парка культуры и отдыха ЗВО. Расчищены и приведены в приличный вид были помимо батареи «Демидов» Южная мортирная, а также Мортирная батарея №1. На Мортирной батарее №1 развёрнута выставка различных орудий, в одном из казематов сделана небольшая экспозиция. К воссозданному ещё осенью 2017 г. участку широкой колеи длиной 100 метров прибавился участок узкой колеи длиной ок. 500 метров. Создан монумент бронепоезду №9 КБФ., Железная дорога воссоздана не просто для красоты, но и для использования по прямому назначению (будем надеяться).
На батарее «Демидов» также прибавилось экспонатов – зенитные орудия, противокорабельные ракетные установки и 3 полноразмерные модели пушек Канэ, размещённые в орудийных двориках. Важным также является сохранение и музеефикация караульного помещения 1910-х гг. Вся эта активная деятельность завершилась посещением Комплекса Военным министром С. Шойгу в конце апреля 2018 г. Территория комплекса на сегодняшний день открыта для свободного посещения. (из сообщения в группе Комплекс береговых батарей крепости Кронштадт)

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Лиса и Алиса (27.08.2024 14:32:27)
Классное место. Всё облазили. Автозачет. Автору спасибо!
ВОЛХОВЧАНИН (30.07.2024 20:57:47)
Все орудия вертятся и хана внуков не выгнать, Автомат! Спасибо автору!
djin-sv (25.07.2024 15:48:34)
Ёжик и Белочка (30.04.2024 21:03:41)
Rog&Co (29.01.2024 21:25:23)
Звезда (28.11.2023 07:15:58)
Fess.kl (02.08.2023 23:25:58)
phoenix 2008 (02.01.2023 21:52:38)
peregrin5 (06.07.2022 21:39:42)
Liza&Sergey (19.09.2021 12:23:13)
FoxJulia (19.07.2020 10:07:25)
BarabanovaP (28.11.2019 08:20:27)
celena_spb (29.10.2019 12:27:05)
DisaV (23.10.2019 18:23:53)
KateD (07.07.2019 22:32:43)
Solo (03.07.2019 23:14:34)
питерский (12.05.2018 20:06:28)
Cossacks (01.05.2018 13:12:06)
Ивашка (01.05.2018 11:18:09)
КАА178 (29.04.2018 23:24:35)
Surikot (15.04.2018 01:26:04)
romeos_88 (12.04.2018 18:09:21)
Sirena (26.03.2018 22:27:28)
Trankvill (25.03.2018 18:46:18)
весёлая Улитка (19.03.2018 15:46:36)
Pavel (19.03.2018 11:40:54)
Супруны (17.03.2018 23:40:17)
Kesha&Ko (17.03.2018 22:33:59)
Sergio79 (17.03.2018 22:32:25)
Задохликовый тупик (17.03.2018 18:22:49)
Santa (17.03.2018 17:06:14)
Tooticky (14.03.2018 19:27:40)
DisaV (14.03.2018 15:55:40)
jamget (12.03.2018 17:51:50)
Mikkonen&MiLedi (12.03.2018 15:32:39)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.