До войны здесь был пустырь и частный сектор бывших дач. Но с эвакуацией в Саратов ряда заводов и организацией новых, Ленинский район стал бурно расти. Нужно было где-то размещать работников новых заводов: радиоприборного, «Тантала», «Бинома», «Контакта», «Элмаша», «ПУЛ», «Алмаза», СНИИМ, НИИ-10. Во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 1946 года в Саратове, в конце 1940-х годов на пустыре за 3-й Дачной развернулась огромная строительная площадка (по периметру - километров 10), где начали возводить корпуса сразу двух предприятий: завода приемно-усилительных ламп п/я 68 (ПУЛ) и завода электронного машиностроения п/я 447 (ОАО «Элмаш») - столь нужные стране, и в первую очередь - оборонной промышленности.
Рядом с заводскими корпусами создавались современные рабочие посёлки, поднимались жилые, социально-бытовые и прочие здания в комплексе с элементами благоустройства и зелёными зонами.
Проект планировки и застройки рабочих посёлков в Ленинском районе, общей площадью 7700 га выполнил в 1947-1956 гг. саратовский архитектор Николай Константинович Усов (1893-1971), с 23-го сентября 1938 года работавший в саратовском «Облпроекте», а с 1946 года и до выхода на пенсию в 1956 году в архитектурно-планировочной мастерской (АПМ) при главном архитекторе города начальником архитектурного сектора, главным архитектором, начальником сектора. Детальные проекты посёлка заводов МПСС (ПУЛ и «Элмаш») на 4-й Дачной и жилых домов поселка НИИ-28 Николай Константинович Усов выполнил в соавторстве с саратовскими архитекторами Л.И. Ячиным и В.Л. Фудельманом в 1947-1950 гг.
В проектах застройки кварталов Ленинского района Н.К. Усовым было заложено благоустройство и озеленение, особенно мест общественного пользования, создающего оптимальные условия для населения. Посёлок на 4-й Дачной остановке (тогда он назывался посёлком МПСС, т.е. министерства промышленности средств связи) был обеспечен необходимой инфраструктурой: аптекой, детским садом, заводской больницей (ныне травмотологический пункт 6-й горбольницы), продуктовыми магазинами, книжным и магазином промышленных товаров, пунктом общественного питания и пр. Для посёлка характерно озеленение в виде бульвара, аллей, газонов внутри заселённой территории, обеспечение открытых площадок для игр детей, для хозяйственных служб и транспортно-разгрузочного назначения. Хотя для предприятий точного машиностроения санитарно-защитные зоны минимальны, но площадка рабочего посёлка, выделенная практически на границе заводов, имела своим естественным ограничением железную дорогу на севере и трамвайную линию с автодорогой на юге участка. Таким образом, посёлок имел линейную структуру, вдоль уже существующей транспортной артерии и был сформирован строчной застройкой, с образованием внутри себя основной парадной улицы (З. Космодемьянской). Таким образом, новый посёлок являлся замкнутой, вполне самодостаточной градостроительной единицей, связанной только с «материнским» предприятием и мало связанным с городом.
60 лет тому назад это была окраина города, но это не мешало микрорайону 4-й Дачной остановки считаться образцовым жилым посёлком.
На сегодняшний день практически все дома посёлка отнесены к спискам выявленных объектов культурного наследия - почти полсотни строений! Дома похожи друг на друга лишь издалека, поэтому рассматривать их вблизи куда интереснее!
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: