В районе Якиманка, по адресу улица Большая Полянка 60/2, есть старинный, давно не эксплуатируемый дом. Дом замечателен своим внешним оформлением - на его торцевой части расположено уникальное панно - доминанта Серпуховской площади. На панно изображены три фигуры: рабочего, колхозницы и инженера, держащего в руке первый космический спутник, а вверху надпись: «Мы строим кoммунизм».
Панно имеет удивительную историю, связанную с открытием в 1961 году Волжской ГЭС. Это панно было создано известным художником - сталинградцем Михаилом Яковлевичем Пыштой. Оно – один из символов окончательного восстановления героического Сталинграда, возвращения его к мирной жизни. Для Москвы эта авторская художественная реплика — знак нашей связи со славным волжским городом. Три фигуры - это центральная часть большой композиции на эстакаде волжской плотины. В Москве панно было повторено в 1965-1967 году. Во время строительства тоннеля под Добрынинской площадью, часть домов разобрали, образовался торец дома, который украсили панно с рельефными фигурами, символизирующими Труд Мир и Прогресс.
Панно «Мы строим кoммунизм», и особенно типографика его девиза, - это возрождение через сорок лет актуального стиля 1920-х годов. Так что мы имеем дело не просто с агитационным плакатом, но с памятником целой эпохе. Спутник в руках у комсомольца — в честь первого десятилетия после запуска первого искусственного спутника Земли.
Панно можно видеть во многих советских фильмах и фотоальбомах о Москве. После уничтожения Советского Союза панно скрывали за рекламными баннерами, затем рекламу с брандмауэра сняли, но дом завесили зелёной сеткой. Инициативная группа при поддержке муниципальных депутатов добилась, чтобы сетку с брандмауэра убрали. Панно стало одной из визитных карточек района Якиманка и всего ЦАО. Перестав быть актуальным лозунгом в постсоветское время, панно превратилось в ценный артефакт - историко-архитектурное наследие Москвы. Нынешняя жизнь показывает, что бытовые памятники советской эпохи нужны многим москвичам. Интерес общественности к панно уловили новые депутаты Якиманки и на собраниях проголосовали за сохранение панно. Решение поддержал глава муниципального собрания. До не давнего времени, любой человек видел гордых советских людей с искусственным спутником Земли в руках. При благоустройстве Садового кольца дом снова закрылифальшфасадом со всех сторон, через который еле заметна только надпись «Мы строим кoммунизм». Надеюсь, в скором времени дом и панно отреставрируют, и площадь снова будет выглядеть великолепно!
Интересна история создания знаменитого панно Волжской ГЭС, фрагмент которого выполнен в Москве.
Полвека назад была традиция: при строительстве крупных объектов 4% бюджета закладывали на создание произведений монументального искусства, органично продолжающих архитектурный ансамбль. Художники воплощали в росписи, мозаике, горельефе партийные идеи — масштабное строительство, освоение космоса, развитие энергетики. Герои композиций – простые рабочие, инженеры. Сменились эпоха, власти, а значимость труда этих людей все так же высока.— Мы были совсем ещё молодыми художниками, когда нас пригласили посоревноваться в создании эскизов, — вспоминает Михаил Яковлевич Пышта работу над панно «Энергия миру, труду, прогрессу», которое установлено на эстакаде Волжской ГЭС. — Мы робели перед привлеченными к участию в конкурсе московскими монументалистами. Комиссия одобрила эскиз моего друга и однокурсника Боско, но архитектор его идею не поддержал. Тогда было решено создать эскиз, используя мои предложения и композиционные группы моих однокурсников — Боско и Бароха. Никита Хрущёв высоко оценил работу монументалистов, сказав, что такого произведения он ещё не видел. Художников щедро вознаградили, помимо гонорара они получили в подарок автомобили. Сам М.Я. Пышта вспоминал «В то время заметная пафосность не считалась зазорной. Мы, видимо, угадали дух времени, не случайно три моих фигуры позже были повторены на торце одного из зданий в центре Москвы». Михаил Пышта посвятил свой творческий путь Волгограду, став его главным архитектором.
Интересна и история дома, на торце которого выполнено знаменитое панно.
Доходный дом построен в 1913 году по проекту архитектора Ольгерда Густавовича Пиотровича дворянином Александром Николаевичем Крокосом, а затем продан Николаю Алексеевичу Терентьеву. Лаконичные фасады дома характерны для архитектуры начала 1910-х годов, периода увлечения "неоклассикой" в русле модерна. В страховой ведомости 1914 года отмечалось: "По улице Большая Полянка вновь выстроенный каменный 6-этажный дом с нежилым подвалом и двумя эркерами по улице по 2-6 этаж, и одним балконом по 2-5 этажам, и три балкона по 4,5,6 этажам, с проездными воротами на улицу". Первый и второй этаж были заняты торговыми заведениями и синематографом. Помимо этого, здесь же были две квартиры, обращенные во двор. На третьем этаже были расположены три квартиры, а на четвертом, пятом и шестом этажах - по четыре квартиры. В первые послереволюционные годы здание оставалось в собственности старых владельцев, но в начале 1920-х годов здание было муниципализировано и перешло в собственность Жилтоварищества. В 1920-х годах здесь жил известный скульптор Иван Шадр. "Доходный дом Н.А.Терентьева"в 2012 году включен в реестр памятников истории и культуры в качестве ценного градоформирующего объекта. В соответствии с актом историко-культурной экспертизы Панно является неотъемлемой частью здания, формирующего облик Серпуховской площади, и подлежит сохранению.
Мы потеряли советскую цивилизацию, наш родной строй, жизнь в условиях социализма. Пусть нам останутся хотя бы напоминания о советской эпохе, о её ценностях, её культуре, эстетике… Судьба здания до сих пор остается нерешенной. В 26 февраля 2018 года часть дома с панно выставили на аукцион с предписанием сохранения панно. Было бы здорово, если панно открыли бы в ближайшее время, и тогда его можно будет показывать туристам – гостям Москвы, в частности, во время Чемпионата мира по футболу в 2018 году.
Описание составлено по страницам газеты «Правда Москвы» и источников с интернета:
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: