Одной из главных архитектурных достопримечательностей города Балаково считается особняк купца Паисия Мальцева. Особняк на пересечении главных улиц старого Балакова выгодно отличается от сотен других, появлявшихся, как грибы, по всей России в конце XIX века.
********** Паисий Михайлович Мальцев - николаевский купец первой гильдии, который на пару со своим братом Анисимом продолжил дело своего отца. При их содействии в Балаково была создана хлебная биржа. На берегу реки Балаковки ровными рядам стояли деревянные амбары для ссыпки хлеба, принадлежавшие Мальцевым. Две хлебные пристани в Балаково по грузообороту уступали тогда только Астрахани, Самаре и Казани.
Братья были очень дружны, и не только совместно вели дело отца, но и на пару занимались благотворительностью. В конце XIX в. после нескольких лет засухи в Самарской губернии случился страшный голод. Паисий с Анисимом приютили в Балаково несколько тысяч голодающих из разных мест губернии и кормили их за свой счет до следующего урожая.
Совместно с другим известным старообрядцем-меценатом, нижегородским беглопоповцем, мануфактур-советником и своим родственником Николаем Бугровым братья Мальцевы построили в Ессентуках знаменитую старообрядческую «санаторию» для малоимущих христиан. Вокруг двухэтажного санаторного корпуса был разбит сад, в санатории была организована хорошая библиотека.
Но настоящим делом жизни братьев стало строительство в Балаково старообрядческого храма Святой Живоначальной Троицы. Храму посвящён отдельный тайник - Свято - Троицкий храм.
Паисий Мальцев, был творческой и богато одаренной натурой. Он обучался в Московском университете, был хорошо знаком с культурной столичной элитой, общался с Чеховым и Гиляровским, был известным библиофилом, коллекционировал древние книги и рукописи. Столичный блеск не ослепил провинциального старовера - Паисий вернулся в родное Балаково.
Делом всей жизни Мальцева было собирание редких старопечатных и рукописных книг, ценных икон и коллекций картин.
Участь Паисия Мальцева была трагична. В 1919 году Паисий Михайлович, которому в то время было уже за шестьдесят, был репрессирован Саратовским ЧК, отправлен чистить сортиры, а затем убит чекистами без суда и следствия. А ведь именно благодаря таким самородным купцам село Балаково превратилось в «хлебную столицу Поволжья». Место его захоронения неизвестно.
Книги уникальной библиотеки Паисия Михайловича в 1919 году использовались балаковскими комиссарами для растопки домовых печей, и большинство бесценных экземпляров было сожжено. Лишь благодаря вмешательству местного жителя А.И. Чеснокова, который отправил телеграмму в Саратов, удалось предотвратить этот вандализм. Специально созданная в Саратове комиссия вывезла в областной центр остатки библиотеки Паисия Михайловича. Интересно, что Чесноков был одним из тех бедных крестьянских мальчишек, которые смогли получить образование на средства Анисима Мальцева.
Ценнейшая в России библиотека Паисия Мальцева была распределена в музейный фонд Московского исторического музея (особо ценные материалы), фонд Российской государственной библиотеки и отдел редких книг научной библиотеки Саратовского государственного университета. **********
Вернемся непосредственно к самому особняку. В 1886 году Паисий Михайлович Мальцев приобрел в Балаково усадьбу, расположенную на пересечении двух центральных улиц села – Новоузенской и Николаевской. Она была построена по проекту саратовского губернского инженера архитектора Ф.И. Шустера. Усадьба включает в себя основной дом, сиреневый сад, дом для дворовых с хозблоком, каретную, конюшню, прачечную, кирпичную оригинальной кладки ограду и двое литых ворот. Так как пожары в Балаково были частым явлением, с востока усадьбу ограничивает высокая кирпичная противопожарная стена – брандмауэр.
Считается, что в 1910-1914 гг. особняк был значительно переоборудован по эскизам знаменитого зодчего, флагмана русского модерна Ф.О. Шехтеля. До этого бытовало мнение, что особняк Шехтель вообще построил. Однако исследователь творчества Шехтеля – архитектор Андрей Мушта заявляет, что Шехтель никакого отношения к домам Мальцевых в Балакове не имеет: «Есть, как минимум, два первоисточника, которые прямо на это указывают. И две независимо друг от друга опубликованные статьи – М.В. Нащокиной и моя, которые подробно объясняют это. И т.н. "балаковской школе" исследователей следует гордиться и изучать наследие Шустера (а оно интересно во многих отношениях, там и Петербург и Харьков), а не заниматься мифотворчеством».
М.В. Нащокина (доктор искусствоведения, главный научный сотрудник и заведующая отделом архитектуры Нового времени научно-исследовательского института теории архитектуры и градостроительства) обнаружила доказательства того, что отделкой усадьбы Мальцева занимался известный московский художник по декоративной живописи Август Томашки. Подробнее можно прочитать здесь.
Несмотря на все эти противоречия, бесспорным остаётся факт, что особняк является настоящим произведением искусства. Особняк построен по мотивам западноевропейского барокко с масками и грифами, затейливым аттиком, урнами и балюстрадой на крышах. Особняк отличается от сотен других высокими зауженными окнами и великолепной отделкой здания.
Одно из центральных мест в архитектурном облике особняка как снаружи, так и внутри занимает греческая амфора с пламенем, что на языке искусствоведения означает пламя любви. Амфоры с пламенем повествовали о любви хозяина к прекрасной иностранке. Ведь как гласит предание, особняк этот строился для возлюбленной Паисия Михайловича – француженки или итальянки (информация в источниках разнится) из знатной богатой семьи, которая в ответ на предложение Паисия Михайловича переехать жить в Балаково поставила ему условие: построить для неё дом не хуже того, что был у её отца. И настоящий дворец, окружённый сиреневым садом, был построен.
В архитектурном облике снаружи продумана каждая деталь. Чего только стоят отлитые из цинка украшения водосточных труб в виде грифонов! А также удивительной красоты кованые ворота и решетки парапетов усадьбы. Литое узорчатое чугунное крыльцо — литье завода города Саратова. А поверх всей этой роскошной атрибутики – элементы давно ушедшей эпохи. Над карнизом, где обычно красовался герб аристократического рода, зодчий, в угоду заказчику, поместил символ нового времени – жезл Меркурия – покровителя торговцев. Внутри есть комнаты с отделкой под разные стили, в том числе с арабскими (персидскими) мотивами. Интерьер богат изящной лепниной в виде греческих амфор, амуров, ангелочков, корзин с фруктами, различных растительных орнаментов – лилий, лавровых венков, дубовых листьев, ягод и пр., декорированными дубовыми дверями, мраморными каминами с фигурами. В одном из залов паркетный пол отображает потолок. Всё это придаёт усадьбе богатый роскошный вид. Настолько роскошный, что её сравнивают с Петергофскими дворцами и называют иногда «Петродворцом на Волге».
Но возлюбленная Паисию всё же отказала. В усадьбе сам хозяин не жил, а приезжал в неё лишь два-три раза. За усадьбой следил управляющий.
Ещё до революции особняк П.М. Мальцева был куплен по низкой цене А.И. Кузнецовым и его сыном Александром, торговцами скобяными изделиями и хозтоварами. Но вскоре особняк был национализирован в связи с событиями 1917 года. После революции в здании долгое время располагался местный комитет коммунистической партии. В те времена в подвале проходили расстрелы людей. Затем в здании располагалась библиотека, милиция, Дом пионеров, преобразованный позднее в Дом творчества.
С 1995 г. усадьба является памятником архитектуры федерального значения. С 1998 года по 2008 год в главном доме усадьбы велись реставрационные работы, в ходе которых были восстановлены кровля, фасады здания, интерьеры помещений 1 этажа, частично отремонтированы подвальные помещения. Одно время тут располагалась приемная губернатора Саратовской области Павла Ипатова. В настоящее время дом имеет статус музея «Усадьба П.М.Мальцева».
Для ознакомления с судьбой балаковского купца старообрядца Паисия Михайловича Мальцева и историей создания его усадьбы рекомендую к просмотру фильм Е. Бруславцевой «Легенда в камне». Ссылка на фильм здесь.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: