Автор: макс и сцветка
Создан: 21.07.2017
Опубликован: 08.08.2017
(отредактирован: 08.08.2017)
Описание окружающей местности
На каменном постаменте перед оренбургским цирком бронзовый Засс стоит на одном колене. Он завязывает в сложный узор металлический прут. Это – тоже один из знаменитых номеров Русского Самсона. Мускулы напряглись, вены вздулись, но вся фигура дышит силой, спокойствием и уверенностью. Бронзовая скульптура всемирно известного силача двадцатого века была установлена 23 декабря 2008 года, в столетний юбилей со дня первого выступления под куполом Оренбургского цирка в 1908 году. Автором идеи создания памятника выступил благотворительный фонд «Евразия», а реализовал проект - народный художник России Александр Рукавишников. Фигура прославленного атлета, сгибающего металлический прут, была вылита из бронзы в Москве. Человек поднимает за колесо тяжело груженный автомобиль. Ловит руками 90-килограммовос ядро, вылетающее из пушки. Зацепившись ногой за петлю, укрепленную под куполом цирка, удерживает в зубах платформу с пианино и играющим музыкантом… Журналисты А. Драбкин и Ю. Шапошников пошли по следам Железного Самсона. О его жизни, о том, как он достиг уникального физического развития, рассказывается в книге «Тайна Железного Самсона». Его называли «железным Самсоном». Он считал, что его сила в том, что он русский.
Волшебное место - цирк
В 1888 году недалеко от Вильно в доме Ивана Петровича Засса родился сын. Шура был пятым ребенком. Из-за финансовых проблем семья отправилась в имение княгини Юсуповой на работу. Там-то и услышал впервые будущий знаменитый артист слово «цирк». Произнес его конюх дядя Гриша. Он рассказал удивительную историю про большой дом с круглой крышей, про разукрашенных дорогой сбруей лошадей, про смешных клоунов и могучих силачей. — На арене — сильнейший человек в мире, Ваня Пуд, — бойко выкрикнул закликала на ярмарке. Вышел толстый и, видимо, очень сильный человек, раскланялся по-медвежьи. Несколько раз поднял огромную бочку, наполненную водой. Потом согнул толстенный железный прут. Предложил любому из публики повторить номер, обещал 10 рублей тому, кто сумеет. Желающих нашлось множество, удачников — ни одного. Дальше Ваня Пуд ломал подкову. Подкидывал зубами табурет. А в конце выступления взвалил себе на плечи огромный корабельный якорь и пошел с ним к выходу под громкие аплодисменты. Тогда-то Шура и решил непременно стать одним из этих счастливцев-циркачей. Для начала был использован тяжелый табурет, стоящий у матери на кухне: вцепившись в его край зубами, Шура попытался повторить номер циркового атлета. Однако табурет не хотел не только взлетать в воздух. Шура принялся за бочки. Облюбовав в подвале большую деревянную бадью и попробовал сдвинуть с места. Бадья стояла как вкопанная. День за днем в подвале шел упорный поединок между ребенком и неподъемной бадьей. Но хотя бадья стояла по-прежнему недвижимо, Шура вдруг стал замечать в себе странные вещи. Тяжелое раньше седло, которое он с трудом мог протащить через конюшню, седлая Форсуна, вдруг стало легче. Как будто полегчали и мешки с зерном… Много лет спустя, известный цирковой атлет Александр Засс, оценит по достоинству свои детские опыты и создаст целую систему тренировок. Основные принципы этой системы получат признание во всем мире, воплотившись в так называемые изометрические упражнения. Характерная их черта — напряжение мышц без сокращения, без движения в суставах. Но это все в будущем. Пока же Шура безуспешно пытался сдвинуть с места деревянную бадью. За этим занятием и застал его однажды местный бухгалтер. Звали его Клим Иванович. Вот этот человек, горько переживающий свою немощь, и обнаружил Шуру в подвале. Странная была это пара — худой, болезненный тридцатилетний мужчина и маленький двенадцатилетний крепыш. Любимым героем Шуры стал Евгений Сандов. Этот атлет в те годы волновал воображение тысяч людей. Его книга «Строительство тела» стала для Шуры тем, чем для верующего Библия. Сандов побил мировой рекорд в жиме одной рукой. Стоя на носовом платке с полуторапудовыми гантелями в руках, делал сальто назад и точно вставал ногами на носовой платок. Сандов рисковал даже бороться со львом. Шура решил не только учиться у Сандова, но и достичь такого же совершенства тела. (Забегая вперед, отметим двадцать лет спустя журнал «Здоровье и сила» напечатал их портреты рядом на специальном цветном развороте.) Вскоре Сандов организовал в «Лондоне первый конкурс атлетического сложения. Парад богатырей принимали известнейшие в Англии люди, и среди них популярный писатель Артур Конан-Дойль. И Шура решился добраться до Саранска, а там вызвать на соревнование, уж если не Сандова, то, по крайней мере, местного силача Ваню Пуда.
Первое выступление
Наш герой отправился в цирк. Великан достал свой знаменитый железный прут и предложил любому желающему попытаться согнуть его. И вдруг с самого верха, с галерки, раздался детский голос: «Я попробую!» По рядам прокатился смешок. Однако шталмейстер поднял руку и широким жестом пригласил мальчика на арену. Наш прославленный богатырь готов соревноваться со всеми желающими, — продолжал шталмейстер.— Однако Ваня Пуд станет соревноваться с теми противниками, которые сумеют ответить на его вызов не только силой, а и деньгами, залогом в десять рублей. Но тут взгляд его упал на Шуру. Денег у паренька явно не было. Шталмейстер попытался незаметно спровадить его с арены. Шепотом пообещал рубль, если тот исчезнет быстро и без скандала. Но не тут-то было. «Пусть соревнуется без залога, допусти мальчишку», — поддержал его какой-то бородач в партере. Делать было нечего. Шталмейстер взмахнул рукой, заиграла музыка. Служитель в униформе поднес Шуре стальной прут. Прут обыкновенный. Только почему же так жжет ладони, почему страшно ноет колено, о которое Шура старается перегнуть стальную палку, почему такой тяжелый гул в ушах? Еще чуть-чуть, и поддастся эта проклятая железяка. Ну, сгибайся же! И тут Шура услышал свистки, топанье ног, хохот. Вдруг рядом с Шурой очутился тот самый бородач, который первым начал кричать «допусти мальчишку». Бородач взял у Шуры железный прут и внимательно его осмотрел. «Дамы и господа, — зазвучал над ареной его несильный, но звонкий бас. — Мальчик согнул прут. Извольте убедиться». Он взял стальной стержень за оба конца и поднял над головой. Действительно, изгиб был. Маленький, но явственно видный изгиб 'на знаменитом стальном пруте Вани Пуда. Тут началось нечто Невообразимое. Аплодисменты, топот, свист, треск скамеек и кресел — все смешалось в один нестройный гул. Бородач сказал: «Ну, прощай. Как-нибудь встретимся. Кучкин я, борец, не слыхал про такого? — Потом, чуть подумав, добавил:— Прут-то я действительно немного того, подогнул. Но ты парень здоровый. Еще не то делать сможешь. А что сжулил, так ведь в цирке без этого не проживешь». Шура догадывался, что его уже начали искать. И тут в голову пришла мысль: а что, если остаться в цирке? Проснулся он от голода и сильной жажды. Воды не нашел, но зато обнаружил гири и штанги, реквизит выступавшего силача. «Очень хорошо, — сказал себе будущий победитель Сандова. — Теперь я смогу испытать свою силу».Но как Шура ни старался, он смог лишь чуть-чуть оторвать тяжелую штангу от земли. А Ваня Пуд поднимал ее на вытянутые руки без видимого труда. И наш герой зашагал к дому. Его никто не встретил. Оказывается, вся семья с раннего утра ушла на поиски в окрестные овраги. Отец выпорол Шуру и сказал, что провинившемуся предстоит жить в чулане на голом полу и питаться хлебом с водой. Даже заработанные Шурой в цирке деньги не смягчили его гнева. Такой полутюремный режим продолжался три дня. На четвертый день Шуре было объявлено, что он уезжает на год в дальнюю деревню подпаском. Он должен был помогать пастуху пасти огромное стадо — 200 верблюдов, почти 400 коров и больше 300 лошадей. Но вскоре Шура продолжил тренировки. Общение с животными тоже дало много будущему цирковому актеру. Он старался выучить лошадей тем приемам, которые подметил у цирковых наездников, совершенствовался в верховой езде, вольтижировке. Вскоре мальчик стал чувствовать себя на спине лошади так же уверенно, как на земле. Выучился Александр и отлично стрелять — не раз в течение долгой зимы приходилось отбиваться от волков. Словом, «ссылка» для будущего Самсона проходила не бесплодно. Подошла и осень, а вместе с ней конец наказанию.
Первая победа
В деревне Волчановке, недалеко от Саранска, жил в то время крестьянин по фамилии Петров. Его считали самым сильным человеком в округе. Из-за этого поспорили они однажды с Зассом-отцом: тот объявил Петрову, что готов поставить лошадь, если его сын Александр будущей весной не сделает всего, что имеет делать Петров. И вот настал первый день масленицы, день схватки Александра Засса и Дмитрия Петрова. Петров начал первое упражнение. Металлический прут длиною в полметра и толщиною сантиметра полтора он согнул как подкову. Шура легко сделал то же самое. Затем взялись за длинный железный прут, который был вдвое толще первого. Петров обвил его вокруг своего тела и разогнул. Этот трюк дался Шуре с трудом. Подногтями у него появилась кровь, в глазах потемнело.И все-таки он согнул эту ненавистную железку, снова повторил то, что сделал Петров. Теперь в круг вынесли деревянные чурбаки. Соревнующиеся встали на них. На равном расстоянии от опор был положен камень, обвязанный толстой проволокой. Его нужно было оторвать от земли, уцепившись за проволоку одной рукой. Первым начал Петров. Мертвой хваткой впились его пальцы в проволоку, и камень взлетел ввысь. Шура повторил. — Ну, а теперь попробуй сделать то, что сделаю я, — сказал Александр, беря в руки толстую стальную цепь. Петров следил за ним исподлобья. Шура скрутил цепь и резко дернул. Одно звено сломалось. Противник был явно озадачен. Он взял цепь, с сомнением повертел ее и бросил наземь. Победил Александр Засс! — ликующе прокричалКлим Иванович и обнял Шуру.
В Оренбурге
Отец Шуры мечтал он увидеть его инженером. Ну, а если уж нельзя инженером (откуда деньги-то взять на ученье!), так хотя бы паровозным машинистом. Профессия паровозного машиниста тогда была не только почетной и «хлебной», но и романтичной. Так Засс-младший был отправлен в Оренбург. Там, по словам одного знающего земляка, в паровозном депо принимали подростков учиться на кочегара, а если повезет, то и на помощника машиниста. Шура увидел афишу на стене вокзала: «Гастроли цирка Анджиевского». Не спеша двинулся он по адресу, указанному на афише. В представлении были выступления дрессированных собачек и силача. И велико же было удивление Шуры, когда в раскланивающемся перед публикой гиганте он узнал того самого бородача, который выручил его два года назад в Саранске. Но в каком виде был старый знакомый! Обвисший живот, дряблые жилистые руки, дрожащие колени. С тяжелой одышкой Кучкин проделывал обычные трюки цирковых силачей. Чувствовалось, что он давно уже, выражаясь современным языком, вышел из формы. После представления Шура бросился разыскивать давнего знакомца. Нашел он его в буфете, в компании каких-то странных растрепанных людей. Кучкин долго не мог узнать Шуру, и когда вспомнил, заплакал пьяными, бессильными слезами, уткнув голову ему в грудь. Потом вдруг выпрямился, одернул кургузый пиджачок и голосом совершенно трезвым объявил: «Идем к хозяину, ты будешь служить у нас в цирке». — Ну что ж, хорошо, — сказал Анджиевский. — Вы можете поступить к нам чернорабочим. Цирк Анджиевского оставался в Оренбурге долго. Кучкин очень привязался к мальчику, учил его разным премудростям цирковых силачей. С начала октября 1908 года «Оренбургская газета» анонсировала приезд «первоклассного цирка Д.Н. Андржиевского со своей многочисленной труппой». Дмитрий Платонович Андреюк (1873-1937), а именно так на самом деле звали Андржиевского, выступал в балаганах с атлетическим номером, был борцом, дрессировщиком. В интересующий нас период он держал в провинции небольшие цирки. У него-то Александр и стал «цирковым». Полгода провел Засс в Оренбурге и близлежащих населённых пунктах. Хозяин цирка решил перебраться в Ташкент. Шуре нужно было уходить из цирка. Поезда до Саранска нужно было ждать долго. Шура бросил свои мешки на платформу и сел. Внимание привлек большой лист бумаги, укрепленный на фанерном столбе. Это оказалась афиша цирка Юпатова, который гастролировал в близлежащем городишке, а на будущей неделе приезжает в Оренбург. Шура решил, что это предопределение судьбы. Александр Засс стал полноправным участником юпатовских представлений. Особенно хороши были выступления Анатолия Дурова к которому Шура вскоре попал ассистентом. Потом он стал выступать в группе борцов. …По всему Оренбургу были расклеены афиши, возвещавшие о появлении нового силача. (Одну из таких афиш Шура вместе с подробным письмом послал отцу. Тот ответил сердитой запиской: «Цирк — это вздор».) Но счастье циркача недолговечно. В одну глухую августовскую ночь вспыхнул с четырех углов цирковой зверинец. Урон от пожара был катастрофичен. Большинство животных погибло, имущество сгорело. Артистам платить было нечем, и труппа распалась. Дуров уехал в Петербург, джигиты-наездники отправились на Кавказ. А Шура с группой борцов подался в Среднюю Азию. По дорогам южной Сибири шла небольшая группа мужчин. Семеро борцов обанкротившегося юпатовского цирка пробирались в хлебную Среднюю Азию. На пропитание себе зарабатывали выступлениями. Они увидели объявление о выступлении цирка Хойцева. Главным номером стояла борьба с вызовом желающих из зрителей. Разыгрывались призы. Решили, что Николаевский и Засс примут вызов, борцов. Противник был килограммов на 50 тяжелее Шуры (после схватки он выяснил, что разница в весе составляла 48 килограммов). На успех надеяться позволял только толстый слой жира, покрывавший его мышцы. Шура решил измотать этого ожиревшего парня, сбить ему дыхание, а потом бросить на ковер. И началось то, что арбитр заранее назвал игрой в кошки-мышки. Шура бегал по ковру, нырял между ног гиганта, набрасывался на него и тут же отпускал. Всеми силами он стремился избежать захвата огромных рук, заставить противника делать как можно больше лишних движений. Когда он увидел, что тот уже устал, пошел сам в атаку. Шура схватил противника и попытался бросить через бедро. Но тот без труда выскользнул из захвата. Тут только Шура заметил, что тело парня смазано маслом. К тому же он оказался не таким уставшим, как решил Засс. Благополучно отразив нападение, тот кинулся в контратаку и чуть было не поймал Шуру на нельсон. Только удивительная ловкость спасла его. Схватка продолжалась. Четыре раза пытался Шура бросить противника на ковер, и все его попытки кончались неудачей. Но гигант устал, очень устал. Ожиревшее сердце не успевало гнать в его легкие достаточное количество крови. Он задыхался. И тут-то Шура поймал его «на бедро». Грузно рухнул детина на ковер. «Лопатки»,— зафиксировал арбитр. Зрители, до самой последней минуты не верившие в Шурину победу, бурно аплодировали. Директор манежа отсчитывал ему денежный приз. Позже борцы были приняты в труппу Хойцева. Теперь день Александра начинался с трехкилометровой пробежки. Затем шли тренировки с железными прутьями — он сгибал их на колене, завязывал узлом, завивал спиралью. Цепи он научился рвать в два движения: возьмет два соседних звена, стиснет пальцами, повернет туда-сюда до упора, и распадается цепь. Немало времени занимали упражнения на развитие грудных и спинных мускулов. Нагрузив размещенную на груди платформу камнями, молодой атлет делал. Несколько глубоких вдохов, потом отдыхал, после чего становился на «мост», прогибался. Заканчивались утренние занятия серией упражнений с мешком. Мешок этой формой походил на диванную подушку и наполнялся опилками. Весила «подушка» 7 килограммов. Каждый день Шура отсыпал из него горсть опилок, а добавлял горсть песку. Когда все опилки были заменены песком, он начал отсыпать песок, а досыпать дробь. В конце концов, он тренировался уже с мешком, наполненным свинцом, весившим около 70 килограммов. Вспоминая об этих тренировках, Самсон позже писал, что крупный бицепс не является критерием силы так же, как большой живот — признаком хорошего пищеварения. Однако именно упражнения с мешком помогли ему развить большую мышечную массу. Масса эта нужна была не столько для выполнения номеров, сколько для приобретения «товарного» вида — ведь, по мнению хозяев цирка борца можно было «продать» зрителям лишь тогда, когда его мускулы производят угрожающее впечатление. Второй раз он тренировался вечером. Во время этих занятий он отрабатывал равновесие, упражнялся в верховой езде с вольтижировкой. Удачно был закончен «баланс с самоваром». Развивая силу челюстей, Шура поднимал с земли стальную балку и переносил ее на два метра. Готовил сенсационный номер — «растяжка двумя лошадьми». Номер этот был действительно очень интересен и опасен. Держась за упряжь двух коней, Засс становился на деревянный помост. Конюхи начинали нахлестывать лошадей бичами, направляя их в противоположные стороны. Те рвались, стремились пуститься вскачь. Помощники убегали, и на арене начиналось единоборство атлета с двумя лошадьми. Казалось, сейчас разорвут взбешенные кони крошечного человека, удерживающего их бег. Но нет! Прочно стоит Александр Засс, будущий Железный Самсон. И покоряясь его воле, замирают, затихают скакуны. Недолго задержавшись в Оренбурге, труппа Хойцева отправилась в турне по российским городам. В гастрольной поездке догнала его повестка, приказывающая явиться на военную службу. Александр Засс, цирковой актер, поехал в Вильно, откуда был родом. Там забрили ему лоб и послали на персидскую границу в 12-й туркестанский полк. На западе Александра ждала мировая война.
На войне
Виндавский полк был особенным подразделением. Его бросали на самые «темные» участки австрийского фронта, чтобы выяснить, какими силами располагает противник. Случалось, что уходили виндавцы в тыл врага на несколько десятков километров и громили вторые его эшелоны. Александру такая отчаянная жизнь нравилась. Нравился ему и буланый, с белой звездой на лбу жеребец Мальчик. Но ударила его однажды в переднюю ногу австрийская пуля. Упал Мальчик, заржал жалобно. Вот они, свои окопы, рядом, да не допрыгнешь. Притворившись мертвым, дождался ночи. Потом взвалил Мальчика на плечи и пошел к своему окопу. Солдаты, что дозорную службу несли, побросали ружья и начали неистово креститься, увидев, как из темноты возник вдруг человек с лошадью на плечах. Выходил Шура Мальчика. Конечно, для боевой атаки конь уже не был пригоден. Но в упряжке санитарного фургона службу свою исполнял. Рядовому Зассу дали нового коня — гнедого Бурана. Потом был ранен, попал в плен, два раза бежал. После очередного побега Александр вернулся в цирк. Да, в цирк, потому что на рекламной тумбе недалеко от тюрьмы он увидел афишу о выступлениях Чая Яноша. «Страшный венгр», как величал Яноша в афишах еще Хойцев, судя по рекламе, теперь стал владельцем цирка. У него Шура надеялся найти убежище и помощь. Малыш Засс боролся с претендентами из публики и ни разу не был побежден. Вдруг случилось непредвиденное. В цирк приехал военный комендант Будапешта. Поаплодировав великолепной программе, он, между прочим, поинтересовался, кто такой Александр Засс и почему такой богатырь не служит в австро-венгерской армии. Объяснения и документы, с которыми познакомился адъютант любознательного коменданта, показались подозрительными. Александр Засс, сильнейший человек в мире, был арестован. Истину установили без особого труда. Он стоял перед военным трибуналом, ожидая расстрела. Однако суд счел возможным ограничиться пожизненным заключением в крепости. Сыграли свою роль два довода: во-первых, Александр во время своих двух побегов не убил никого из охраны; во-вторых, будапештский комендант не хотел бы «лишать жизни великого циркового актера», как он изволил выразиться, присутствуя при разбирательстве дела.
Роковой контракт
И снова тюрьма. Александр начинает тренироваться. В подвале, скованный по рукам и ногам, он занимается упорно, сдирая кандалами в кровь кожу, закусывая губы от нестерпимой боли. Приседания. Прогибы. Гусиный шаг. Напряжения мышц. 15—20 секунд выдержка «включенных» мускулов. Потом расслабление. И так множество раз подряд. Через три месяца ему разрешили ежедневную получасовую прогулку. Тюремный двор с высокой стеной, за ним ров с водой. Крохотный каменный пятачок — сто шагов из конца в конец. Однажды во время такой прогулки к нему подбежала огромная овчарка. Пес недоверчиво обнюхал незнакомого человека, а потом с радостным лаем стал носиться рядом, выражая свое благодушие. Видимо, и собака прониклась к нему доверием. Вспомнив уроки Дурова, Шура попытался обучить пса некоторым не сложным трюкам. Понаблюдав за Шуриными приемами дрессировки, начальник тюрьмы предложил ему взяться за обучение собаки всерьез. Так Шура освободился от ножных кандалов, получил некоторую свободу для рук и сносное питание. Он сразу же начал готовить побег. Теперь оставалось дождаться подходящей ночи. Она наступила вскоре. Бурная, весенняя гроза разразилась ливнем и молниями. Мокрый, грязный, полуголый, с наручниками на запястьях, он ввалился среди ночи в квартиру Чая Яноша. Ночное купание не прошло даром для ослабленного организма — наутро у беглеца началось воспаление легких. Железный организм Засса выдюжил и на этот раз. Вскоре приехал сам Янош. Он привез с собой высокого и худого человека, одетого во все черное. Состоялось знакомство: синьор Пазолини — Александр Засс. - Синьор Пазолини обещает вывезти тебя в Италию. Он готов ссудить тебе деньги, если ты согласишься сделать его своим импресарио. Честно говоря, это значит, что он готов вытащить тебя из этой истории, если ты в будущем станешь на него работать. — Я согласен,— тут же ответил Шура. — Теперь поговорим о формальностях. Вы получите английское подданство — это самое устойчивое государственное устройство в мире. У меня есть друзья, с их помощью мы легко устроим получение гражданства. Зарабатывать будете хорошо. Полагаю, что 20 процентов от ваших сборов выразится в круглой сумме. Это и будет ваша доля. Со мной вы не расстанетесь до тех пор, пока я этого не захочу. Иначе вам придется платить неустойку, которую не сможете заработать за всю жизнь. А английские законы строги. Вот договор,— синьор вынул из кармана бумагу,— подпишите. Александр подписал контракт. Он не думал о последствиях. Он не верил, что такой вот листок может закабалить его на всю жизнь. — Теперь одно условие. Никакого Засса больше не существует. Афиши сообщат о появлении загадочного Железного Самсона.
…Прошло сорок лет. На окраине Лондона, у стола с зеленой лампой сидит старый, усталый человек. Он разбирает пожелтевшие бумаги. Это его любимое занятие с тех пор, как пришлось расстаться с силовым цирком. Правда, он еще появляется на манеже с дрессированными животными. В газетах иногда мелькает его имя: «Железный Самсон — дрессировщик пони, обезьян и комнатных собачек; неповторимые номера — сальто вперед, изящные пируэты». А ведь было иное время. Мистер Пулум, директор знаменитого тяжелоатлетического клуба «Камбервел», писал о нем в журнале «Силач» : «Прямо в сердце Англии прибыл человек, способный выполнять номера, в которые здравый смысл отказывается верить. Причина, которая заставляет подозревать Самсона в недобросовестных трюках,— его «внешность». Лучше сказать — отсутствие этой «внешности». Его рост—1 метр 66 сантиметров, вес — не более 75 килограммов. Правда, расширение его груди и расширение мышц колоссальны (экскурсия грудной клетки равна 23 сантиметрам: 96—119 сантиметров. Живи он на родине — все, наверное, сложилось бы иначе. Он читал в газетах о преемниках Дурова, об учениках Поддубного. С одним из Дуровых встречался в Лондоне во время его гастролей. Там, на родине, Александр Засс не остался бы на старости лет одиноким, никому не нужным. В 1925 году в Лондоне вышла книга «Удивительный Самсон. Рассказано им самим», в которой повествовалось о перипетиях его судьбы. Последнее публичное выступление в качестве силача состоялось в 1954 году, когда артисту было 66 лет. Умер А.И.Засс в 1962 году. Похоронен близ Лондона в небольшом городке Хокли, где был его дом.
Динамические упражнения А.Засса
Для упражнений применяется отягощение — мешок специальной формы (в виде подушки), который можно сделать из дерматина, клеенки, кожи и т. д. Мешок наполняется опилками, которые по мере тренированности постепенно заменяются песком После двух недель с начальным весом в 4—7 кг из мешка вынимают пригоршню опилок и заменяют пригоршней песка. В дальнейшем эта замена производится через каждые 3—4 дня. Не нужно спешить с увеличением веса. Концентрация внимания на выполнении упражнений составляет половину успеха. После каждого упражнения с мешком делаются упражнения, стимулирующие глубокое дыхание Дыхательные упражнения делаются из исходного положения стоя, пятки вместе, носки врозь, руки вдоль тела: а) делая глубокий вдох, поднять руки через стороны до положения несколько выше уровня плеч с одновременным подниманием на носки. Возвратиться в исходное положение — выдох; б) исходное положение — то же. Делая глубокий вдох, поднять руки вперед (ладони внутрь) и развести в стороны. Возвратиться в исходное положение. При выполнении упражнений с мешком особое внимание нужно обращать на постановку правильного дыхания. Вдох должен совпадать с наиболее выгодными условиями для расширения грудной клетки при затрате наименьших усилий при выполнении упражнения. Такие условия создаются при выпрямленном корпусе и разведении или поднимании рук. Для выдоха наиболее благоприятным положением является сгибание корпуса, сведение или опускание рук. Темп движений при выполнении упражнений первое время должен быть медленный, а по мере тренированности — средним.
Упражнение 1. Исходное положение — ноги на ширине плеч, мешок (отягощение) на полу около носков. Наклониться, несколько согнув ноги, взять мешок руками и в один темп поднять на грудь. Сделав паузу, выжать на прямые руки. Четко зафиксировав, опустить на грудь и на пол. Повторяется 10—15 раз.
Упражнение 2. Исходное положение — стоя, пятки вместе, носки врозь, мешок в руках на груди. Медленно присесть на носках с одновременным выжиманием мешка вверх на прямые руки. После отчетливой фиксации опустить мешок на грудь с одновременным выпрямлением ног. Следить за синхронным движением рук и ног. Повторить 10—15 раз.
Упражнение 3. Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч, мешок на ладони одной руки, у плеча. Выжать мешок на прямую руку, повернуть его дважды влево и вправо, используя запястье как ось вращения. Возвратиться в исходное положение. Повторять упражнение до усталости работающих групп мышц. Затем упражнение выполняют другой рукой. Через некоторое время в это упражнение вносят изменение (главным образом для развития пальцев). После поднятия отягощения на прямую руку, начните двигать по отдельности каждым пальцем, как будто вы пытаетесь поднять мешок еще выше. Выполнять до усталости работающих групп мышц.
Упражнение 4. Исходное положение — стоя, ноги несколько шире плеч. Мешок на ладони согнутой руки у плеча, локоть отведен в сторону. За счет толчка руки и ног перебросить мешок с одной руки на другую так, чтобы мешок в полете описал полукруг. Затем упражнение выполняется в обратном порядке. Постепенно повышать траекторию полета мешка. Повторяется 10—15 раз.
Упражнение 5. Исходное положение — стоя, ноги шире плеч, несколько согнуты в коленях. Мешок в руках около колен. Выпрямляя ноги и туловище, подбросить мешок вверх над собой на 1,0—1,5 м. Поймать его на лопатки и шею (с амортизацией ног). Затем толчком сбросить влево от себя и, не давая упасть на пол, поймать руками. Снова подбросить вверх, поймать на шею и лопатки и сбросить вправо, поймав затем руками. Повторить 10—15 раз.
Упражнение 6. Исходное положение — лежа на спине (на полу), взять мешок, находящийся на полу за головой прямыми руками и медленно поднять вверх до вертикального положение рук. Опустить на грудь, выжать и медленно вернуться в исходное положение. Повторить 10—15 раз.
Упражнение 7. Исходное положение — то же. Поднять ноги, согнуть их в коленях, положить мешок на ступни ног и выжать, выпрямляя ноги. После фиксации опустить в исходное положение. Выполняется до усталости работающих групп мышц. По мере тренированности упражнение начинают выполнять каждой ногой поочередно.
Упражнение 8. Исходное положение — стоя, пятки вместе, носки врозь, руки с мешком внизу, дугой влево вверх прямыми руками поднять мешок над головой, затем дугой вправо вниз опустить в исходное положение. При следующем повторении движение выполняют в другую сторону. Выполняют 10—15 раз.
Оренбургский цирк
Согласно историческим документам, первые цирковые труппы выступали в Оренбурге еще в начале 19 века. Тогда в городе проводилось много ярмарок, и на торговых площадях вырастали балаганы, в которые «деды-зазывалы» приглашали зрителей посмотреть выступления цирковых акробатов, жонглёров, фокусников и клоунов. Цирковое искусство особо почиталось жителями города: они всегда гостеприимно встречали цирковых антрепренеров и приезжих артистов. В 1916 году в Оренбурге открылось фундаментальное каменное здание нового цирка. в него было проведено электрическое освещение и даже водопровод. Представления в цирке Оренбурга давались и в зимний период. Этот цирк в 1929 году был передан в систему государственных цирков. В 1935 году в Оренбурге появился еще один летний цирк с брезентовой крышей (типа шапито), в котором давали представления гастролирующие артисты. Он был рассчитан на 1700 зрителей, просуществовал 11 лет, и в 1945 году его здание погибло в пожаре. Вскоре после войны в Оренбурге было построено новое стационарное здание цирка, которое существует и поныне.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: